Дискретизация
В конце XX века задачи моделирования законов движения решались с помощью аналоговых вычислительных машин, которые работали с аналоговыми сигналами. Мы будем использовать цифровой (дискретный) компьютер, поэтому нужно выполнить дискретизацию — перейти к дискретной модели, которая описывает движение мяча в отдельные моменты времени с некоторым шагом :
Нам нужно построить такую модель, которая позволит вычислить скорость и высоту мяча в момент ti+1 = (i + 1) • при известных данных в момент ti = i • . Чтобы использовать известные формулы для равноускоренного движения, мы предположим, что на отрезке [ti, ti+1] ускорение изменяется очень мало и можно считать его примерно постоянным. Конечно, фактически это не так, но при маленьком интервале ошибка будет небольшой.
Как выбрать ? Понятно, что чем меньше , тем точнее модель и меньше ошибка моделирования. Вместе с тем при уменьшении возрастает объём расчётов, поэтому нужно попытаться найти «золотую середину». Можно, например, начать с большого (допустим, 1 с) и постепенно уменьшать его, повторяя моделирование до тех пор, пока результаты практически перестанут изменяться.
Итак, предположим, что в момент ti скорость мяча1 равна vi и он находится на высоте yi. Определим силу сопротивления и ускорение в этот момент:
1 Здесь и далее мы фактически рассматриваем проекции скорости, ускорения и сил на вертикальную ось.
Предполагая, что мяч летел с постоянным ускорением ai в течение всего интервала величиной , вычислим его скорость и координату в момент ti+1 по формулам для равноускоренного движения:
Эта дискретная модель описывает изменение скорости и высоты мяча через интервал .
Следующая страница Компьютерная модель