Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень)



Уроки 26 - 29
§18. Линейные программы







Содержание урока

Переменные

Работа с переменными

Арифметические выражения

Операции с целыми числами

Вывод данных на экран

Операции с вещественными числами

Случайные и псевдослучайные числа

Выводы. Интеллект-карта

Вопросы и задания

Практическая работа № 7 «Линейные программы»

Практическая работа № 8 «Операции с целыми числами»

Практическая работа № 9 «Операции с вещественными числами»

Практическая работа № 10 «Случайные числа»


Операции с целыми числами


Часто нужно получить целый результат деления целых чисел и остаток от деления. Например, известен интервал времени в секундах (скажем, 175 секунд) и нужно определить, сколько в нём целых минут и оставшихся секунд (175 с = 2 мин 55 с). Здесь число минут — это целая часть от деления 175 на 60, а 55 секунд — это остаток от этого деления. 

В таких случаях в алгоритмическом языке используют команды div и mod, а в Паскале — операции с теми же именами (они имеют такой же приоритет, как умножение и деление):


t:=175               t:=175;
m:=div(t, 60) | = 2               m:=t div 60 {= 2}
s:=mod(t, 60) | = 55               s:=t mod 60 {= 55}

С помощью этих операций удобно работать с отдельными цифрами числа. Как мы увидели в главе 2, остаток от деления числа на 10 — это последняя цифра его десятичной записи 1).


А остаток от деления на N — последняя цифра записи числа в системе счисления с основанием N.



N:=123               N:=123;
dl:=mod(N, 10) | =3               dl:=N mod 10; { =3 }

Чему равен остаток от деления числа N на 100?


dl2:=mod(N, 100)               dl2:=N mod 100;

Если разделить число на 10 и взять только целую часть, мы отбросим последнюю цифру числа: значение div (123, 10) равно 12.


N:=123               N:=123;
d: =div (N, 10) | =12               d:=N div 10; { =12 }

Как с помощью операций div и mod выделить вторую с конца цифру числа?

Следующая страница Вывод данных на экран



Cкачать материалы урока





Наверх