Главная | Технология | УМК, рабочие программы, тематическое планирование | Примерная рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Технология» (для 5-9 классов образовательных организаций) | Модуль «Производство и технологии»
Примерная рабочая программа основного общего образования
Содержание рабочей программы
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
Схемы построения учебного курса
Примерное тематическое планирование (инвариантные модули)
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
Модуль «Производство и технологии»
5 КЛАСС (34 ч)
Номер п/п | Тема/Количество часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Преобразовательная деятельность человека (5 ч) | Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности. Как человек познаёт и преобразует мир | Аналитическая деятельность: — характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека. Практическая деятельность: — выделять простейшие элементы различных моделей |
2 | Алгоритмы и начала технологии (5 ч) | Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот) | Аналитическая деятельность: — выделять алгоритмы среди других предписаний; — формулировать свойства алгоритмов; — называть основное свойство алгоритма. Практическая деятельность: — исполнять алгоритмы; — оценивать результаты исполнения алгоритма (соответствие или несоответствие поставленной задаче); — реализовывать простейшие алгоритмы с помощью учебных программ из коллекции ЦОРов |
3 | Простейшие механические роботы-исполнители (2ч) | Механический робот как исполнитель алгоритма | Аналитическая деятельность: — планирование пути достижения целей, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; — соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. Практическая деятельность: — программирование движения робота; — исполнение программы |
4 | Простейшие машины и механизмы (5 ч) | Знакомство с простейшими машинами и механизмами и управление машинами и механизмами. Понятие обратной связи, её механическая реализация | Аналитическая деятельность: — называть основные виды механических движений; — описывать способы преобразования движения из одного вида в другой; — называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями. Практическая деятельность: — изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с обратной связью |
5 | Механические, электротехнические и робототехнические конструкторы (2 ч) | Знакомство с механическими, электротехническими и робототехническим конструкторами | Аналитическая деятельность: — называть основные детали конструктора и знать их назначение. Практическая деятельность: — конструирование простейших соединений с помощью деталей конструктора |
6 | Простые механические модели (10 ч) | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме и их модификация. Знакомство с механическими передачами | Аналитическая деятельность: — выделять различные виды движения в будущей модели; — планировать преобразование видов движения; — планировать движение с заданными параметрами. Практическая деятельность: — сборка простых механических моделей с использованием цилиндрической передачи, конической передачи, червячной передачи, ременной передачи, кулисы |
7 | Простые модели с элементами управления (5 ч) | Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления | Аналитическая деятельность: — планировать движение с заданными параметрами с использованием механической реализации управления. Практическая деятельность: — сборка простых механических моделей с элементами управления; — осуществление управления собранной моделью, определение системы команд, необходимых для управления |
6 КЛАСС (34 ч)
Номер п/п | Тема/Количество часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Задачи и технологии их решения (10 ч) | Чтение текстов и извлечение заключённой в них информации. Оценка информации с точки зрения решаемой задачи. Обозначения. Знаки и знаковые системы. Формулировка задачи с использованием знаков и символов. Построение необходимых для решения задачи моделей. Основные виды моделей. Области применения моделей. | Аналитическая деятельность: — выделять среди множества знаков те знаки, которые являются символами; — формулировать условие задачи, используя данную знаковую систему; — формулировать определение модели; — называть основные виды моделей. Практическая деятельность: — выделять в тексте ключевые слова; — анализировать данный текст по определённому плану; — составлять план данного текста; — строить простейшие модели в соответствии с имеющейся схемой; — определять области применения построенной модели |
2 | Проекты и проектирование (14 ч) | Проект. Виды проектов. Технология работы над проектом. Планирование пути достижения поставленных целей. Действия по осуществлению поставленных целей. Соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения поставленных целей. Исследовательские проекты. Паспорт проекта. Этапы проектной деятельности. Инструменты работы над проектом. Компьютерная поддержка проектной деятельности. | Аналитическая деятельность: — находить общее и особенное в понятиях «алгоритм», «технология», «проект»; — называть виды проектов. Практическая деятельность: — разрабатывать проект в соответствии с общей схемой; — составлять паспорт проекта; — использовать компьютерные программы поддержки проектной деятельности; — осуществить презентацию проекта |
3 | Технологии домашнего хозяйства (5 ч) | Порядок и хаос. Порядок в доме. Компьютерные программы проектирования жилища. Кулинария. Кулинарные рецепты и технологии. Технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Декоративно-прикладное творчество. Технологии художественной обработки текстильных материалов | Аналитическая деятельность: — приводить примеры «порядка» и «хаоса» из различных предметных областей; — называть возможные способы упорядочивания окружающего человека пространства; — называть профессии и виды деятельности, связанные с упорядочиванием различных объектов; — называть отличие кулинарного рецепта от алгоритма и технологии. Практическая деятельность: — пользуясь компьютерной программой, спроектировать комнату в квартире или доме; — пользуясь компьютерной программой, рассчитать количество ткани, которое необходимо для изготовления выбранного изделия |
