Рабочая программа по технологии авторов В. М. Казакевич, Г. В. Пичугиной, Г. Ю. Семёновой, Е. Н. Филимоновой, Г. Л. Копотевой, Е. Н. Максимовой





Пример проекта технологической карты урока (сценарий урока)


Дидактическое представление современного урока


Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии.

Только через собственную деятельность каждый познаёт мир. Поэтому образовательный процесс должен стать деятельностным во всех его проявлениях, на какой бы учебно-методический комплект ни опирался учитель. На таком уроке учитель должен умело использовать все возможности для развития личности ребёнка, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.

На современном уроке ученик из пассивного слушателя превращается в активного субъекта процесса. Он насыщен многообразием учебных ситуаций, которые учат размышлять, формулировать вопросы и находить на них ответы. Учащиеся оказываются в поиске догадок, готовыми к открытиям новых знаний, т. е. включаются в активную познавательную деятельность.

Действуют следующие основные особенности реализации содержания образования:

• новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;

• необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных;

• понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

Разрабатываются специальные инструменты для планирования образовательного процесса, чтобы педагог смог выполнить сложную и многокомпонентную задачу. Для этого можно использовать специальную технологическую карту урока.

Основным целевым назначением технологической карты урока является предоставление возможности чётко зафиксировать не только процесс формирования учебных действий и учебного взаимодействия учащихся в форме коллективно-распределённой деятельности, но и предполагаемые результаты обучения. Другими словами, такая форма представления урока современнее, а главное, функциональнее конспекта.

C помощью визуального образа технологической карты урока педагог сможет увидеть, что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов. Эти педагогические действия представляют последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности. Педагог должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Формой для технологической карты урока может стать таблица — матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. C учётом особенности системнодеятельностного подхода определяется перечень основных вертикальных столбцов технологической карты: деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.

Использование технологической карты позволяет сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего своей деятельности, а только потом деятельности учащихся.

Поэтому в таблице предусмотрено визуальное доминирование графы «Деятельность учащихся». Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально) позволяет учителю:

• задуматься о необходимой диспропорции;

• зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию (в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель становится инициатором деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности).

Задачи создания технологической карты определили, какие её составляющие будут носить инвариантный характер, а какие — вариативный. Инвариантным компонентом является графа «Деятельность учителя». Этот подход обеспечивает закрепление установки учителя на освоение им новой функции в рамках субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учащимся. Под вариативностью понимается возможность вычленения большего или меньшего количества модулей (составных частей) в тех или иных столбцах карты как на этапе проектирования, так и на этапе реализации урока. Это позволяет учителю в процессе проектирования урока на основе данной технологической карты выбрать удобный для себя вариант: сначала на этапе адаптации к требованиям ФГОС ООО можно проектировать урок, используя один или несколько модулей технологической карты, а затем перейти к проектированию целостного урока.

Предметные планируемые результаты в технологической карте фиксируются в горизонтальных графах, соответствующих рубрике «Ход урока/ Этап урока», в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения. Для реализации нового понимания образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности графа «Деятельность учащихся» структурирована на несколько модулей, соответствующих предполагаемым видам деятельности. А затем для каждого из них также определена структура, фиксирующая выполняемое действие и его предполагаемый результат.

Таким образом, достоинства и новшества технологической карты урока состоят в том, что она:

• даёт возможность чётко вычленить формируемые у учащихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности или предлагаемыми учителем учебно-познавательными или учебно-практическими задачами;

• позволяет зафиксировать ключевые моменты в проекте урока и проанализировать его результаты;

• помогает зафиксировать изменение уровня мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом;

• качественно изменяет формы индивидуальной и групповой работы учащихся на уроках по предмету;

• изменяет роль учителя и статус его деятельности;

• делает процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности.

Далее рассмотрим пример технологической карты (сценария) урока для обучения технологиям обработки пищевых продуктов.

Сценарий занятия на примере урока «Качественный анализ овощных культур используемых в питании человека»
(5 класс)


Сценарий занятия содержит подробную технологическую карту, в которой представлены этапы урока, описаны все формируемые универсальные учебные действия, деятельность учителя. Воспользовавшись представленным здесь примером технологической карты, учителя технологии смогут самостоятельно и по-новому составить поурочные разработки по курсу «Технология».

