Планирование уроков на учебный год (ФГОС)



Урок 13
§11.1-11.4. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую





Содержание урока:

11.1. Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q

11.2. Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления

11.3. Перевод целого числа из системы счисления с основанием р в систему счисления с основанием q

11.4. Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Материалы к уроку


liniya

11.1. Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q


Для перевода целого десятичного числа в систему счисления с основанием q следует:

1) последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы счисления до тех пор, пока не получится частное, равное нулю;
2) полученные остатки, являющиеся цифрами числа в новой системе счисления, привести в соответствие алфавиту новой системы счисления;
3) составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка.

Рассмотрим примеры перевода целых десятичных чисел в 2-ичную, 8-ричную и 16-ричную системы счисления.

Пример 1.

Пример 2.

Пример 3.

Пример 4. Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись десятичного числа 22 оканчивается на 4.

Поскольку запись числа в системе счисления с основанием q заканчивается на 4, остаток от деления числа 22 на q равен 4: 22 mod q = 41). Следовательно, 18 mod q = 0. Это верно для q ∈ {18, 9, 6, 3, 2, 1}.


1) Операция mod — вычисление остатка от целочисленного деления.


Так как в новой системе счисления запись числа оканчивается на 4, то q > 4. Следовательно, условию задачи удовлетворяют основания: 18, 9 и 6.

Cкачать материалы урока






Наверх