Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 6 класса А.Г. Маслова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука, М. И. Кузнецова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


Глава 1.
Экстремальные ситуации в природных условиях


УРОК 1
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Учебные вопросы

1. Понятие об экстремальной ситуации в природе, причины возникновения таких ситуаций.
2. Основные виды экстремальных ситуаций в природе.
3. Вынужденное автономное существование — наиболее опасная экстремальная ситуация.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: иметь представление об основных видах экстремальных ситуаций в природе, причинах их возникновения, уметь их отличать от чрезвычайных ситуаций, знать, как действовать в таких ситуациях.  

Основные термины и понятия

Стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, аварийная ситуация, экстремальная ситуация, вынужденное автономное существование, выживание.  

Примерное содержание урока

Природные процессы, возникающие в результате действия стихийных сил, их влияние на человека.

Понятие о стихийном бедствии (чрезвычайной ситуации природного характера) и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе и их причины. Смена климатогеографических условий. Резкое изменение природных условий. Заболевания или повреждения организма, требующие оказания экстренной помощи. Понятие о вынужденном автономном существовании. Причины вынужденного автономного существования (потеря ориентировки на местности, потеря группы, авария транспортных средств).

Чрезвычайная ситуация природного характера — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате стихийного природного бедствия, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Экстремальные ситуации — кризисная обстановка, наносящая вред жизни и здоровью людей, имуществу и природной среде в результате поражающих воздействий природных, техногенных, социальных катастроф или в вооруженной борьбе.

Аварийная ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих аварийную обстановку. Причинами таких ситуаций могут быть транспортные аварии, отказы технических устройств, природные явления (удары молнии, землетрясения, ураганы, обвалы, наводнения и т. д.), человеческий фактор.

Понятие о выживании как активной целеустремленной деятельности, направленной на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Автономное существование — пребывание человека в определенных, часто сложных условиях изолированности, когда исключена или ограничена вероятность помощи и использование технических и других возможностей.

Для закрепления правильного понимания термина «экстремальная ситуация» можно предложить учащимся выполнить задание.

Задание. Определите, где экстремальная ситуация, а где просто сложные условия:

а) вы с родителями путешествуете на автомобиле и едете по оживленной трассе, вдруг мотор машины заглох;
б) вы с родителями путешествуете на автомобиле с целью познакомиться с удаленными старинными деревнями российской глубинки; на проселочной дороге в лесу мотор машины заглох.

Основные виды и причины экстремальных ситуаций в природе целесообразно объяснять, пользуясь схемой 1.

Схема 1

Основные виды экстремальных ситуаций в природе

   

Контрольные вопросы и задания

1. Какая ситуация называется экстремальной?
2. Приведите примеры экстремальных ситуаций в природных условиях и назовите их причины.
3. Какое существование в природных условиях считается автономным?
4. Назовите основные причины попадания человека в ситуацию автономного существования в природных условиях.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 1; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 1.  

УРОК 2
ФАКТОРЫ И СТРЕССОРЫ ВЫЖИВАНИЯ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Учебные вопросы

1. Факторы выживания в природных условиях.
2. Стрессоры выживания и их влияние на организм человека.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: иметь представление о факторах и стрессорах выживания, способах их преодоления или использования факторов выживания, приемах преодоления стрессоров выживания.  

Основные термины и понятия

Факторы выживания, стрессоры выживания, стресс, фауна, флора.  

Примерное содержание урока

Понятие о факторах выживания в природных условиях (личностные, природные, материальные, постприродные) и их характеристика.

Фактор — причина, существенное обстоятельство какого-либо процесса, явления.

Стрессоры выживания в природных условиях и их влияние на организм человека. Характеристика основных стрессоров выживания (одиночество, уныние, голод, жара, холод, боль, переутомление), способы их преодоления.

Стрессор — неблагоприятный фактор, вызывающий в организме человека или животного состояние напряжения — стресс.

Стресс (состояние напряжения) — защитные физиологические реакции в организме человека или животного в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров).

При изучении материала можно использовать развернутую схему, отображающую воздействие факторов и стрессоров выживания на человека, находящегося в ситуации автономного существования (схема 2).

Фауна — совокупность видов животных, обитающих на определенной территории.

Флора — совокупность видов растений, распространенных на определенной территории.

