Примерная рабочая программа основного общего образования





Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»


5 КЛАСС (34 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Структура технологии: от материала к изделию (5 ч) Составляющие технологии: этапы, операции действия. Понятие о технологической документации. Основные виды деятельности по созданию технологии: проектирование, моделирование, конструирование Аналитическая деятельность:
— называть основные элементы технологической цепочки;
— называть основные виды деятельности в процессе создания технологии;
— объяснять назначение технологии.
Практическая деятельность:
— читать (изображать) графическую структуру технологической цепочки
2 Материалы и изделия. Пищевые продукты (10 ч) Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное, синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и технологические свойства конструкционных материалов. Бумага и её свойства. Ткань и её свойства. Древесина и её свойства. Лиственные и хвойные породы древесины. Основные свойства древесины. Виды древесных материалов. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование. Металлы и их свойства. Чёрные и цветные металлы. Свойства металлов Аналитическая деятельность:
— называть основные свойства бумаги и области её использования;
— называть основные свойства ткани и области её использования;
— называть основные свойства древесины и области её использования;
— называть основные свойства металлов и области их использования;
— называть металлические детали машин и механизмов.
Практическая деятельность:
— сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла;
— предлагать возможные способы использования древесных отходов
3 Современные материалы и их свойства (5 ч) Пластмассы и их свойства. Различные виды пластмасс. Использование пластмасс в промышленности и быту. Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и синтетические наноструктуры. Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение. Аллотропные соединения углерода Аналитическая деятельность:
— называть основные свойства современных материалов и области их использования;
— формулировать основные принципы создания композитных материалов.
Практическая деятельность:
— сравнивать свойства бумаги, ткани, дерева, металла со свойствами доступных учащимся видов пластмасс
4 Основные ручные инструменты (14 ч) Инструменты для работы с бумагой: ножницы, нож, клей.
Инструменты для работы с тканью: ножницы, иглы, клей.
Инструменты для работы с деревом:
— молоток, отвёртка, пила;
— рубанок, шерхебель, рашпиль, шлифовальная шкурка.
Столярный верстак.
Инструменты для работы с металлами:
— ножницы, бородок, свёрла, молоток, киянка;
— кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, зубило, напильник. Слесарный верстак
Аналитическая деятельность:
— называть назначение инструментов для работы с данным материалом;
— оценивать эффективность использования данного инструмента.
Практическая деятельность:
— выбирать инструменты, необходимые для изготовления данного изделия;
— создавать с помощью инструментов простейшие изделия из бумаги, ткани, древесины, железа


6 КЛАСС (34 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Трудовые действия как основные слагаемые технологии (4 ч) Измерения как универсальные трудовые действия. Измерение с помощью линейки, штангенциркуля, лазерной рулетки. Практика измерений различных объектов окружающего мира. Понятие о погрешности измерения. Трудовые действия, необходимые при обработке материалов: бумаги, ткани, древесины, пластмассы Аналитическая деятельность:
— называть основные измерительные инструменты;
— называть основные трудовые действия, необходимые при обработке данного материала;
— выбирать масштаб измерения, адекватный поставленной задаче;
— оценивать погрешность измерения.
Практическая деятельность:
— осуществлять измерение с помощью конкретного измерительного инструмента:
— конструировать технологические операции по обработке данного материала из трудовых действий
2 Технологии обработки конструкционных материалов (10 ч) Технологии разметки заготовок из древесины, металла, пластмасс. Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Технологии резания заготовок. Технология строгания заготовок из древесины. Технология гибки, заготовок из тонколистового металла и проволоки. Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов. Технология соединения деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея. Технология сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Технологии зачистки и отделки поверхностей деталей из конструкционных материалов. Технология изготовления цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом. Технологии отделки изделий из конструкционных материалов Аналитическая деятельность:
— формулировать общность и различие технологий обработки различных конструкционных материалов.
Практическая деятельность:
— резание заготовок;
— строгание заготовок из древесины:
— сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки;
— получение отверстий в заготовках из конструкционных материалов;
— получение отверстий в заготовках из конструкционных материалов;
— соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея;
— сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов;
— изготовление цилиндрических и конических деталей из древесины ручным инструментом;
— зачистка и отделка поверхностей деталей;
— отделка изделий
3 Технология обработки текстильных материалов (10 ч) Основные приёмы работы на бытовой швейной машине. Приёмы выполнения основных утюжильных операций. Прядение и ткачество. Сырьё и процесс получения натуральных волокон животного происхождения. Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Ручные стежки и строчки. Способы настила ткани. Раскладка выкройки на ткани. Понятие о декоративно-прикладном творчестве. Технологии художественной обработки текстильных материалов: лоскутное шитьё, вышивка Аналитическая деятельность:
— формулировать общность и различие технологий обработки различных текстильных материалов;
— формулировать последовательность изготовления швейного изделия;
— осуществлять классификацию машинных швов.
Практическая деятельность:
— обрабатывать детали кроя;
— осуществлять контроль качества готового изделия;
— осуществлять раскрой ткани из натуральных волокон животного происхождения;
— выполнение соединительных швов;
— обработка срезов;
— обработка вытачки;
— обработка застёжек
4 Технология приготовления пищи (10 ч) Продукты питания и их свойства (овощи, фрукты, мясо, рыба, хлебные и молочные изделия). Сохранность пищевых продуктов. Кухонное оборудование. Кухонные инструменты, в том числе электрические. Технология приготовления пищи. Сервировка стола. Национальные кухни. Приготовление пищи в походных условиях. Утилизация бытовых и пищевых отходов в походных условиях. Основы здорового питания. Основные приёмы и способы обработки продуктов. Технология приготовления основных блюд. Основы здорового питания в походных условиях Аналитическая деятельность:
— характеризовать основные пищевые продукты;
— называть основные кухонные инструменты;
— называть блюда из различных национальных кухонь.
Практическая деятельность:
— определять сохранность пищевых продуктов;
— точно следовать технологическому процессу приготовления пищи, соблюдать температурный режим;
— осуществлять первую помощь при пищевых отравлениях;
— соблюдать технику безопасности при работе с электрическими кухонными инструментами


