Методические рекомендации к урокам
Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) для 11 класса
подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)
1-4 |
5-10 |
11-14 |
15-20 |
21-26 |
27-31 |
32-35 |
КР |
Уроки 32 - 33
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов.
Учебные вопросы
1. Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве.
2. Международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного конфликта.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных ограничениях ведения военных действий, определенных международным гуманитарным правом, а также о международных отличительных знаках, используемых во время вооруженных конфликтов.
Урок по первому учебному вопросу
Ограничение средств и методов ведения военных действий в прошлом.
Основные документы современного международного гуманитарного права: четыре Женевских Конвенции от 12 августа 1949 г., два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.
Три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном Праве: ограничение по лицам, ограничение по объектам нападения, ограничение по средствам и методам ведения военных действий.
Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. Требования к воюющим сторонам проводить различие между гражданским населением и комбатантами. Запрет актов насилия или угроз насилием, имеющих основной целью терроризировать гражданское население.
Ограничение по объектам нападения. Ограничение по средствам и методам ведения военных действий как ограничение особого рода. Главный принцип ведения военных действий — право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны — не является неограниченным.
Меры по ограничению методов и средств ведения боевых действий:
— запрещение нападений неизбирательного характера;
— запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам;
— забота о защите природной среды во время ведения военных действий;
— запрещение использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны;
— запрещение военных действий, основанных на вероломстве.
Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.
Контрольные вопросы
1.Назовите три типа ограничения военных действий в международном гуманитарном праве.
2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г.
3. Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта?
4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий?
5. В чем заключается цель международного гуманитарного права?
6. Что понимают под общей защитой гражданского населения в международном гуманитарном праве?
7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий.
8. Что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства?
Домашнее задание. Раздел II, глава 4, тема 4.1, задания 63, 64, 65, 66.
Урок по второму учебному вопросу
Цели использования международных отличительных знаков во время вооруженных конфликтов.
Красный крест или красный полумесяц на белом поле — один из старейших международных отличительных знаков. Категории лиц и объектов, которые могут использовать эмблемы красного креста или красного полумесяца во время вооруженного конфликта. Правила использования эмблемы. Запрет на вероломное использование эмблемы.
Отличительный знак: гражданская оборона. Особые задачи гражданской обороны во время военных действий, предусмотренные международным гуманитарным правом.
Определение культурных ценностей. Отличительные знаки: культурные ценности - общая
защита. Меры по обеспечению защиты культурных ценностей. Отличительный знак установки и сооружения, содержащих опасные силы. Меры по защите установок и сооружений, содержащих опасные силы: плотин, дамб, атомных электростанций.
Белый флаг. Использование белого флага — одна из старейших воинских традиций. Ситуации, в которых используется белый флаг. Определение нейтральной зоны. Категории лиц, для защиты которых создаются нейтральные зоны. Отличительный знак: нейтральная зона.
Ответственность воюющей стороны за правильное использование отличительного знака. Требования к размещению защитных знаков: большой размер, условия обеспечения видимости.
В каких случаях запрещается использовать международные отличительные знаки?
Заключение. Повторите основные положения урока и проверьте, как понята тема.
Контрольные вопросы
1. Перечислите международные отличительные знаки, используемые во время вооруженного конфликта.
2. Кто имеет право использовать эмблемы красного креста или красного полумесяца во время вооруженного конфликта?
3. Какие действия государства предполагает общая защита культурных ценностей?
4. Что означает использование белого флага?
5. Для чего предназначена нейтральная зона и как она обозначается?
Домашнее задание. Раздел II, глава 4, тема 4.2, задания 67, 68.
Уроки 34 - 35
Психологические основы подготовки к военной службе.
Учебные вопросы
1. Призыв на военную службу как стрессовая ситуация.
2. Личность и социальная роль военного человека.
3. Психологические свойства в структуре личности.
4. Слухи и искаженная информация.
