§1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура | Вопросы и задания (курс фгос 34 ч.)

Планирование уроков на учебный год (ФГОС)


Урок 1
§1. Информация
Информационная грамотность и информационная культура



Содержание урока:

1.1. Информация, её свойства и виды.

1.2. Информационная культура и информационная грамотность.

1.3. Этапы работы с информацией.

1.4. Некоторые приёмы работы с текстовой информацией.

САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания.

Материалы к уроку





САМОЕ ГЛАВНОЕ


Информация (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение) — одно из фундаментальных понятий современной науки, не объясняемых через другие понятия. Информация обладает такими характеристиками, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность и др.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.

Работу человека с информацией можно разделить на несколько этапов: стартовый этап, этап поиска информации, этап осмысления полученной информации, этап рефлексии.

Основная часть накопленной человечеством информации зафиксирована в текстовой форме. Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире.

Вопросы и задания


1. Почему нельзя дать строгое и однозначное определение термину «информация»? В чём состоит принципиальное отличие информации от вещества и энергии?

2. Какие существуют основные философские концепции, связанные с понятием информации?

3. Что такое информационная культура человека? Каковы её основные составляющие?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы работы человека с информацией.

5. Объясните значение слов «идентификация», «организация», «реорганизация», «интерпретация», «рефлексия». Представьте один из перечисленных процессов с помощью сиквейна — пятистрочника, строящегося по следующей схеме:

1) название темы сиквейна (в данном случае название процесса) одним словом или словосочетанием;
2) описание темы двумя прилагательными или причастиями;
3) описание действий, связанных с темой, тремя словами;
4) фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, объекту;
5) синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы; ассоциация с темой.

6. В какой ситуации вам могут пригодиться вопросы, образующие ромашку Блума? Попробуйте сформулировать хотя бы по одному вопросу из каждой группы.

7. Какие слова называют ключевыми? Перечислите ключевые слова этого параграфа.

8. Поясните суть смыслового свёртывания информации.

9. Какие текстовые формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.

11. Используйте интеллект-карту (рис. 1.6) для того, чтобы сделать краткое сообщение об объектах.

12. Используйте денотатный граф (рис. 1.5) для того, чтобы сделать краткое сообщение о системах.

Cкачать материалы урока






Наверх