Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень)



Уроки 22 - 23
§14. Математическое моделирование




Содержание урока

Постановка задачи

Разработка математической модели

Тестирование модели

Построение компьютерной модели

Эксперимент с моделью

Анализ результатов

Выводы

Вопросы и задания

Практическая работа № 10 «Полёт шарика»

Практическая работа № 11 «Полёт шарика-2»


Анализ результатов


Во-первых, нужно убедиться, что результаты моделирования не противоречат известным из теории фактам, например не нарушаются законы сохранения вещества и энергии.

Например, если оказалось, что при наличии трения объект движется быстрее, чем без трения, то модель, скорее всего, ошибочна.

Во-вторых, необходимо проверить результаты моделирования на реальном объекте — провести эксперимент с оригиналом. Если нам удалось решить поставленную задачу (поведение оригинала соответствует 1) поведению модели), можно считать модель адекватной и работу законченной.


Часто считается, что допустимо расхождение результатов эксперимента и моделирования не более, чем на 10%.



Если же результаты нас не устраивают (поведение объекта и оригинала значительно различаются), требуется вернуться к одному из предыдущих этапов и повторить моделирование, например:

• изменить алгоритм или условия моделирования;
• изменить модель: учесть дополнительные свойства, которые ранее считались несущественными (например, учесть сопротивление воздуха);
• изменить постановку задачи (если выяснилось, что решили не ту задачу, которую нужно было решать).

Возможно, что несоответствие вызвано принятыми допущениями. Так, в задаче с полётом мяча полезно ответить на следующие вопросы, которые помогут выяснить причину неудачи:

— Что изменится, если начальная скорость будет отличаться от заданной?
— Что изменится, если мяч не считать материальной точкой?
— Насколько сильно сопротивление воздуха влияет на результат? И т. д. ...

Следующая страница Выводы



Cкачать материалы урока








Наверх