5. О морально-этических качествах военнослужащих.
6. Чувства личности и военная служба.
7. Самовоспитание и самосовершенствование личности.
8. Психическое саморегулирование и самоанализ.
Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о психологических аспектах, связанных с подготовкой к военной службе в Вооруженных Силах.
Основное содержание уроков
Стрессовая ситуация в ожидании призыва в Вооруженные Силы. Стресс и дистресс. Практические советы по подготовке к любому стрессовому состоянию. Понятие и оценка личности. Социальная позиция и ее характеристика. Перестройка личности под влиянием новой социальной роли.
Направленность личности и мировоззрение. Факторы, влияющие на мировоззрение человека. Характеристика мировоззрения молодых людей. Принципы совершения проступков и преступлений в условиях армейской службы.
Слухи и искаженная информация о службе в Вооруженных Силах. Психологические закономерности распространения слухов. Мотивы для распространения слухов и искаженной информации.
Морально-этические качества военнослужащего: совесть, честь, достоинство. Формы их проявления.
Понятие чувства с точки зрения психологии. Чувство патриотизма, морально-нравственные, волевые и физические качества у военнослужащих. Самовоспитание и самосовершенствование личности молодого человека при подготовке к службе в Вооруженных Силах. Необходимость управления своим психическим состоянием. Качества личности: ум, чувство и воля. Сущность личности и ее проявление.
Психическое саморегулирование и его цели. Методы психического саморегулирования. Способы саморегуляции и самоанализа.
Контрольные вопросы
1. Что такое дистресс и стресс, какая между ними разница?
2. Каким образом можно подготовиться к стрессогенному событию или ситуации?
3. Назовите наиболее характерные признаки стрессового состояния.
4. Что нужно делать, чтобы справиться со стрессом?
5. Как вы понимаете термин «сильная личность»?
6. Что такое социальная позиция?
7. Какие показатели характеризуют социальную позицию?
8. Каким образом под влиянием новой социальной роли может произойти перестройка личности?
9. Что вы понимаете под направленностью личности?
10. Что такое мировоззрение?
11. Как можно характеризовать мировоззрение современных молодых людей?
12. По каким причинам молодые люди в армии чаще всего совершают проступки и преступления?
13. Какие типы слухов вы знаете?
14. Какие из слухов наиболее опасны и почему?
15. В чем заключаются психологические закономерности распространения слухов?
16. Какие мотивы для распространения слухов выделяют специалисты?
17. Как вы понимаете такое моральнонравственное качество, как совесть?
18. Назовите известные вам формы проявления совести.
19. Какие еще морально-нравственные качества вы знаете?
20. В чем прежде всего проявляется воинская честь и каких качеств требует это от военнослужащих?
21. Что понимает психология под чувствами, и в каком виде они переживаются?
22. Как с позиций психологии можно определить чувство патриотизма?
23. Что вы понимаете под высокими моральнонравственными, волевыми и физическими качествами?
24. Как вы понимаете термины «самовоспитание» и «самосовершенствование»?
25. Какие качества личности вы считаете основными?
26. Каким образом человек может развить свой ум, чувства и волю?
27. В чем состоит суть личности и как она проявляется?
28. Что такое психическое саморегулирование?
29. Для каких целей может быть использовано психическое саморегулирование?
30. Назовите наиболее распространенные методы психического саморегулирования.
31. Какие еще методы и способы самоизучения и самопознания вы знаете?
Примечание. Главу «Психологические основы подготовки к военной службе» учащимся целесообразно изучить самостоятельно. После этого рекомендуется провести занятие в форме дискуссии, желательно с привлечением психолога или социального педагога. Одной из форм закрепления материала может быть задание учащимся написать, сочинение по тематике этой главы.
1-4 |
5-10 |
11-14 |
15-20 |
21-26 |
27-31 |
32-35 |
КР |
Источник: Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ) для 11 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (10-11) (баз.)