Примерная рабочая программа основного общего образования





Модуль «Производство и технологии»


5 КЛАСС (34 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Преобразовательная деятельность человека (5 ч) Познание и преобразование внешнего мира — основные виды человеческой деятельности. Как человек познаёт и преобразует мир Аналитическая деятельность:
— характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека.
Практическая деятельность:
— выделять простейшие элементы различных моделей
2 Алгоритмы и начала технологии (5 ч) Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов (человек, робот) Аналитическая деятельность:
— выделять алгоритмы среди других предписаний;
— формулировать свойства алгоритмов;
— называть основное свойство алгоритма.
Практическая деятельность:
— исполнять алгоритмы;
— оценивать результаты исполнения алгоритма (соответствие или несоответствие поставленной задаче);
— реализовывать простейшие алгоритмы с помощью учебных программ из коллекции ЦОРов
3 Простейшие механические роботы-исполнители (2ч) Механический робот как исполнитель алгоритма Аналитическая деятельность:
— планирование пути достижения целей, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;
— соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата.
Практическая деятельность:
— программирование движения робота;
— исполнение программы
4 Простейшие машины и механизмы (5 ч) Знакомство с простейшими машинами и механизмами и управление машинами и механизмами. Понятие обратной связи, её механическая реализация Аналитическая деятельность:
— называть основные виды механических движений;
— описывать способы преобразования движения из одного вида в другой;
— называть способы передачи движения с заданными усилиями и скоростями.
Практическая деятельность:
— изображать графически простейшую схему машины или механизма, в том числе с обратной связью
5 Механические, электротехнические и робототехнические конструкторы (2 ч) Знакомство с механическими, электротехническими и робототехническим конструкторами Аналитическая деятельность:
— называть основные детали конструктора и знать их назначение.
Практическая деятельность:
— конструирование простейших соединений с помощью деталей конструктора
6 Простые механические модели (10 ч) Сборка простых механических конструкций по готовой схеме и их модификация. Знакомство с механическими передачами Аналитическая деятельность:
— выделять различные виды движения в будущей модели;
— планировать преобразование видов движения;
— планировать движение с заданными параметрами.
Практическая деятельность:
— сборка простых механических моделей с использованием цилиндрической передачи, конической передачи, червячной передачи, ременной передачи, кулисы
7 Простые модели с элементами управления (5 ч) Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления Аналитическая деятельность:
— планировать движение с заданными параметрами с использованием механической реализации управления.
Практическая деятельность:
— сборка простых механических моделей с элементами управления;
— осуществление управления собранной моделью, определение системы команд, необходимых для управления


6 КЛАСС (34 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Задачи и технологии их решения (10 ч) Чтение текстов и извлечение заключённой в них информации. Оценка информации с точки зрения решаемой задачи. Обозначения. Знаки и знаковые системы. Формулировка задачи с использованием знаков и символов. Построение необходимых для решения задачи моделей. Основные виды моделей. Области применения моделей. Аналитическая деятельность:
— выделять среди множества знаков те знаки, которые являются символами;
— формулировать условие задачи, используя данную знаковую систему;
— формулировать определение модели;
— называть основные виды моделей.
Практическая деятельность:
— выделять в тексте ключевые слова;
— анализировать данный текст по определённому плану;
— составлять план данного текста;
— строить простейшие модели в соответствии с имеющейся схемой;
— определять области применения построенной модели
2 Проекты и проектирование (14 ч) Проект. Виды проектов. Технология работы над проектом. Планирование пути достижения поставленных целей. Действия по осуществлению поставленных целей. Соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения поставленных целей. Исследовательские проекты. Паспорт проекта. Этапы проектной деятельности. Инструменты работы над проектом. Компьютерная поддержка проектной деятельности. Аналитическая деятельность:
— находить общее и особенное в понятиях «алгоритм», «технология», «проект»;
— называть виды проектов.
Практическая деятельность:
— разрабатывать проект в соответствии с общей схемой;
— составлять паспорт проекта;
— использовать компьютерные программы поддержки проектной деятельности;
— осуществить презентацию проекта
3 Технологии домашнего хозяйства (5 ч) Порядок и хаос. Порядок в доме. Компьютерные программы проектирования жилища. Кулинария. Кулинарные рецепты и технологии. Технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Декоративно-прикладное творчество. Технологии художественной обработки текстильных материалов Аналитическая деятельность:
— приводить примеры «порядка» и «хаоса» из различных предметных областей;
— называть возможные способы упорядочивания окружающего человека пространства;
— называть профессии и виды деятельности, связанные с упорядочиванием различных объектов;
— называть отличие кулинарного рецепта от алгоритма и технологии.
Практическая деятельность:
— пользуясь компьютерной программой, спроектировать комнату в квартире или доме;
— пользуясь компьютерной программой, рассчитать количество ткани, которое необходимо для изготовления выбранного изделия
4 Мир профессий (5 ч) Какие бывают профессии? Как определить область своих интересов? Аналитическая деятельность:
— называть основные объекты человеческого труда;
— приводить примеры редких и исчезающих профессий.
Практическая деятельность:
— используя известные методики, определять область своей возможной профессиональной деятельности


