Планирование уроков на учебный год (ФГОС)



Урок 18
§15. Кодирование графической информации






Содержание урока:

15.1. Общие подходы к кодированию графической информации. 15.2. Векторная и растровая графика

15.3. Кодирование цвета

15.4. Цветовая модель RGB

15.5. Цветовая модель HSB. 15.6. Цветовая модель CMYK

САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания

Материалы к уроку


liniya

15.3. Кодирование цвета


Из курса физики вам известно, что цвет — это ощущение, которое возникает у человека при воздействии на его зрительный аппарат электромагнитного излучения с длиной волны в диапазоне от 380 до 760 нм1). В табл. 3.11 показана зависимость цвета от длины волны видимого спектра.


1) Нанометр (нм) — единица измерения длины в Международной системе единиц (СИ), равная одной миллиардной части метра (т. е. 10 -9 м).


Учёным долгое время не удавалось объяснить процесс цветовосприятия. Первые серьёзные результаты в этой области были получены Исааком Ньютоном (1643 - 1727), который описал составную природу белого света, выделив в его спектре семь основных (наиболее заметных) цветов — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Таблица 3.11

Зависимость цвета от длины волны видимого спектра


Позднее, в 1756 году, выдающийся русский учёный М. В. Ломоносов (1711 - 1765), исследуя вопросы окрашивания стёкол, обнаружил, что для придания стеклу любого цветового оттенка достаточно использовать всего три основные краски, смешивая их в определённых пропорциях. Спустя столетие эти факты были теоретически обобщены немецким учёным Германом Грассманом (1809 - 1877), сформулировавшим законы синтеза цвета. Наиболее важными из них для понимания сути цветовоспроизведения и цветового кодирования являются следующие два закона.

Закон трёхмерности: с помощью трёх линейно независимых цветов можно однозначно выразить любой цвет. Цвета считаются линейно независимыми, если никакой из них нельзя получить путём смешения остальных.

Закон непрерывности: при непрерывном изменении пропорции, в которой взяты компоненты цветовой смеси, получаемый цвет также меняется непрерывно.

На основании законов Грассмана можно сделать вывод, что любому цвету однозначно соответствует определённая точка трёхмерного пространства. Действительно, каждая цветовая модель задаёт некоторую систему координат, в которой основные цвета модели играют роль осей, а цвета можно рассматривать как точки или векторы в трёхмерном цветовом пространстве.

В компьютерной технике чаще всего используются следующие цветовые модели:

RGB (Red — Green — Blue, красный — зелёный — синий);
HSB (Hue — Saturation — Brightness, цветовой оттенок — насыщенность — яркость);
CMYK (Cyan — Magenta — Yellow — blacK, голубой — пурпурный — жёлтый — чёрный).

Cкачать материалы урока






Наверх