Планирование уроков на учебный год (ФГОС)



Урок 29
§17. Информационное общество






Содержание урока:

17.1. Понятие информационного общества
17.2. Информационные ресурсы, продукты и услуги
17.3. Информатизация образования
17.4. Россия на пути к информационному обществу
САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания
Материалы к уроку


liniya

Самое главное


Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Это общество характеризуется: широкомасштабным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); ростом доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами. Государственные информационные ресурсы используются для решения задач государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д.

Информационный продукт — информация всех видов, программные продукты, базы данных, представленные в форме товара, т. е. созданные с целью продажи за деньги или обмена на другие продукты.

Информационная услуга — действия, направленные на удовлетворение информационной потребности пользователя путём предоставления информационного продукта.

По мере продвижения к информационному обществу всё большие возможности, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий, появляются в сфере образования, способствуя повышению его доступности и качества, созданию системы непрерывного образования.

Основными документами, определяющими путь России к информационному обществу, являются «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)». Ожидается, что в результате реализации этой программы к 2020 г. существенно вырастет индекс Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и до 85% увеличится доля россиян, пользующихся электронными госуслугами в повседневной жизни.

Вопросы и задания


1. Какие социально-экономические стадии прошло человечество в своём развитии? Какой критерий может быть использован для определения стадии общественного развития?

2. Что такое информационное общество? Назовите его основные черты.

3. Работая в группе, вспомните и дайте краткую характеристику основных этапов информационного развития общества. Подготовьте презентацию, иллюстрирующую эти этапы.

4. Поясните смысл термина «ресурс». Какие бывают ресурсы?

5. Что называют информационными ресурсами?

6. Что представляют собой государственные информационные ресурсы? Выясните, что такое информационный кризис. Используйте дополнительные источники информации.

7. Выясните, что такое компьютерная зависимость и каковы её основные симптомы. Используйте дополнительные источники информации.

8. Выясните, что такое информационное неравенство. Используйте дополнительные источники информации.

9. Что такое информационный продукт? Чем информационные продукты отличаются от других продуктов?

10. Что такое информационная услуга? Приведите примеры. Пользовались ли вы информационными услугами лично?

11. Опишите структуру рынка информационных ресурсов и услуг.

12. На рынке информационных продуктов и услуг, как и на любом другом рынке, есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Кто может быть поставщиком информационных продуктов и услуг? Кто может быть покупателем информационных продуктов и услуг? Приведите примеры.

13. Подготовьте и проиллюстрируйте мультимедийными материалами сообщение на одну из следующих тем.

1) Мир ИТ-профессий.
2) «Поход» за покупками в онлайн-магазин.
3) «Умный дом» — будущее или реальность?

Укажите адреса сайтов, где вы нашли информацию по выбранной вами теме. На основании чего вы считаете возможным доверять этой информации?

14. Знаете ли вы о том, что ещё 50 лет тому назад выпускнику среднего или высшего учебного заведения было достаточно полученных им знаний для успешной профессиональной деятельности практически на протяжении всей жизни? Согласны ли вы с тем, что в наше время это не так? Будьте готовы обосновать свою точку зрения.

15. Опишите идеальный электронный учебник, с которым было бы интересно работать современному школьнику.

16. Какие образовательные ресурсы называются открытыми?

17. Назовите ключевые события, определяющие развитие информационного общества в России.

18. Назовите основные направления государственной программы «Информационное общество (2011-2020)».

19. Выясните, что представляет собой индекс готовности регионов России к информационному обществу (eregion.ru). Что учитывается при его расчёте? Назовите пять регионов-лидеров в рейтинге по готовности к информационному обществу. Какое место в этом рейтинге занимает ваш регион?

20. Проанализируйте адреса сайтов, имеющиеся в разделе 17.4 этого параграфа. Почему информацию на этих сайтах можно считать достоверной?

Cкачать материалы урока





Наверх