4 | Мир профессий (5 ч) | Какие бывают профессии? Как определить область своих интересов? | Аналитическая деятельность: — называть основные объекты человеческого труда; — приводить примеры редких и исчезающих профессий. Практическая деятельность: — используя известные методики, определять область своей возможной профессиональной деятельности |
7 КЛАСС (34 ч)
Номер п/п | Тема/Количество часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Технологии и мир (27 ч) | Трудовая деятельность человека. Ресурсы и технологии. Технологии материального производства. Транспорт. Виды и характеристики транспортных средств. Информационные технологии. Глобальные технологические проекты | Аналитическая деятельность: — классифицировать виды транспорта по различным основаниям; — сравнивать технологии материального производства и информационные технологии; — называть основные сферы применения традиционных технологий. Практическая деятельность: — определить проблемы с транспортными потоками в вашем населённом пункте и предложить пути их решения |
2 | Технологии и искусство. Народные ремесла (7ч) | Эстетическая ценность результатов труда.Промышленная эстетика. Примеры промышленных изделий с высокими эстетическими свойствами. Понятие дизайна. Эстетика в быту. Эстетика и экология жилища. Народные ремёсла России: вологодские кружева, кубачинская чеканка, гжельская керамика, жостовская роспись и др. | Аналитическая деятельность: — приводить примеры эстетически значимых результатов труда; — называть известные народные промыслы России. Практическая деятельность: — изготовить изделие в стиле выбранного народного ремесла |
8 КЛАСС (17 ч)
Номер п/п | Тема/Количество часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Современная техносфера (2 ч) | Современная техносфера и её особенности. Технологии четвёртой промышленной революции: интернет вещей, облачные технологии, аддитивные технологии | Аналитическая деятельность: — характеризовать особенности современной техносферы; — называть технологии четвёртой промышленной революции. Практическая деятельность: — анализировать значимы для конкретного человека потребности; — прогнозировать характер трудовой деятельности, направленной на удовлетворение конкретных потребностей; — использовать ресурсы из коллекции ЦОРов для демонстрации возможностей современных цифровых технологий |
2 | Современные технологии (5 ч) | Технологии химической промышленности. Технология переработки нефти. Биотехнологии. Космические технологии. Лазерные технологии. Нанотехнологии. Современные технологии сельского хозяйства. Биотехнологии в решении экологических проблем. Очистка сточных вод. Биоэнергетика. Биометаногенез. Проект «Геном человека» и его значение для анализа и предотвращения наследственных болезней. Микробы. Болезнетворные микробы и прививки. Биодатчики. Микробиологическая технология | Аналитическая деятельность: — называть современные промышленные технологии; — формулировать физические и химические принципы технологии переработки нефти, биологические основы процесса выпечки хлеба; — называть физические принципы, лежащие в основе лазерных технологий; — формулировать особенности нанотехнологий; — оценивать влияние нанотехнологий, лазерных технологий, космических технологий на развитие современного социума; — называть основные области применения биотехнологий. Практическая деятельность: — оценивать влияние химических технологий и биотехнологий на развитие современного социума; — сравнивать современные и первоначальные технологии переработки нефти; — сравнивать современные и традиционные технологии в сельском хозяйстве; — использовать ресурсы из коллекции ЦОРов для демонстрации лазерных технологий, биотехнологий, нанотехнологий |
3 | Информационно-когнитивные технологии (10 ч) | Данные, информация, знание как фундаментальные понятия для профессиональной деятельности в цифровом социуме. Информационно-когнитивные технологии как технологии формирования знаний. Создание новых технологий и поиск новых технологических решений. Моделирование и формализация как информационно-когнитивные инструменты | Аналитическая деятельность: — формулировать отличие данных от информации, информации от знания; — приводить примеры информационно-когнитивных технологий. Практическая деятельность: — преобразовывать конкретные данные в информацию; — преобразовывать конкретную информацию в знания; — создавать и исследовать модели; — пользоваться приёмами формализации в различных областях |
9 КЛАСС (17 ч)
Номер п/п | Тема/Количество часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Элементы управления техническими и социальными системами (10 ч) | Общая схема управления: цели управления, управляющие воздействия, обратная связь. Условия реализации общей схемы управления. Примеры технических систем с обратной связью. Устойчивость систем управления. Самоуправляемые системы | Аналитическая деятельность: — называть основные элементы общей схемы управления; — формулировать условия реализации общей схемы управления; — приводить примеры обратной связи в технических устройствах; — называть виды равновесий и приводить примеры. Практическая деятельность: — конструировать простейшую полезную для людей самоуправляемую систему; — использовать программы из коллекции ЦОРов для демонстрации автоматического управления техническими системами (регулятор Уатта и др.) |
2 | Современные профессии (7 ч) | Профессии сферы: «Природа», «Техника», «Художественный образ», «Знаковая система», «Человек». Новые профессии цифрового социума | Аналитическая деятельность: — называть основные профессии сферы «Природа»; — называть основные профессии сферы «Техника»; — называть основные профессии сферы «Художественный образ»; — называть основные профессии сферы «Знаковая система»; — называть основные профессии сферы «Человек»; — называть новые профессии цифрового социума. Практическая деятельность: — моделировать деятельность выбранной профессии из сферы «Знаковая система»; — моделировать деятельность выбранной профессии из сферы «Человек» |