Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, профильный уровень)



Уроки 36 - 41
§2.7. Кодирование числовой информации. Системы счисления






Содержание урока

2.7.1. Непозиционные системы счисления

Единичная система счисления

Древнеегипетская непозиционная система счисления

Римская система счисления

Практическое задание «Римская система счисления»

Алфавитные системы счисления

Контрольные вопросы. Задания. Компьютерный практикум

2.7.2. Позиционные системы счисления

2.7.1. Непозиционные системы счисления


Алфавитные системы счисления


Более совершенными непозиционными системами счисления были алфавитные системы. К числу таких систем счисления относились греческая, славянская, финикийская и другие. В них числа от 1 до 9, десятки (от 10 до 90) и сотни (от 100 до 900) обозначались буквами алфавита.

В алфавитной системе счисления Древней Греции числа 1, 2, ..., 9 обозначались первыми девятью буквами греческого алфавита, например α = 1, β = 2, γ = 3 и т. д. Для обозначения чисел 10, 20, ..., 90 применялись следующие 9 букв (ι = 10, κ = 20, λ = 30, μ = 40 и т. д.), а для обозначения чисел 100, 200, ..., 900 — последние 9 букв (ρ = 100, σ = 200, τ = 300 и т. д.). Например, число 141 обозначалось ρμα.

У славянских народов числовые значения букв установились в порядке славянского алфавита, который использовал сначала глаголицу, а затем кириллицу (рис. 2.18).

Рис. 2.18. Древнерусская алфавитная система счисления

В России славянская нумерация сохранилась до конца XVII века. При Петре I возобладала так называемая арабская нумерация, которой мы пользуемся и сейчас. Славянская нумерация сохранилась только в богослужебных книгах.

Непозиционные системы счисления имеют ряд существенных недостатков:

1. Существует постоянная потребность введения новых знаков для записи больших чисел.

2. Невозможно представлять дробные и отрицательные числа.

3. Сложно выполнять арифметические операции, так как не существует алгоритмов их выполнения.

Следующая страница Контрольные вопросы. Задания. Компьютерный практикум



Cкачать материалы урока







Наверх