7 КЛАСС (34 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Технологии и мир (27 ч) Трудовая деятельность человека. Ресурсы и технологии. Технологии материального производства. Транспорт. Виды и характеристики транспортных средств. Информационные технологии. Глобальные технологические проекты Аналитическая деятельность:
— классифицировать виды транспорта по различным основаниям;
— сравнивать технологии материального производства и информационные технологии;
— называть основные сферы применения традиционных технологий.
Практическая деятельность:
— определить проблемы с транспортными потоками в вашем населённом пункте и предложить пути их решения
2 Технологии и искусство. Народные ремесла (7ч) Эстетическая ценность результатов труда.Промышленная эстетика. Примеры промышленных изделий с высокими эстетическими свойствами. Понятие дизайна. Эстетика в быту. Эстетика и экология жилища. Народные ремёсла России: вологодские кружева, кубачинская чеканка, гжельская керамика, жостовская роспись и др. Аналитическая деятельность:
— приводить примеры эстетически значимых результатов труда;
— называть известные народные промыслы России.
Практическая деятельность:
— изготовить изделие в стиле выбранного народного ремесла


8 КЛАСС (17 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Современная техносфера (2 ч) Современная техносфера и её особенности. Технологии четвёртой промышленной революции: интернет вещей, облачные технологии, аддитивные технологии Аналитическая деятельность:
— характеризовать особенности современной техносферы;
— называть технологии четвёртой промышленной революции.
Практическая деятельность:
— анализировать значимы для конкретного человека потребности;
— прогнозировать характер трудовой деятельности, направленной на удовлетворение конкретных потребностей;
— использовать ресурсы из коллекции ЦОРов для демонстрации возможностей современных цифровых технологий
2 Современные технологии (5 ч) Технологии химической промышленности. Технология переработки нефти. Биотехнологии. Космические технологии. Лазерные технологии. Нанотехнологии. Современные технологии сельского хозяйства. Биотехнологии в решении экологических проблем. Очистка сточных вод. Биоэнергетика. Биометаногенез. Проект «Геном человека» и его значение для анализа и предотвращения наследственных болезней. Микробы. Болезнетворные микробы и прививки. Биодатчики. Микробиологическая технология Аналитическая деятельность:
— называть современные промышленные технологии;
— формулировать физические и химические принципы технологии переработки нефти, биологические основы процесса выпечки хлеба;
— называть физические принципы, лежащие в основе лазерных технологий;
— формулировать особенности нанотехнологий;
— оценивать влияние нанотехнологий, лазерных технологий, космических технологий на развитие современного социума;
— называть основные области применения биотехнологий.
Практическая деятельность:
— оценивать влияние химических технологий и биотехнологий на развитие современного социума;
— сравнивать современные и первоначальные технологии переработки нефти;
— сравнивать современные и традиционные технологии в сельском хозяйстве;
— использовать ресурсы из коллекции ЦОРов для демонстрации лазерных технологий, биотехнологий, нанотехнологий
3 Информационно-когнитивные технологии (10 ч) Данные, информация, знание как фундаментальные понятия для профессиональной деятельности в цифровом социуме. Информационно-когнитивные технологии как технологии формирования знаний. Создание новых технологий и поиск новых технологических решений. Моделирование и формализация как информационно-когнитивные инструменты Аналитическая деятельность:
— формулировать отличие данных от информации, информации от знания;
— приводить примеры информационно-когнитивных технологий.
Практическая деятельность:
— преобразовывать конкретные данные в информацию;
— преобразовывать конкретную информацию в знания;
— создавать и исследовать модели;
— пользоваться приёмами формализации в различных областях


9 КЛАСС (17 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Элементы управления техническими и социальными системами (10 ч) Общая схема управления: цели управления, управляющие воздействия, обратная связь. Условия реализации общей схемы управления. Примеры технических систем с обратной связью. Устойчивость систем управления. Самоуправляемые системы Аналитическая деятельность:
— называть основные элементы общей схемы управления;
— формулировать условия реализации общей схемы управления;
— приводить примеры обратной связи в технических устройствах;
— называть виды равновесий и приводить примеры.
Практическая деятельность:
— конструировать простейшую полезную для людей самоуправляемую систему;
— использовать программы из коллекции ЦОРов для демонстрации автоматического управления техническими системами (регулятор Уатта и др.)
2 Современные профессии (7 ч) Профессии сферы: «Природа», «Техника», «Художественный образ», «Знаковая система», «Человек». Новые профессии цифрового социума Аналитическая деятельность:
— называть основные профессии сферы «Природа»;
— называть основные профессии сферы «Техника»;
— называть основные профессии сферы «Художественный образ»;
— называть основные профессии сферы «Знаковая система»;
— называть основные профессии сферы «Человек»;
— называть новые профессии цифрового социума.
Практическая деятельность:
— моделировать деятельность выбранной профессии из сферы «Знаковая система»;
— моделировать деятельность выбранной профессии из сферы «Человек»






Наверх