Методические рекомендации к урокам
Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) для 11 класса
подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)
1-4 |
5-10 |
11-14 |
15-20 |
21-26 |
27-31 |
32-35 |
КР |
Уроки 5, 6
Первая помощь при кровотечениях и ранениях.
Учебные вопросы
1. Первая помощь при кровотечениях.
2. Первая помощь при ранениях.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при кровотечениях и ранениях.
Основное содержание уроков
Теоретическая часть. Понятие о кровотечениях, Классификация и характеристика кровотечений Причины, вызывающие кровотечения. Характеристика наружного кровотечения. Признаки артериального и венозного кровотечения. Способы временной остановки кровотечения. Капиллярное Кровотечение и способы его остановки.
Характеристика и признаки внутреннего кровотечения. Рекомендации по остановке внутреннего Кровотечения.
Понятие о ране. Классификация и характеристика ран. Повязки, их виды и назначение. Правила наложения повязок.
Практическая часть. Отработка приемов и способов временной остановки наружного кровотечения: путем пальцевого прижатия артерий, наложением давящей повязки, наложением жгута и жгута-закрутки, максимальным сгибанием конечности, приданием возвышенного положения поврежденной конечности. Отработка навыков оказания первой помощи при большой открытой ране и при незначительных открытых ранениях. Отработка приемов наложения повязок »а различные части тела.
Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.
Контрольные вопросы
1. Какое кровотечение называется наружным, а какое внутренним?
2. Назовите признаки сильного наружного артериального и венозного кровотечений.
3. К какому виду можно отнести кровотечение, если кровь из раны вытекает непрерывно, спокойно и имеет темный цвет?
4. Каковы правила оказания первой помощи при кровотечениях?
5. Какие вам известны способы временной остановки кровотечения?
6. Для каких целей предназначена давящая повязка.
7. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки?
8. В каких местах нужно прижать артерию, чтобы остановить кровотечение?
9. Как правильно наложить жгут при повреждении крупных артериальных сосудов ног и рук?
10. При кровотечении из руки или ноги врачи рекомендуют поднять руку или ногу. Как вы думаете, зачем?
11. Назовите признаки внутреннего кровотечения.
12. Что необходимо делать и какие рекомендации выполнять при внутреннем кровотечении?
13. Как классифицируют раны?
14. Что нужно делать для профилактики загрязнения ран?
15. Назовите последовательность оказания первой помощи при обширной и незначительной открытой ране.
Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.1, задания 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28.
Уроки 7, 8
Первая помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок и мышц, вывихах и переломах.
Учебные вопросы
1. Первая помощь при закрытых повреждениях и травмах.
2. Первая помощь при переломах.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при ушибах, вывихах, растяжениях и разрывах, открытых и закрытых переломах.
Практическая часть. Ушибы и их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при ушибах.
Растяжение связок и повреждение кровеносных сосудов, их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при растяжении. Разрывы связок и мышц, их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при разрывах связок и мышц.
Вывихи и их признаки. Отработка приемов оказания первой помощи при вывихах.
Открытые и закрытые переломы. Признаки переломов. Отработка приемов оказания первой помощи при открытых и закрытых переломах. Отработка основных правил транспортной иммобилизации верхних и нижних конечностей.
Заключение. Повторите основные положения уроков и проверьте, как понята тема.
Контрольные вопросы
1. Какие виды повреждений относятся к закрытым травмам?
2. Что называется ушибом?
3. Какими признаками характеризуется ушиб?
4. Дайте определение растяжения.
5. Назовите характерные признаки растяжения.
6. В результате чего человек может получить растяжение связок, мышц и сухожилий?
7. Назовите признаки разрыва связок.
8. Какими признаками характеризуется разрыв мышц?
9. Что называется вывихом?
10. Что называется переломом?
11. Какие виды переломов существуют и как оказать первую медицинскую помощь при них?
12. Назовите основные принципы транспортной иммобилизации.
Домашнее задание. Раздел I, глава 2,тема 2.2, задания 29, 30. 31, 32, 33.34, 35, 86.
Урок 9
Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.
Учебные вопросы
1. Нарушения нервной системы, требующие оказания первой помощи.
2. Сотрясение головного мозга.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при травмах головы и позвоночника.
Основное содержание урока
Теоретическая часть. Понятие о черепно-мозговой травме. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника. Сотрясение головного мозга, признаки и симптомы.
Практическая часть. Отработка приемов оказания первой помощи при травмах головы или позвоночника. Отработка правил иммобилизации при травмах головы и позвоночника. Отработка приемов оказания первой помощи при сотрясении мозга.
Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.
Контрольные вопросы
1. Назовите причины травм головы и позвоночника.
2. Какие признаки и симптомы указывают на травму головы и позвоночника?
3. Какие последствия могут вызвать травмы позвоночника.
4. Назовите последовательность оказания первой помощи при травмах головы и позвоночника.
5. Какая первая помощь оказывается при подозрении на сотрясение головного мозга?
Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.1. задания 37, 38.
Урок 10
Первая помощь при травмах груди, живота и области таза.
Учебные вопросы
1. Первая помощь при повреждениях грудной клетки.
2. Первая помощь при повреждениях и ранениях живота.
3. Первая помощь при повреждениях области таза.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в приемах оказания первой помощи при травмах грудной клетки, живота и области таза.
Основное содержание урока
Практическая часть. Опасности травм грудной клетки. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе ребер. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе грудины и закрытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой помощи при переломе грудины и открытом пневмотораксе. Отработка приемов оказания первой помощи при повреждении живота.
Отработка приемов оказания первой помощи при ранении живота Отработка приемов оказания первой помощи при переломе костей таза.
Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.
Контрольные вопросы
1. По каким причинам происходят травмы грудной клетки?
2. Какие осложнения могут вызвать травмы грудной клетки?
3. Что такое пневмоторакс? Чем отличается закрытый пневмоторакс от открытого?
4. Назовите последовательность оказания первой помощи при:
а) переломе ребер;
б) переломе грудины и закрытом пневмотораксе;
в) переломе грудины и открытом пневмотораксе.
5. Какие признаки указывают на повреждение живота, сопровождающееся внутриутробным кровотечением и разрывом полого органа?
6. Назовите основной признак проникающего ранения живота.
7. Назовите последовательность оказания первой помощи при:
а) повреждении живота;
б) ранении живота;
в) переломе костей таза.
Домашнее задание. Раздел I, глава 2, тема 2.4, задание 39.
1-4 |
5-10 |
11-14 |
15-20 |
21-26 |
27-31 |
32-35 |
КР |
Источник: Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) для 11 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (10-11) (баз.)