Примерная рабочая программа основного общего образования
Содержание рабочей программы
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Предметные результаты
Схемы построения учебного курса
Примерное тематическое планирование (инвариантные модули)
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
Предметные результаты
По завершении обучения учащийся должен иметь сформированные образовательные результаты, соотнесённые с каждым из модулей.
Модуль «Производство и технология»
5 - 6 КЛАССЫ:
• характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
• характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме;
• выявлять причины и последствия развития техники и технологий;
• характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития;
• уметь строить учебную и практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами, операциями, действиями;
• научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности;
• организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
• соблюдать правила безопасности;
• использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры, текстиль, сельскохозяйственная продукция);
• уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и производственных задач;
• получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием облачных сервисов;
• оперировать понятием «биотехнология»;
• классифицировать методы очистки воды, использовать фильтрование воды;
• оперировать понятиями «биоэнергетика», «биометаногенез».
7 - 9 КЛАССЫ:
• перечислять и характеризовать виды современных технологий;
• применять технологии для решения возникающих задач;
• овладеть методами учебной, исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, проектирования, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
• приводить примеры не только функциональных, но и эстетичных промышленных изделий;
• овладеть информационно-когнитивными технологиями преобразования данных в информацию и информации в знание;
• перечислять инструменты и оборудование, используемое при обработке различных материалов (древесины, металлов и сплавов, полимеров, текстиля, сельскохозяйственной продукции, продуктов питания);
• оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения;
• оценивать условия применимости технологии с позиций экологической защищённости;
• получить возможность научиться модернизировать и создавать технологии обработки известных материалов;
• анализировать значимые для конкретного человека потребности;
• перечислять и характеризовать продукты питания;
• перечислять виды и названия народных промыслов и ремёсел;
• анализировать использование нанотехнологий в различных областях;
• выявлять экологические проблемы;
• применять генеалогический метод;
• анализировать роль прививок;
• анализировать работу биодатчиков;
• анализировать микробиологические технологии, методы генной инженерии.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
5 - 6 КЛАССЫ:
• характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
• соблюдать правила безопасности;
• организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
• классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
• активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и сформированные универсальные учебные действия;
• использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
• выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования;
• получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при изготовлении предметов из различных материалов;
• характеризовать технологические операции ручной обработки конструкционных материалов;
• применять ручные технологии обработки конструкционных материалов;
• правильно хранить пищевые продукты;
• осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их пищевую ценность;
• выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
• осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
• проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
• составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления швейных изделий;
• строить чертежи простых швейных изделий;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
• выполнять художественное оформление швейных изделий;
• выделять свойства наноструктур;
• приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
• получить возможность познакомиться с физическимами основы нанотехнологий и их использованием для конструирования новых материалов.
7 - 9 КЛАССЫ:
• освоить основные этапы создания проектов от идеи до презентации и использования полученных результатов;
• научиться использовать программные сервисы для поддержки проектной деятельности;
• проводить необходимые опыты по исследованию свойств материалов;
• выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии;
• применять технологии механической обработки конструкционных материалов;
• осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты;
• классифицировать виды и назначение методов получения и преобразования конструкционных и текстильных материалов;
• получить возможность научиться конструировать модели различных объектов и использовать их в практической деятельности;
• конструировать модели машин и механизмов;
• изготавливать изделие из конструкционных или поделочных материалов;
• готовить кулинарные блюда в соответствии с известными технологиями;
• выполнять декоративно-прикладную обработку материалов;
• выполнять художественное оформление изделий;
• создавать художественный образ и воплощать его в продукте;
• строить чертежи швейных изделий;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ;
• применять основные приёмы и навыки решения изобретательских задач;
• получить возможность научиться применять принципы ТРИЗ для решения технических задач;
• презентовать изделие (продукт);
• называть и характеризовать современные и перспективные технологии производства и обработки материалов;
• получить возможность узнать о современных цифровых технологиях, их возможностях и ограничениях;
• выявлять потребности современной техники в умных материалах;
• оперировать понятиями «композиты», «нанокомпозиты», приводить примеры использования нанокомпозитов в технологиях, анализировать механические свойства композитов;
• различать аллотропные соединения углерода, приводить примеры использования аллотропных соединений углерода;
• характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда;
• осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на общую технологическую схему;
• оценивать пределы применимости данной технологии, в том числе с экономических и экологических позиций.
Модуль «Робототехника»
5 - 6 КЛАССЫ:
• соблюдать правила безопасности;
• организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
• классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению;
• знать и уметь применять основные законы робототехники;
• конструировать и программировать движущиеся модели;
• получить возможность сформировать навыки моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
• владеть навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
• владеть навыками индивидуальной и коллективной деятельности, направленной на создание робототехнического продукта.