Схема 2

Факторы и стрессоры выживания

Контрольные вопросы и задания

1. Какие природные факторы являются полезными?
2. На какие факторы выживания человек может повлиять, на какие нет?
3. Приведите примеры влияния факторов выживания на человека из прочитанных вами произведений.
4. Перечислите по степени важности стрессоры выживания для человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
5. Приведите примеры из прочитанных вами произведений или просмотренных фильмов о преодолении людьми, попавшими в экстремальные ситуации, стрессоров выживания.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 2; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 2.    

УРОКИ 3—4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Учебные вопросы

1. Психические состояния человека при выживании в природных условиях.
2. Значение внимания и наблюдательности для выживания.
3. Ощущение и восприятие в ситуации автономного существования.
4. Важность памяти и мышления для управления своими действиями.
5. Воображение в условиях автономного существования.
6. Установка на выживание.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основы психических познавательных процессов и психологических качеств личности; уметь осознавать конкретную ситуацию, оценивать степень ее опасности и правильно действовать в такой ситуации.  

Основные термины и понятия

Психика, внимание, наблюдательность, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.  

Примерное содержание уроков

Выполнение проверочной работы № 1 в тетради для оценки качества знаний.

Психическое состояние человека при выживании в природных условиях. Понятие о психических познавательных процессах (внимание, ощущение и восприятие, память и мышление, воображение), их характеристика. Управление психическими познавательными процессами в экстремальных ситуациях.

Психика — функция мозга, которая заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли.

Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Ощущение — отражение объективной реальности, возникающее в результате ее воздействия на органы чувств.
Ощущения могут быть осязательными, зрительными, слуховыми, обонятельными и др.

Восприятие — процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Память — способность воспроизводить прошлый опыт (длительно хранить информацию и многократно использовать ее).
Включает в себя процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мышление — высшая ступень человеческого познания.
Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые невозможно воспринять на чувственной ступени познания.

Воображение (фантазия) — создание представлений и мысленных ситуаций, невоспринимавшихся человеком в действительности.
Психологическая установка на выживание в условиях природной среды и ее элементы.

На занятиях целесообразно предложить школьникам выполнить упражнения для развития внимания, наблюдательности, ощущений, восприятия, памяти и мышления, приведенные в приложении 1 учебника. По усмотрению учителя выполнению этих упражнений может быть посвящен один из уроков целиком.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какое важное качество помогает человеку приспособиться к условиям автономного существования?
2. Какие психические познавательные процессы вы знаете?
3. Что такое внимание? Как можно увеличить объем внимания?
4. Объясните, что такое ощущение и что такое восприятие. В чем отличие ощущения от восприятия?
5. Как можно развивать ощущение и восприятие?
6. Как память и мышление помогают человеку выходить из затруднительных ситуаций в условиях автономного существования?
7. Какое влияние на человека может оказывать воображение? К каким последствиям может привести воображение картин опасных ситуаций?
8. Расскажите об основных элементах установки на выживание.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 3; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 3.

УРОК 5
СТРАХ — ГЛАВНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВРАГ

 

Учебные вопросы

1. Понятие о страхе и панике, их причины.
2. Решительность, настойчивость, воля — черты характера, помогающие преодолеть страх.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: иметь представление о страхе как об отрицательной эмоции и паническом поведении, их причинах, они должны получить первичные навыки формирования волевых качеств (настойчивость, решительность, целеустремленность), необходимых для преодоления страха.  

Основные термины и понятия
Стресс, страх, паника, воля.

Примерное содержание урока

Понятие о стрессе и страхе, их взаимосвязь. Воздействие страха на поведение человека.

Стресс — защитные физиологические реакции в организме человека или животного в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

Страх — отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности.

Паника как негативное последствие страха. Причина страха и паники.

Паника — индивидуальная или групповая реакция на мнимую или реальную опасность, характеризующаяся бегством от опасности, упадком морально-психологического состояния и боевого духа, а иногда и полным отключением сознания.

Какие черты характера необходимо воспитывать у себя, чтобы выжить в сложных условиях?

Решительность, настойчивость, направленность на преодоление трудностей и достижение поставленной цели — воля. Как воспитать у себя волевые качества?

Воля — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен».

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое стресс?
2. Что такое страх?
3. Каким образом связаны между собой стресс и страх?
4. Как на поведение человека влияют страх и стресс?
5. К каким последствиям может привести систематическое невыполнение человеком принятых решений?
6. Назовите фразы, которые помогают развивать и укреплять свои волевые качества путем самовнушения.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 4; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 4.


1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Источник: Методическое пособие к учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 3-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх