§ 18. Линейные программы | Переменная (68 часов в уч. год)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень)


Уроки 26 - 29
§18. Линейные программы



Содержание урока

Переменные

Работа с переменными

Арифметические выражения

Операции с целыми числами

Вывод данных на экран

Операции с вещественными числами

Случайные и псевдослучайные числа

Выводы. Интеллект-карта

Вопросы и задания

Практическая работа № 7 «Линейные программы»

Практическая работа № 8 «Операции с целыми числами»

Практическая работа № 9 «Операции с вещественными числами»

Практическая работа № 10 «Случайные числа»


Переменные


Ключевые слова:


• линейная программа
• переменная
• идентификатор
• объявление переменной
• оператор ввода
• оператор присваивания
• список вывода
• арифметическое выражение
• приоритет операций
• форматный вывод
• случайные числа
• псевдослучайные числа


В этом параграфе мы научимся писать простые программы, которые выполняют вычисления. Команды в программе будут выполняться последовательно, одна за другой. Как вы знаете, такие алгоритмы (и программы) называются линейными.

Переменные


Начнём с того, что научим компьютер складывать два целых числа.

Программа должна:

1) запросить у пользователя два целых числа;
2) сложить их;
3) вывести результат сложения.

Определите входные данные и результат этого алгоритма. 

Запишем программу, в которую вместо команд пока вставим комментарии:

Попробуйте запустить эту программу. Что получилось? Почему?


Компьютер не может выполнить эту программу, потому что команд «ввести два числа» и ей подобных, которые записаны в комментариях, нет в его системе команд. Будем постепенно расшифровывать комментарии — записывать вместо них операторы языка программирования.

Исходные данные (числа), которые будет вводить человек, нужно сохранить в памяти компьютера. Для этого используют переменные.

Переменная — это величина, которая имеет имя, тип и значение. Значение переменной может изменяться во время выполнения программы.

Переменная обозначает ячейку памяти. Она может хранить только одно значение. При записи в неё нового значения «старое» стирается и его уже никак не восстановить.

Переменные в программе необходимо объявлять. При объявлении указывается тип переменной и её имя (идентификатор, от слова «идентифицировать» — отличать от других). С идентификаторами мы уже встречались: имя программы — это тоже идентификатор.

Идентификатор — это имя программы или переменной.

Вот так объявляются целочисленные переменные (в которых могут храниться только целые значения) с именами а, b и с:

цел a, b, с                          var а, b, с: integer;

В языке Паскаль описание переменных начинается со служебного слова var, после него записывают список переменных и в конце через двоеточие — их тип.

Выясните, что означает английское слово integer и откуда произошло служебное слово var в языке Паскаль.


Имена переменных строятся по тем же правилам, что и имена программ. В языке Паскаль можно использовать в именах латинские буквы (строчные и прописные буквы не различаются), цифры и знак подчёркивания «_». Имя не может начинаться с цифры, иначе транслятору будет сложнее различить, где начинается имя, а где — число.

В алгоритмическом языке в именах разрешены также пробелы и русские буквы, причём строчные и прописные буквы различаются (поэтому х и X — это разные имена переменных).

Выберите правильные имена переменных:

Желательно давать переменным «говорящие» имена, чтобы можно было сразу понять, зачем нужна та или иная переменная. Например, переменная с именем summa, скорее всего, служит для хранения какой-то суммы.

Тип переменной нужен для того, чтобы определить:

• какие значения может принимать переменная;
• какие операции можно выполнять с этой переменной;
• сколько памяти нужно выделить для хранения значения.

Значение переменной сразу после объявления не определено:

переменной выделяется некоторая область памяти, там мог быть до этого записан любой двоичный код.

Следующая страница Работа с переменными



Cкачать материалы урока







Наверх