Планирование уроков на учебный год (ФГОС)



Урок 1
§1. Информация
Информационная грамотность и информационная культура




Содержание урока:

1.1. Информация, её свойства и виды.

1.2. Информационная культура и информационная грамотность.

1.3. Этапы работы с информацией.

1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией.

САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания.

Материалы к уроку





1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией


Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

При чтении текстов их можно размечать знаками, например такими:

+ знакомая информация;
! — новая информация;
? — информация, вызывающая сомнение и вопросы.

Очень важно уметь выделять в тексте главное, концентрируя внимание на опорных (ключевых) словах и фразах, несущих основную смысловую нагрузку.

Как правило, тексты избыточны — в них используется гораздо больше слов, чем требуется для передачи информации. С одной стороны, «лишние» слова нужны, т. к. позволяют лучше понять смысл текста. С другой стороны, поняв текст, можно выполнить его смысловое свёртывание, избавившись от лишних слов. Вот некоторые формы представления свёрнутой информации:

аннотация — краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их содержания, назначения, ценности и т. д.;
конспект — краткое изложение или краткая запись содержания услышанного или прочитанного, обычно своими словами;
резюме — краткий вывод из сказанного, написанного;
реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата;
тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п.

Широко используются и графические формы свёртывания информации. Рассмотрим некоторые из них.

Кластер (от англ. cluster — гроздь, скопление) — графическая схема, используемая для представления в структурированном виде ключевых слов и словосочетаний, относящихся к рассматриваемому вопросу. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие. В овалах второго уровня — понятия, раскрывающие смысл ключевого. В овалах третьего уровня идёт детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне и т. д. На рисунке 1.4 представлен кластер, описывающий виды компьютерного интерфейса.

Рис. 1.4. Пример кластера


Ещё одна графическая форма свёртывания информации — денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю). При его построении необходимо придерживаться следующих правил.

1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.

2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие с его существенными признаками и отражающие движение от понятия к этим признакам. Это могут быть:

• глаголы, обозначающие цель (направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.);
• глаголы, обозначающие процесс достижения результата (достигать, осуществлять, выполнять и т. д.);
• глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата (основываться, опираться, базироваться и т. д.);
• самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия.

Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.

3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия.

4. Следите за чередованием имени и глагола. Именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи.

5. Проверяйте каждый блок включённой в граф информации во избежание ошибок, несоответствий и противоречий.

На рисунке 1.5 изображён денотатный граф, раскрывающий существенные признаки понятия «система».

Для обобщения и систематизации крупных блоков информации можно использовать интеллект-карты, принципы построения которых придумал британский психолог Тони Бьюзен. Строгих правил построения интеллект-карт не существует, но при их создании можно учитывать следующие рекомендации.

Рис. 1.5. Пример денотатного графа


1. В центре листа картинкой или несколькими словами обозначьте основное понятие, возьмите его в рамку или в кружок.

2. От центрального объекта нарисуйте в разные стороны цветные ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации. Подпишите каждую ветвь одним-двумя словами (надпись должна быть разборчивой).

3. Рисуя интеллект-карту, применяйте как можно больше цветов и как можно чаще используйте рисунки.

4. От каждой ветви нарисуйте несколько более тонких вето- чек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5. Смысловые блоки отделяйте линиями, берите в рамку.

6. Связи между элементами интеллект-карты показывайте стрелками разного цвета и толщины.

7. Сначала оформляйте основные идеи, а затем уже их редактируйте, делая карту более понятной и красивой.

На рисунке 1.6 представлена интеллект-карта, дающая развёрнутое представление о понятии «объект».

Рис. 1.6. Пример интеллект-карты


Cкачать материалы урока






Наверх