Планирование уроков на учебный год (ФГОС)



Урок 29
§17. Информационное общество




Содержание урока:

17.1. Понятие информационного общества
17.2. Информационные ресурсы, продукты и услуги
17.3. Информатизация образования
17.4. Россия на пути к информационному обществу
САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания
Материалы к уроку


liniya

17.1. Понятие информационного общества


Основы социальной информатики

Информатика изучает информационные процессы, протекающие в системах самой разной природы: технических, биологических, социальных. В последние десятилетия всё большее значение приобретают информационные процессы, характеризующиеся широкомасштабным применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества. Широкое и повсеместное применение ИКТ оказывает всё более сильное влияние на жизнь каждого отдельного человека и общества в целом.

Социальная информатика — это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с информационными процессами в обществе (социуме).

Мы рассмотрим ключевые понятия социальной информатики — информационное общество, информационные ресурсы, информационное право, а также тесно связанное с ними понятие информационной безопасности.

Понятие информационного общества

Из курсов истории и обществознания вам известно, что человеческая цивилизация в своём развитии прошла через несколько социально-экономических стадий (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Социально-экономические стадии развития общества


Одним из критериев, определяющим стадию общественного развития, является характер трудовой деятельности населения. Так, на этапе аграрного общества большая часть населения занята в сельском хозяйстве; в индустриальном обществе более половины населения занято в сфере промышленного производства; постиндустриальная стадия развития общества характеризуется тем, что более 50% населения занято в сфере услуг. О переходе на стадию информационного общества можно говорить тогда, когда более половины населения задействовано в сфере информационно-интеллектуального производства и услуг.

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

В 2000 г. в Окинаве восемь крупнейших промышленно развитых стран мира (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, Соединённые Штаты Америки, Франция, Япония) приняли Хартию глобального информационного общества, в которой определены приоритетные направления деятельности, способствующие вхождению государств в информационное общество.

Так, в Хартии подчёркивается, что:

• «все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества»;
• «информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного1) и ответственного управления, международного мира и стабильности».


1) Транспарентный — прозрачный, открытый, не содержащий недомолвок и секретов.


Ознакомьтесь с Окинавской Хартией (http://www.iis.ru/ library/okinawa/charter.ru.html). Назовите изложенные в ней приоритетные направления деятельности, способствующие процессу развития информационного общества.

В рамках Всемирной встречи (Всемирного саммита) на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г. — Тунис, 2005 г.) были сформулированы принципы построения информационного общества.

Ознакомьтесь с документом на сайте http://www.un.org/ru/ events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf Декларацией принципов построения информационного общества (http://www.un.org/ru/ events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf). Подготовьте презентацию, раскрывающую суть каждого из изложенных в ней принципов.

Можно выделить следующие основные черты информационного общества:

• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
• возрастание числа людей, занятых в сфере информационных и коммуникационных технологий, рост доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
• широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
• развитие информационной экономики, электронного правительства, электронных социальных сетей и др.

И развитые, и развивающиеся страны в разной степени продвинулись по пути к информационному обществу. Принято считать, что США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы — к 2030-2040 гг.

Cкачать материалы урока





Наверх