7 КЛАСС (34 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Моделирование как основа познания и практической деятельности (4 ч) Понятие модели. Свойства и параметры моделей. Общая схема построения модели. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. Применение модели. Модели человеческой деятельности. Алгоритмы и технологии как модели Аналитическая деятельность:
— давать определение модели;
— называть основные свойства моделей;
— называть назначение моделей;
— определять сходство и различие алгоритма и технологии как моделей процесса получения конкретного результата.
Практическая деятельность:
— строить простейшие модели в процессе решения задач;
— устанавливать адекватность простейших моделей моделируемому объекту и целям моделирования
2 Машины и их модели (10 ч) Основные этапы традиционной технологической цепочки: разделение материалов на части; получение деталей необходимой формы; соединение деталей в планируемый предмет Аналитическая деятельность:
— называть основные этапы традиционной технологической цепочки;
— определять основные виды соединения деталей.
Практическая деятельность:
— осуществлять действия по сборке моделей из деталей робототехнического конструктора
3 Простейшие механизмы: модели и физические эксперименты с этими механизмами (12 ч) Простейшие механизмы как «азбука» механизма любой машины. Наклонная плоскость, винт, рычаг, ворот, блок, колесо, поршень. Инструменты и машины, где используются простейшие механизмы. Физические законы, реализуемые в простейших механизмах. Осуществление физических экспериментов по демонстрации названных физических законов Аналитическая деятельность:
— называть основные виды простейших механизмов;
— называть законы механики, которые реализуются в простейших механизмах.
Практическая деятельность:
— проводить физические эксперименты с использованием простейших механизмов;
— осуществлять демонстрацию физических законов, лежащих в основе простейших механизмов
4 Как устроены машины (8 ч) Машина как совокупность механизмов. Составление механизма из простейших механизмов. Выделение совокупности простейших механизмов в данной машине Аналитическая деятельность:
— выделять в данной машине, инструменте, приспособлении простейшие механизмы;
— объяснять назначение простейших механизмов в данной машине;
— выделять основные компоненты машины: двигатели, передаточные механизмы, исполнительные механизмы, приборы управления.
Практическая деятельность:
— использовать изобразительные средства для представления данной машины в виде совокупности простейших механизмов;
— использовать программы из коллекции ЦОРов для демонстрации устройства различных машин и механизмов


