Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, полный углубленный курс, 4 часа в неделю)



Уроки 2 - 3
Информатика и информация. Информационные процессы. Измерение информации
§1. Информатика и информация. §2. Что можно делать с информацией? §3. Измерение информации





Содержание урока

§1. Информатика и информация

Информатика

Что такое информация?

Как получают информацию

Формы представления информации

Человек, информация, знания

Информация в технике

Вопросы и задания

§2. Что можно делать с информацией?
§3. Измерение информации

§1. Информатика и информация


Информатика


Задачи, связанные с хранением, передачей и обработкой информации, человеку приходилось решать во все времена: требовалось передавать знания из поколения в поколения, искать нужные книги в хранилищах, шифровать секретную переписку. К концу XIX века количество документов в библиотеках стало настолько велико, что возникла необходимость применить научный подход к задачам хранения и поиска накопленной информации. В это время зародилось новое научное направление, в котором изучалась документальная информация, т. е. информация в виде документов (книг, журналов, статей и т. п.). В английском языке оно получило название information science (информационная наука, наука об информации).

Применение компьютерной техники значительно увеличило возможности людей в области работы с информацией, позволив автоматизировать рутинную работу. Считается, что слово «информатика» 1 в современном значении образовано в результате объединения двух слов: «информация» и «автоматика». Таким образом, получается «автоматическая работа с информацией». В английском языке существует близкое по значению выражение computer science (наука о компьютерах).


1 Впервые этот термин использовал немецкий ученый К. Штейнбух в 1957 г. (нем. informatik). В 1962 г. Ф. Дрейфус ввёл слово informa tique во французский язык, затем оно было переведено на английский (англ, informatics).



Современная информатика, которая стала самостоятельной наукой в 70-х годах XX века, изучает теорию и практику обработки информации с помощью компьютерных систем.

Обычно к информатике относят следующие научные направления:

• теоретическую информатику (теорию информации, теорию кодирования, математическую логику, теорию автоматов и др.);
• вычислительную технику (устройство компьютеров и компьютерных сетей);
• алгоритмизацию и программирование (создание алгоритмов и программ);
• прикладную информатику (персональные компьютеры, прикладные программы, информационные системы и т. д.); искусственный интеллект (распознавание образов, понимание речи, машинный перевод, логические выводы, алгоритмы самообучения).

Раньше эти вопросы частично рассматривались в других науках — математике, лингвистике (науке о языке), электронике и др. С появлением компьютеров стало ясно, что все эти направления тесно связаны, и постепенно начала формироваться новая область научной деятельности. Информатика — это область науки в процессе становления, и круг её вопросов в будущем может измениться.

В нашем курсе мы также познакомимся с информационными технологиями, которые связаны с применением компьютеров во всех областях современной жизни:

• при оформлении документов;
• при подготовке книг и журналов к печати;
• для расчёта зарплаты;
• для продажи билетов на поезда и самолёты;
• для автоматизации производства;
• при проектировании зданий, кораблей, станков и т. д.

Во всех этих сферах используется понятие «информация».

Следующая страница Что такое информация?



Cкачать материалы урока







Наверх