Иерархия классов | Классификации (11 кл. 136 ч.)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, полный углублённый курс, по 4 часа в неделю)


Уроки 92 - 94
Иерархия классов
(§50. Иерархия классов)



Содержание урока

Классификации

Иерархия логических элементов

Базовый класс

Классы-наследники

Модульность

Сообщения между объектами

Вопросы и задания

Задачи


Классификации


Как в науке, так и в быту, важную роль играет классификация — разделение изучаемых объектов на группы (классы), объединённые общими признаками. Прежде всего это нужно для того, чтобы не запутаться в большом количестве данных и не описывать каждый объект заново.

Например, есть много видов фруктов 1 (яблоки, груши, бананы, апельсины и т. д.), но все они обладают некоторыми общими свойствами. Если перевести этот пример на язык ООП, класс Яблоко — это подкласс (производный класс, класс-наследник, потомок) класса Фрукт, а класс Фрукт — это базовый класс (суперкласс, класс-предок) для класса Яблоко (а также для классов Груша, Слива, Апельсин и др.).


1 Фруктами называют сочные съедобные плоды деревьев и кустарников.



Стрелка на схеме (рис. 7.9) обозначает наследование. Например, класс Яблоко — это наследник класса Фрукт.

Рис. 7.9

Рис. 7.9

Классический пример научной классификации — классификация животных или растений. Как вы знаете, она представляет собой иерархию (многоуровневую структуру). Например, горный клевер относится к роду Клевер семейства Бобовые класса Двудольные и т. д. Говоря на языке ООП, класс Горный клевер — это наследник класса Клевер, а тот, в свою очередь, — наследник класса Бобовые, который является наследником класса Двудольные и т. д.

Класс Б является наследником класса А, если можно сказать, что Б — это разновидность А.

Например, можно сказать, что яблоко — это фрукт, а горный клевер — одно из растений семейства Двудольные. В то же время мы не можем сказать, что «двигатель — это разновидность машины», поэтому класс Двигатель не является наследником класса Машина. Двигатель — это составная часть машины, поэтому объект класса Машина содержит в себе объект класса Двигатель. Отношения между двигателем и машиной — это отношение «часть — целое».

Следующая страница Иерархия логических элементов



Cкачать материалы урока







Наверх