8 КЛАСС (17 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Традиционные производства и технологии. Обработка древесины (5 ч) Изделия из древесины и технологии их изготовления. Токарный станок для обработки древесины Аналитическая деятельность:
— проектировать процесс изготовления делали из данного материала;
— оценивать свойства материала и инструментов с точки зрения реализации технологии.
Практическая деятельность:
— изготавливать детали из древесины и соединять их шипами;
— изготавливать детали из древесины на токарном станке
2 Традиционные производства. Обработка металла и технологии (4 ч) Технологии обработки металлов. Конструкционная сталь и её механические свойства. Изделия из сортового и листового проката. Изготовление изделий на токарно-винторезном станке. Резьба и резьбовые соединения. Отделка изделий. Комплексные работы Аналитическая деятельность:
— проектировать процесс изготовления делали из данного материала;
— оценивать свойства материала и инструментов с точки зрения реализации технологии.
Практическая деятельность:
— изготавливать детали из древесины на токарном станке;
— нарезать резьбу с помощью плашек;
— соединять металлические детали клеем
3 Традиционные производства. Обработка текстильных материалов (4 ч) Тенденции развития оборудования текстильного и швейного производства. Вязальные машины. Использование компьютерных программ и робототехники в процессе обработки текстильных материалов. Основные приёмы работы на вязальной машине. Текстильные химические волокна. Экологические проблемы. Нетканые материалы из химических волокон. Влияние свойств тканей из химических волокон на здоровье человека. Профессии швейного предприятия массового производства. Технологии художественной обработки текстильных материалов. Вязание как одна из технологий художественной обработки текстильных материалов Аналитическая деятельность:
— оценивать возможности компьютерных программ в процессе обработки текстильных материалов;
— называть профессии будущего в текстильной и швейной промышленности;
— формулировать проблемы сырьевого обеспечения и утилизации отходов процесса производства химического волокна и материалов из него.
Практическая деятельность:
— применение приспособлений швейной машины;
— изготовление плечевого и поясного изделий из текстильных материалов;
— обработка швов трикотажных изделий
4 Традиционные производства. Обработка пищевых продуктов (4 ч) Отрасли и перспективы развития пищевой промышленности. Организация производства пищевых продуктов. Меню праздничного стола и здоровое питание человека. Основные способы и приёмы обработки продуктов на предприятиях общественного питания. Современные технологии обработки пищевых продуктов, тенденции их развития. Влияние развития производства на изменение трудовых функций работников Аналитическая деятельность:
— называть основные отрасли пищевой промышленности и формулировать перспективы их развития;
— называть основные способы и приёмы обработки продуктов на предприятиях.
Практическая деятельность:
— составлять меню праздничного стола;
— оценивать качество пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека


9 КЛАСС (17 ч)

Номер п/п Тема/Количество часов Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Технологии в когнитивной сфере (7 ч) Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и поиск новых технологических решений. Основные принципы развития технических систем: полнота компонентов системы, энергетическая проводимость, опережающее развитие рабочего органа и др. Решение производственных задач и задач из сферы услуг с использованием методологии ТРИЗ. Востребованность системных и когнитивных навыков в современной профессиональной деятельности. Интеллект-карты как инструмент систематизации информации. Использование интеллект-карт в проектной деятельности. Программные инструменты построения интеллект-карт. Понятие «больших данных» (объём, скорость, разнообразие). Работа с «большими данными» как компонент современной профессиональной деятельности. Анализ «больших данных» при разработке проектов. Приёмы визуализации данных. Компьютерные инструменты визуализации Аналитическая деятельность:
— приводить примеры закономерностей в техносфере;
— называть основные характеристики «больших данных»;
— называть современные профессии, в которых востребованы когнитивные и системные навыки.
Практическая деятельность:
— строить интеллект-карты с помощью компьютерных программ;
— осуществлять основные этапы преобразования данных в информацию и информации в знание
2 Технологии и человек (7 ч) Технологии и знания. Знание как фундаментальная категория для современной профессиональной деятельности. Виды знаний. Метазнания и их роль в использовании и создании новых технологий. Структурные паттерны Аналитическая деятельность:
— приводить примеры задач, решение которых выходит за рамки технологического подхода;
— называть основные виды знаний;
— найти в энциклопедии слова с приставкой «мета» и выделить общий для них смысл.
Практическая деятельность:
— использовать метазнания (структурные паттерны) для преобразования данных в информацию
3 Технологии и общество (3 ч) Глобальные проблемы цивилизации и технологические решения. Пределы применения технологий Аналитическая деятельность:
— оценивать глобальные угрозы человеческой цивилизации;
— создавать перспективные проекты, направленные на устранение этих угроз;
— оценивать области применения технологий.
Практическая деятельность:
— организовывать проектную деятельность с использованием компьютерных средств (например, компьютерной реализации диаграмм Ганта)


При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.



Наверх