Рабочая программа по технологии авторов В. М. Казакевич, Г. В. Пичугиной, Г. Ю. Семёновой, Е. Н. Филимоновой, Г. Л. Копотевой, Е. Н. Максимовой





Учебно-методическая поддержка преподавания курса «Технология»


Структура учебников


C учётом структуры основного общего образования новый учебный комплект представляет собой 4 отдельные книги: для 5, 6, 7 и 8 - 9 классов.

Все учебники построены по модульно-концентрической схеме. Каждый учебник имеет одинаковый набор тематических модулей, т. е. единообразную тематическую структуру.

1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.

2. Основы производства.

3. Современные и перспективные технологии.

4. Элементы техники и машин.

5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.

6. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

7. Технологии получения, обработки и использования информации.

8. Социальные технологии.

9. Технологии обработки пищевых продуктов.

10. Технологии растениеводства.

11. Технологии животноводства.

В учебниках все содержательные линии представлены в виде соответствующих глав. Названия глав не всегда полностью совпадают с названиями модулей, но близки к ним по смыслу. Некоторые модули раскрываются в учебниках не одной, а двумя-тремя главами.

Главы всех учебников начинаются шмуцтитулами с кратким анонсом содержания главы и информацией о том, что учащиеся узнают, изучив материал данной главы, и чему они научатся.

Каждая глава (тема) разделена на две части: первая часть — теоретическая, содержащая необходимые научно-практические сведения; вторая часть — практическая (прикладная), названная КАБИНЕТ И МАСТЕРСКАЯ или КАБИНЕТ И ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК.

В теоретической части главы рассказывается о средствах, методах, элементах инфраструктуры для получения, преобразования, применения и утилизации по использовании соответствующих объектов технологических воздействий: вещество, материалы, энергия, информация, объекты живой природы и объекты социальной среды.

В практической части главы в зависимости от содержания теоретического материала представлены возможные варианты заданий, опытов и экспериментов, лабораторно-практических и практических работ, творческих проектов.

Все главы завершаются обобщающими выводами и итоговыми контрольными вопросами (ПОДВЕДЁМ ИТОГИ).

Главы разбиты на параграфы. Каждый параграф начинается с проблемного вопроса, акцентирующего внимание учащихся на содержании параграфа. 

Параграфы заканчиваются перечнем новых изученных понятий (СЛОВАРЬ), вопросами для повторения и усвоения учебного материала и проблемным заданием (ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ). Для ответа на некоторые вопросы недостаточно содержания параграфа. Требуется получение дополнительной информации из других источников. Такие вопросы обозначаются звёздочкой (*). В том случае, если вопрос требует получения информации в Интернете, перед ним ставится знак «Q».

В учебниках имеется рубрика ПРОФЕССИИ И ПРОИЗВОДСТВО, знакомящая учащихся с особенностями действующих производств и профессиями специалистов, работающих на этих производствах. Полученная информация позволит узнать, как велик и разнообразен мир профессий.

Организационные формы обучения


Основные формы организации обучения — познавательная и учебно-исследовательская, проектная и учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются лабораторно-практические и практические работы. При организации творческой проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать своё внимание на потребительском назначении продукта труда, т. е. того изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления (его потребительной стоимости).

Теоретический материал учащиеся будут изучать по учебнику и другим источникам. Желательно наличие у школьников компьютеров, подключённых к Интернету.

В классе (в кабинете, мастерской или на пришкольном участке) должны проходить практические занятия: лабораторные, проектные и учебно-практические работы.

Получение от преподавателя предметно-информационных сведений должно занимать на уроках не более 25—30 % учебного времени. Это могут быть пояснения к сложному материалу или тематические обобщения.

Для более глубокого освоения предмета «Технология» следует организовывать дополнительные внеурочные занятия и летнюю (или осеннюю) технологическую практику. Летняя практика особенно целесообразна для изучения технологий растениеводства и животноводства. Время на такие занятия может быть получено за счёт времени из регионального компонента учебного плана образовательной организации.

Все практические задания осуществляются на основе технологических средств, с предметами и продуктами технологической деятельности, доступными исходя из возрастных особенностей учащихся и материально-технических и экономических возможностей общеобразовательной организации. Тематика проектных заданий при необходимости сопровождается рекомендациями по методике выполнения проектных работ.

Эта часть носит закрепляющий, иллюстративный характер. В экспериментах, опытах, исследованиях учащиеся подтверждают те положения, которые они изучили в теоретической части. Практические и проектные работы демонстрируют учащимся, как воплощаются те или иные технологии в изделии на примере исследования или изготовления конкретных объектов.

При наличии достаточного числа комплектов необходимого оборудования все работы могут проводиться фронтально. В этом случае практические и лабораторно-практические работы выполняются сразу после прохождения теоретического материала или во время его изучения. Работы, требующие применения сложного и дорогого оборудования, представленного в кабинете в единственном экземпляре, могут проводиться в форме практикума.

Для выполнения практических работ по растениеводству и животноводству возможно использование материальной базы семей учащихся или других объектов регионального социума.

Электронная форма учебника


Электронная форма учебника (ЭФУ), созданная АО «Издательство «Просвещение», представляет собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.

ЭФУ представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя.

Для начала работы с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение «Учебник цифрового века». Скачать приложение можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства.

ЭФУ включает в себя не только изложение учебного материала (текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме учебника, обширную базу мультимедиа контента. ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок.

Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении самостоятельной, парной или групповой работы), так и во время самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку, для проведения внеурочных мероприятий.

Подробная информация по работе с ЭФУ представлена на интернет- ресурсе www.prosv.ru.



Наверх