Сценарий позволяет продемонстрировать:

• возможности использования карты;

• варианты преподнесения учебного материала для основной школы;

• разворачивание проблемной деятельностной учебной ситуации, в процессе которой учащиеся совершают субъективное открытие явлений, закономерностей, отношений, осваивают способ деятельности — механизм приобретения новых знаний;

• реализацию важной социокультурной миссии современного образования по созданию условий для присвоения учащимися позитивных способов коммуникации в ходе групповой деятельности.

В соответствии с ФГОС и Примерной основной образовательной программой основного общего образования планируемые результаты образования представляют собой систему личностно ориентированных целей образования.

Предметные результаты урока:

• научиться определять доброкачественность овощей, зелени, входящих в рацион питания школьника органолептическим и химическим методом экспресс-анализа, готовить из них блюда, полезные для здоровья;

• реализовывать выбранную технологию (выполнить лабораторные и практические работы коллективно);

• владеть алгоритмами решения технологических задач; 

• распознавать виды инструментов, приспособлений и их технологические возможности;

• планировать технологический процесс;

• соблюдать безопасные приёмы труда, санитарии и гигиены;

• контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям;

• соблюдать нормы и правила культуры труда.

Личностные результаты урока:

• развить трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;

• проявление познавательных интересов и творческой активности;

• овладеть установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• иметь готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• ответственно относиться к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.

Метапредметные результаты урока:

• планировать процесс познавательной деятельности;

• определять адекватные условиям способы решения учебной и трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• проявлять нестандартный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования и технологического процесса;

• аргументированно защищать в устной форме результаты своей деятельности;

• обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими её участниками;

• выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

Перечень средств обучения, используемых на уроке:

• учебник по технологии для 5 класса;

• лабораторное оборудование:

• учебная санитарно-пищевая экспресс-лаборатория (СПЭЛ-У);

• карточки-задания;

• инструкционные карты;

• карточки экспертов, карточки для проведения самоанализа.

Образовательные электронные ресурсы:

• http://fcior.edu.ru/card/14925/metody-opredeleniya-soderzhaniya-nitratov-v-plodoovoshnoy-produkcii.html

• http://fcior.edu.ru/card/14808/soderzhanie-nitratov-v-plodoovoshnoy-produkcii.html

• http://fcior.edu.ru/card/14849/soderzhanie-nitratov-v-plodoovoshnoy-produkcii-prakticheskie-zadaniya-chast-l.html

• http://fcior.edu.ru/card/14880/soderzhanie-nitratov-v-plodoovoshnoy-produkcu-prakticheskie-zadaniya-chast-2.html 

• http://fcior.edu.ru/card/11409/prakticheskaya-rabota-klassifikaciya-plodovyh-ovoshey.html

• http://fcior.edu.ru/card/10043/prakticheskaya-rabota-mehanicheskaya-kulinarnaya-obrabotka-plodovyh-ovoshey.html

Эффективность сценария урока, построенного на основе карты (сценария), характеризуется следующими признаками:

• деятельностным подходом, продуктивностью:

— интеллектуальные продукты урока: знания и освоенные предметные способы деятельности;

— материальные продукты урока: приготовленные блюда из овощей, прошедших экспертизу качества;

• способностью прогнозировать:

— теоретическое прогнозирование: выдвижение гипотезы о способах определения доброкачественности плодоовощной продукции;

— практическое прогнозирование: проверка предложенных способов определения доброкачественности плодоовощной продукции в ходе лабораторного опыта;

• рефлексивностью: самооценка; взаимооценка (в парах); групповая рефлексия;

• формированием не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий (УУД): познавательные УУД; коммуникативные УУД; регулятивные УУД; личностные УУД;

• обеспечением не только формирования дидактических результатов, но и достижения воспитательного эффекта: признание ценности здоровья, своего и других людей; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим.

Урок технологии

Разработчик (ФИО)
Предмет Технология
Класс 5 класс
Тема урока Качественный анализ овощных культур, используемых в питании человека
Тип урока Комбинированный, 2 ч



Технологическая карта (сценарий) урока на следующей странице






Наверх