Содержание урока:
17.2. Операции над множествами
17.2. Операции над множествами (продолжение)
Множество — это совокупность объектов произвольной природы, которая рассматривается как единое целое.
Пересечением двух множеств X и Y называется множество их общих элементов.
Объединением двух множеств X и Y называется множество, состоящее из всех элементов этих множеств и не содержащее никаких других элементов.
Пусть множество Р является подмножеством множества М. Дополнением Р до М называется множество, состоящее из тех элементов М, которые не вошли в Р.
Мощностью конечного множества называется число его элементов.
Формула включений-исключений позволяет вычислить мощность объединения (пересечения) множеств, если известны их мощности и мощности всех их пересечений (объединений).
1. Если множество X — это множество натуральных чисел, делящихся нацело на 2, а У — множество натуральных чисел, делящихся нацело на 3, то что будет:
1) пересечением этих множеств;
2) объединением этих множеств?
2. Пусть множество X — это множество натуральных чисел, делящихся нацело на 18, a Y — множество натуральных чисел, делящихся нацело на 14. Укажите наименьшее число, входящее:
1) в пересечение этих множеств;
2) в объединение этих множеств?
3. Пусть А, В и С — некоторые множества, обозначенные кругами, U — универсальное множество.
С помощью операций объединения, пересечения и дополнения до универсального множества выразите через А, В и С следующие множества:
1) 1 ∪ 2 ∪ 3 ∪ 4 ∪ 5 ∪ 6;
2) 2 ∪ 5;
3) 5;
4) 2 ∪ 4 ∪ 5 ∪ 6;
5) 1 ∪ 2 ∪ 3;
6) 8.
4. В первую смену в лагере «Дубки» отдыхали: 30 отличников, 28 победителей олимпиад и 42 спортсмена. При этом 10 человек были и отличниками, и победителями олимпиад, 5 — отличниками и спортсменами, 8 — спортсменами и победителями олимпиад, 3 — и отличниками, и спортсменами, и победителями олимпиад. Сколько ребят отдыхало в лагере?
5. Старшеклассники заполняли анкету с вопросами об экзаменах по выбору. Оказалось, что выбрали они информатику, физику и обществознание. В классе 38 учеников. Обществознание выбрал 21 ученик, причём трое из них выбрали ещё и информатику, а шестеро — ещё и физику. Один ученик выбрал все три предмета. Всего информатику выбрали 13 учеников, пятеро из которых указали в анкете два предмета. Надо определить, сколько же учеников выбрали физику.
*6. Из 100 человек 85 знают английский язык, 80 — испанский, 75 — немецкий. Сколько человек знают все три языка?