Рабочая программа по технологии авторов В. М. Казакевич, Г. В. Пичугиной, Г. Ю. Семёновой, Е. Н. Филимоновой, Г. Л. Копотевой, Е. Н. Максимовой
Содержание рабочей программы
Пример рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 5 - 9 классах
Содержание учебного предмета «Технология» в 5 - 9 классах
Содержание курса «Технология» по годам обучения
Учебно-методическая поддержка преподавания курса «Технология»
Тематическое планирование по классам
Примерный календарно-тематический план для 5 - 8 (8+), 9 классов
Пример рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 5 - 9 классах
Планируемые результаты, достигаемые при изучении предмета «Технология» в 5 - 9 классах
Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития
Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник основной школы:
• называет и характеризует технологии производства и обработки материалов, технологии растениеводства и животноводства , информационные технологии, актуальные управленческие технологии, нанотехнологии;
• объясняет на произвольно избранных примерах отличия современных технологий производства материальных продуктов от традиционных технологий, связывая свои заключения с принципиальными алгоритмами, способами обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и мерой их технологической чистоты. Выпускник получает возможность анализировать и аргументированно рассуждать о развитии технологий в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, технологий растениеводства и животноводства, информационной сфере.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления учащихся
Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:
• следует технологии, в том числе в процессе изготовления нового продукта;
• оценивает условия применимости технологии, в том числе с позиций экологии;
• проверяет прогнозы опытно-экспериментальным путём, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
• проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;
• проводит оценку и испытание полученного продукта;
• проводит анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;
• описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
• анализирует возможные технологические решения, определяет их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;
• получает и анализирует опыт разработки прикладных проектов:
• определяет характеристики и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе).
Выпускник получит возможность научиться: формулировать проблему, требующую технологического решения; модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией (заказом, потребностью, задачей); оценивать коммерческий потенциал продукта при его производстве в процессе предпринимательской деятельности.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Результаты выпускника основной ступени базового уровня выражаются в том, что выпускник:
• характеризует группы профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере;
• характеризует группы предприятий региона проживания;
• характеризует учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, по оказываемым ими образовательным услугам, условиям поступления и особенностям обучения;
• получает опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, растениеводства животноводства, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников.
Выпускник получит возможность научиться анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, растениеводства и животноводства, информационной и социальных сферах.
Требования к результатам обучения
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
• развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
• активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
• совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
• формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Планируемые результаты освоения содержания предмета «Технология» обеспечивают:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
• формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
• уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения.
Содержание учебного курса «Технология» в соответствии с Примерной программой обучения «Технологии» строится по годам обучения концентрически. В основе такого построения лежит принцип усложнения и тематического расширения 11 базовых модулей. Поэтому представляемые результаты обучения не разделены по классам.
Предметные результаты
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:
• умение пользоваться алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
• умение ориентироваться в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;
• умение ориентироваться в видах и назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
• навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;
• навыки владения кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• владение методами творческой деятельности;
• умение применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:
• способность планировать технологический процесс и процесс труда;
• умения организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда;
• умения проводить необходимые опыты и исследования при подборе материалов и проектировании объекта труда;
• умения подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии;
• умения подбирать инструменты и оборудование с учётом требований технологии и имеющихся материально-энергетических ресурсов;
• умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать прикладные технические проекты;
• умения анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии;
• умения обосновывать разработку материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей;
• умения разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке;
• навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов;
• навыки построения технологии и разработки технологической карты для исполнителя;
• навыки выполнения технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений, правил безопасности труда;
• умения проверять промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
• способность нести ответственность за охрану собственного здоровья;
• знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
• ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине;
• умения выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• умения документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки.
В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы:
• готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;
• навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности;
• навыки доказательно обосновывать выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
• навыки согласовывать свои возможности и потребности;
• ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;
• проявления экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;
• экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств, своего и чужого труда.
В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:
• умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ;
• владение методами моделирования и конструирования;
• навыки применения различных технологий технического творчества в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;
• умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;
• композиционное мышление.
В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:
• умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации;
• способность бесконфликтного общения;
• навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов;
• способность к коллективному решению творческих задач;
• желание и готовность прийти на помощь товарищу;
• умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.
В физиолого-психологической сфере у учащихся будут сформированы:
• моторика и координация движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
• необходимая точность движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
• умение соблюдать требуемую величину усилия, прикладываемого к инструменту с учётом технологических требований;
• умение пользоваться глазомером при выполнении технологических операций;
• умение выполнять технологические операции, пользуясь основными органами чувств.
Метапредметные результаты
У учащихся будут сформированы:
• умения планировать процесс созидательной и познавательной деятельности;
• умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• навыки творческого подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности;
• способность моделировать планируемые процессы и объекты;
• аргументированная оценка принятых решений и формулирование выводов;
• отображение результатов своей деятельности в адекватной задачам форме;
• умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности;
• умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками;
• соотнесение своего вклада с вкладом других участников при решении общих задач коллектива;
• оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности;
• понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
• познавательные интересы и творческая активность в данной области предметной технологической деятельности;
• желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• трудолюбие и чувство ответственности за качество своей деятельности;
• умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• способность планировать траекторию своей образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.