Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень)



Урок 15
§10. Другие логические операции







Содержание урока

Импликация

Эквиваленция

Исключающее ИЛИ

Шифрование

Выводы

Вопросы и задания

Практическая работа № 8 «Шифрование»


Шифрование


Формулу (А ⊕ В) ⊕ В = А можно использовать для шифрования данных. Пусть А и В — это двоичные коды одинаковой длины. Чтобы зашифровать данные А с использованием ключа B, надо применить операцию исключающее ИЛИ отдельно для каждого двоичного разряда А и B. Для расшифровки ещё раз применяется исключающее ИЛИ с тем же ключом B. Нужно отметить, что такой метод шифрования очень нестойкий: для достаточно длинных текстов его легко взломать.

Например, пусть Алиса хочет секретно передать Борису число 9 в виде четырёхбитной двоичной цепочки 1001. Для шифрования они заранее договорились использовать ключ — двоичную цепочку 0101. Алиса шифрует каждый бит отдельно, выполняя операцию исключающее ИЛИ с соответствующим битом ключа, в результате получается цепочка 1100 (рис. 2.16).

Рис. 2.16

Рис. 2.16

Борис, получив цепочку 1100, применяет для расшифровки тот же ключ 0101 и получает исходное сообщение — 1001 (рис. 2.17).

Рис. 2.17

Рис. 2.17

Работа в парах. Договоритесь с напарником, какой четырёхбитный ключ вы будете использовать для шифровки. Зашифруйте год, когда произошло какое-нибудь известное историческое событие (четырёхбитный код каждой цифры отдельно с тем же ключом), и передайте напарнику зашифрованное сообщение. Попросите его назвать это событие.

Следующая страница Выводы



Cкачать материалы урока








Наверх