Отражение света
В природе нет объектов, которые были бы абсолютно гладкими и ровно покрашены в один серый цвет. Сцена не будет смотреться реалистично, пока мы не применим материалы, т. е. не зададим какие-то свойства, по которым можно отличить дерево, металл, мрамор, кирпич, песок. Без использования материалов невозможно сделать тела блестящими, прозрачными, светящимися и т. п.
Для того, чтобы разобраться со свойствами материалов, нужно понять, как мы видим окружающие предметы. Какой-то источник света (солнце, лампочка и т. п.) излучает световые волны, которые попадают на объекты. При этом часть волн поглощается материалом, а остальные отражаются от поверхности. Глаз воспринимает попадающие в него отражённые световые волны, длины их волн определяет видимый цвет предмета. Например, если источник излучает «белый» свет (включающий волны всех частот видимого светового диапазона), а мы видим зелёную поверхность, это означает, что материал поглощает все волны, кроме тех, которые соответствуют зелёному цвету.
Из курса физики вам известен закон отражения света, согласно которому угол отражения равен углу падения. Такое отражение называется зеркальным (англ. specular), при этом предполагается, что поверхность идеально ровная (рис. 9.29). Однако на самом деле любой материал имеет шероховатости, различающиеся по размеру. Поэтому лучи света отражаются от большинства предметов во всех направлениях, такое отражение называется рассеянным, или диффузным (англ. diffuse). Именно диффузное отражение определяет цвет объекта, который мы видим (см. рис. 9.29).
Рис. 9.29
Тип отражения зависит от степени шероховатости. Если размеры неровностей соизмеримы с длиной световой волны, происходит зеркальное отражение. Если неровности значительно больше длины волны, происходит рассеяние света (диффузия) и в глаз (или в съёмочную камеру) попадают лучи, отражённые от всех точек поверхности.
Следующая страница Простые материалы