7 - 8 КЛАССЫ:
• конструировать и моделировать робототехнические системы;
• уметь использовать визуальный язык программирования роботов;
• реализовывать полный цикл создания робота;
• программировать действие учебного робота-манипулятора со сменными модулями для обучения работе с производственным оборудованием;
• программировать работу модели роботизированной производственной линии;
• управлять движущимися моделями в компьютерно-управляемых средах;
• получить возможность научиться управлять системой учебных роботов-манипуляторов;
• уметь осуществлять робототехнические проекты;
• презентовать изделие;
• характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «ЗD-моделирование, прототипирование и макетирование»
7 - 9 КЛАССЫ:
• соблюдать правила безопасности;
• организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
• разрабатывать оригинальные конструкции с использованием 3D-моделей, проводить их испытание, анализ, способы модернизации в зависимости от результатов испытания;
• создавать 3D-модели, используя программное обеспечение;
• устанавливать адекватность модели объекту и целям моделирования;
• проводить анализ и модернизацию компьютерной модели;
• изготавливать прототипы с использованием ЗD-принтера;
• получить возможность изготавливать изделия с помощью лазерного гравера;
• модернизировать прототип в соответствии с поставленной задачей;
• презентовать изделие;
• называть виды макетов и их назначение;
• создавать макеты различных видов;
• выполнять развёртку и соединять фрагменты макета;
• выполнять сборку деталей макета;
• получить возможность освоить программные сервисы создания макетов;
• разрабатывать графическую документацию;
• на основе анализа и испытания прототипа осуществлять модификацию механизмов для получения заданного результата;
• характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «Компьютерная графика, черчение»
7 - 9 КЛАССЫ:
• соблюдать правила безопасности;
• организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
• понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты;
• владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
• владеть автоматизированными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;
• уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам;
• выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений и/или в системе автоматизированного проектирования (САПР);
• овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• получить возможность научиться использовать технологию формообразования для конструирования 3D-модели;
• оформлять конструкторскую документацию, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования (САПР);
• презентовать изделие;
• характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
Модуль «Автоматизированные системы»
7 - 9 КЛАССЫ:
• соблюдать правила безопасности;
• организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
• получить возможность научиться исследовать схему управления техническими системами;
• осуществлять управление учебными техническими системами;
• классифицировать автоматические и автоматизированные системы;
• проектировать автоматизированные системы;
• конструировать автоматизированные системы;
• получить возможность использования учебного робота-манипулятора со сменными модулями для моделирования производственного процесса;
• пользоваться учебным роботом-манипулятором со сменными модулями для моделирования производственного процесса;
• использовать мобильные приложения для управления устройствами;
• осуществлять управление учебной социально-экономической системой (например, в рамках проекта «Школьная фирма»);
• презентовать изделие;
• характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда;
• распознавать способы хранения и производства электроэнергии;
• классифицировать типы передачи электроэнергии;
• понимать принцип сборки электрических схем;
• получить возможность научиться выполнять сборку электрических схем;
• определять результат работы электрической схемы при использовании различных элементов;
• понимать, как применяются элементы электрической цепи в бытовых приборах;
• различать последовательное и параллельное соединения резисторов;
• различать аналоговую и цифровую схемотехнику;
• программировать простое «умное» устройство с заданными характеристиками;
• различать особенности современных датчиков, применять в реальных задачах;
• составлять несложные алгоритмы управления умного дома.
Модуль «Животноводство»
7 - 8 КЛАССЫ:
• соблюдать правила безопасности;
• организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
• характеризовать основные направления животноводства;
• характеризовать особенности основных видов сельскохозяйственных животных своего региона;
• описывать полный технологический цикл получения продукции животноводства своего региона;
• называть виды сельскохозяйственных животных, характерных для данного региона;
• оценивать условия содержания животных в различных условиях;
• владеть навыками оказания первой помощи заболевшим или пораненным животным;
• характеризовать способы переработки и хранения продукции животноводства;
• характеризовать пути цифровизации животноводческого производства;
• получить возможность узнать особенности сельскохозяйственного производства;
• характеризовать мир профессий, связанных с животноводством, их востребованность на рынке труда.
Модуль «Растениеводство»
7 - 8 КЛАССЫ:
• соблюдать правила безопасности;
• организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
• характеризовать основные направления растениеводства;
• описывать полный технологический цикл получения наиболее распространённой растениеводческой продукции своего региона;
• характеризовать виды и свойства почв данного региона;
• назвать ручные и механизированные инструменты обработки почвы;
• классифицировать культурные растения по различным основаниям;
• называть полезные дикорастущие растения и знать их свойства;
• назвать опасные для человека дикорастущие растения;
• называть полезные для человека грибы;
• называть опасные для человека грибы;
• владеть методами сбора, переработки и хранения полезных дикорастущих растений и их плодов;
• владеть методами сбора, переработки и хранения полезных для человека грибов;
• характеризовать основные направления цифровизации и роботизации в растениеводстве;
• получить возможность научиться использовать цифровые устройства и программные сервисы в технологии растениеводства;
• характеризовать мир профессий, связанных с растениеводством, их востребованность на рынке труда.