Рабочая программа по технологии авторов В. М. Казакевич, Г. В. Пичугиной, Г. Ю. Семёновой, Е. Н. Филимоновой, Г. Л. Копотевой, Е. Н. Максимовой





Пример рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 5 - 9 классах


Планируемые результаты, достигаемые при изучении предмета «Технология» в 5 - 9 классах



Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития


Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник основной школы:

• называет и характеризует технологии производства и обработки материалов, технологии растениеводства и животноводства , информационные технологии, актуальные управленческие технологии, нанотехнологии;

• объясняет на произвольно избранных примерах отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои заключения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты. Выпускник получает возможность анализировать и аргументированно рассуждать о развитии технологий в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, технологий растениеводства и животноводства, информационной сфере.

Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся


Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:

• следует технологии, в том числе в процессе изготовления нового продукта;

• оценивает условия применимости технологии, в том числе с позиций экологии;

• проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

• проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

• проводит оценку и испытание полученного продукта;

• проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

• описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; 

• анализирует возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

• получает и анализирует опыт разработки прикладных проектов:

• определяет характеристики и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе).

Выпускник получит возможность научиться: формулировать проблему, требующую технологического решения; модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией (заказом, потребностью, задачей); оценивать коммерческий потенциал продукта при его производстве в процессе предпринимательской деятельности.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения


Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:

• характеризует группы профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;

• характеризует группы предприятий региона проживания;

• характеризует учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, по оказываемым ими образовательным услугам, условиям поступления и особенностям обучения;

• получает опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, растениеводства животноводства, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников.

Выпускник получит возможность научиться анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, растениеводства и животноводства, информационной и социальных сферах.

Требования к результатам обучения


В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

• развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

• активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

• совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; 

• формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

• формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» обеспечивают:

• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;

• формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

• уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения.

Содержание учебного курса «Технология» в соответствии с Примерной программой обучения «Технологии» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых модулей. Поэтому представляемые результаты обучения не разделены по классам.

Предметные результаты


В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:

• умение пользоваться алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

• умение ориентироваться в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг; 

• умение ориентироваться в видах и назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;

• навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;

• навыки владения кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• владение методами творческой деятельности;

• умение применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:

• способность планировать технологический процесс и процесс труда;

• умения организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;

• умения проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;

• умения подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;

• умения подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;

• умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;

• умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;

• умения обосновывать разработку материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;

• умения разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;

• навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;

• навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;

• навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;

• умения проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;

• способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;

• знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;

• ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;

• умения выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; 

• умения документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.

В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:

• готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

• навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;

• навыки доказательно обосновывать выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

• навыки согласовывать свои возможности и потребности;

• ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;

• проявления экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;

• экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств, своего и чужого труда.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:

• умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;

• владение методами моделирования и конструирования;

• навыки применения различных технологий технического творчества в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;

• умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;

• композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:

• умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;

• способность бесконфликтного общения;

• навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;

• способность к коллективному решению творческих задач;

• желание и готовность прийти на помощь товарищу;

• умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.

В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:

• моторика и координация движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

• необходимая точность движений и ритма при выполнении различных технологических операций;

• умение соблюдать требуемую величину усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;

• умение пользоваться глазомером при выполнении технологических операций;

• умение выполнять технологические операции, пользуясь основными органами чувств. 

Метапредметные результаты


У учащихся будут сформированы:

• умения планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;

• умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• навыки творческого подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;

• способность моделировать планируемые процессы и объекты;

• аргументированная оценка принятых решений и формулирование выводов;

• отображение результатов своей деятельности в адекватной задачам форме;

• умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;

• умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;

• соотнесение своего вклада с вкладом других участников при решении общих задач коллектива;

• оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;

• понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.

Личностные результаты


У учащихся будут сформированы:

• познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;

• желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• трудолюбие и чувство ответственности за качество своей деятельности;

• умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

• способность планировать траекторию своей образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.



Наверх