Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, полный углублённый курс, по 4 часа в неделю)



Уроки 122 - 124
Материалы и текстуры
(§71. Материалы)






Содержание урока

Отражение света

Простые материалы

Многокомпонентные материалы

Текстуры

UV-проекция

Вопросы и задания

Задачи


UV-проекция


Пользователь может вручную определить, как именно точки рисунка будут проецироваться на поверхность. Для этого применяется так называемая UV-проекция, или UV-развёртка (UV unwrap).

Чтобы вручную задать способ нало- жения текстуры на грани объекта, используется специальная система координат UV, которая похожа на стандартную прямоугольную систему ХУ на плоскости. Оси U и V аналогичны осям X и Y, но относятся не к трёхмерной модели, а к текстуре (рис. 9.34). Построить UV-проекцию означает сопоставить каждой точке (х, y, z) поверхности объекта некоторую точку текстуры (u, v).

Рис. 9.34

Рис. 9.34

Для каждой грани можно настраивать UV-проекцию отдельно с помощью специального окна Редактор UV-изображений (UV/Image Editor). Для этого в окне трёхмерной проекции (3D View) надо перейти в режим редактирования сетки (клавиша Tab) и выделить нужную грань. Затем следует выбрать пункт меню Полисетка — UV-развёртка — Развернуть (Mesh - UV Unwrap - Unwrap), и в окне редактора UV-проекций появляется плоская сетка, повторяющая форму грани (рис. 9.35).

Рис. 9.35

Рис. 9.35

Положение вершин и рёбер такой сетки можно изменять так же, как и положение вершин и рёбер трёхмерной сеточной модели в режиме редактирования. С помощью этого приёма можно, например, вырезать из одной и той же текстуры разные рисунки для каждой грани.

Для того чтобы при построении изображения использовались координаты, заданные пользователем, а не построенные автоматически, в списке Координаты (Coordinates) на панели Отображение (Mapping) нужно выбрать вариант UV вместо Сгенерировать (Generated).

Если граней много, возникают некоторые сложности. В этом случае удобно выделить в режиме редактирования сразу несколько граней объекта, тогда в окне редактора UV-проекций будет показана вся соответствующая им сетка (рис. 9.36). Сетку и её части можно перемещать по текстуре (клавиша G), вращать (клавиша R) и масштабировать (клавиша S).

Рис. 9.36

Рис. 9.36

Программа Blender позволяет построить развёртку поверхности сложного объекта, указав, где нужно сделать разрезы. После этого на такой развёртке можно рисовать текстуру для готовой модели. Такой приём широко используется при создании персонажей в играх: по готовой развёртке модели рисуют текстуру (кожу, волосы, шкуру, одежду и т. д.).

Следующая страница Вопросы и задания



Cкачать материалы урока






Наверх