Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)



Урок 10
§14. Математическое моделирование




Содержание урока

Постановка задачи

Разработка математической модели

Тестирование модели

Построение компьютерной модели

Эксперимент с моделью

Анализ результатов

Выводы

Вопросы и задания

Практическая работа № 10 «Полёт шарика»

Практическая работа № 11 «Полёт шарика-2»


Тестирование модели


После построения модели её обязательно нужно протестировать (проверить).

Тестирование — это проверка модели на наборе исходных данных с известным результатом.

Например, при моделировании накопления денег в банке сумма не должна меняться при нулевой ставке. Тестирование модели движения судна тоже начинается с простых задач: если штурвал поворачивают влево, судно должно уходить влево, и наоборот.

Удачное тестирование модели не гарантирует, что она правильна; тестирование может только установить ошибочность модели. Чтобы доказать её правильность, нужно проверить модель при всех допустимых исходных данных (в том числе и для тех, для которых правильный ответ неизвестен), а это практически невозможно.

Выполним тестирование математической модели, построенной для нашей задачи:

Используя эту модель, определите:

а) чему равна координата у мяча при t = О?
б) станет ли в какой-то момент координата у равной нулю? Почему?
в) что произойдёт при нулевой начальной скорости?

Все результаты не противоречат теории, поэтому можно считать, что тестирование успешно.

Можно ли считать, что мы доказали правильность модели? Почему?

Руслан построил свою модель движения мяча, брошенного вертикально вверх:

Выполните тестирование модели по тем же критериям, сделайте выводы.

У Марии для той же задачи получилась ещё одна модель:

Выполните тестирование модели по тем же критериям, сделайте выводы.

Следующая страница Построение компьютерной модели



Cкачать материалы урока







Наверх