Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)



Урок 10
§14. Математическое моделирование




Содержание урока

Постановка задачи

Разработка математической модели

Тестирование модели

Построение компьютерной модели

Эксперимент с моделью

Анализ результатов

Выводы

Вопросы и задания

Практическая работа № 10 «Полёт шарика»

Практическая работа № 11 «Полёт шарика-2»


Анализ результатов


Во-первых, нужно убедиться, что результаты моделирования не противоречат известным из теории фактам, например не нарушаются законы сохранения вещества и энергии.

Например, если оказалось, что при наличии трения объект движется быстрее, чем без трения, то модель, скорее всего, ошибочна.

Во-вторых, необходимо проверить результаты моделирования на реальном объекте — провести эксперимент с оригиналом. Если нам удалось решить поставленную задачу (поведение оригинала соответствует 1) поведению модели), можно считать модель адекватной и работу законченной.


Часто считается, что допустимо расхождение результатов эксперимента и моделирования не более, чем на 10%.



Если же результаты нас не устраивают (поведение объекта и оригинала значительно различаются), требуется вернуться к одному из предыдущих этапов и повторить моделирование, например:

• изменить алгоритм или условия моделирования;
• изменить модель: учесть дополнительные свойства, которые ранее считались несущественными (например, учесть сопротивление воздуха);
• изменить постановку задачи (если выяснилось, что решили не ту задачу, которую нужно было решать).

Возможно, что несоответствие вызвано принятыми допущениями. Так, в задаче с полётом мяча полезно ответить на следующие вопросы, которые помогут выяснить причину неудачи:

— Что изменится, если начальная скорость будет отличаться от заданной?
— Что изменится, если мяч не считать материальной точкой?
— Насколько сильно сопротивление воздуха влияет на результат? И т. д. ...

Следующая страница Выводы



Cкачать материалы урока








Наверх