Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ)




к учебнику 6 класса А.Г. Маслова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука, М. И. Кузнецова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Глава 3
Безопасность в чрезвычайных ситуациях


УРОК 21
КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

Учебные вопросы

1. Устройство убежища, порядок заполнения и правила поведения в нем.
2. Пользование поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать общее устройство защитного сооружения, порядок его заполнения и правила поведения в нем; уметь пользоваться поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде.  

Основные термины и понятия

Защитное сооружение, правила поведения в убежище, противогаз, пользование поврежденным противогазом.  

Примерное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 6 в тетради для оценки качества знаний.

Понятие об убежище (защитном сооружении). Отдельно стоящие и встроенные убежища. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем.

Убежище (защитное сооружение) — специальное сооружение, предназначенное для защиты укрывающихся в нем людей от поражающих факторов ядерного взрыва, боевых токсичных химических веществ, аварийно химически опасных веществ, бактериальных средств, а также от высоких температур и вредных газов, образующихся при пожарах.

Правила пользования поврежденным противогазом в непригодной для дыхания среде: при незначительном разрыве шлем-маски, при значительных повреждениях лицевой части противогаза. Замена поврежденного противогаза на исправный в непригодной для дыхания среде.

Противогаз — устройство (прибор) для защиты органов дыхания, глаз и лица от боевых токсичных химических веществ, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных веществ и бактериальных средств, находящихся в воздухе.  

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего нужны убежища (защитные сооружения)?
2. В чем заключается надежность убежища?
3. Что не разрешается делать при нахождении в защитном сооружении?
4. Постарайтесь узнать, где находится убежище (защитное сооружение), расположенное рядом с местом вашего проживания. Спросите у родителей о его местонахождении.
5. Как пользоваться противогазом, если произошел разрыв шлем-маски, повреждены стекла очков или клапан выдоха?
6. Как правильно заменить поврежденный противогаз в условиях зараженного воздуха?  

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 19; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 19.

УРОК 22
ЗАХВАТ ТЕРРОРИСТАМИ ВОЗДУШНЫХ И МОРСКИХ СУДОВ, ДРУГИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Учебные вопросы

1. Действия во время захвата.
2. Безопасное поведение после захвата.
3. Действия заложников во время операции по освобождению.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать правила безопасного поведения при захвате в заложники в различных транспортных средствах.  

Основные термины и понятия

Транспортное средство, террорист, заложник, операция по освобождению заложников.  

Примерное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 7 в тетради для оценки качества знаний.

Общие сведения об имевших место террористических акциях на транспортных средствах. Правила безопасного поведения пассажиров в момент захвата преступниками транспортного средства. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося заложником в захваченном транспортном средстве. Правила безопасного поведения заложников во время операции по освобождению.

Заложник — лицо, насильственно задерживаемое с целью заставить государство, организацию или других лиц выполнить определенные требования. Взятие и убийство заложников запрещены современным международным правом.

Террорист — лицо, участвующее в подготовке и проведении террористических акций (взрыв, поджог, уничтожение, повреждение и захват различных объектов, убийства и посягательства на жизнь людей, захват заложников, похищение людей).  

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте главное правило, определяющее поведение человека, захваченного в заложники.
2. Что общего в действиях заложника в первые минуты захвата и во время операции по освобождению?
3. Какие правила безопасного поведения заложника можно добавить к тем, которые приведены в учебнике?
4. Почему во время операции по освобождению не следует подбирать брошенное оружие и бежать навстречу сотрудникам спецслужб?  

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 20; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 20.  

УРОК 23
ВЗРЫВЫ В МЕСТАХ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Учебные вопросы

1. Места массового скопления людей.
2. Признаки, указывающие на возможную установку взрывного устройства.
3. Правила поведения в местах массового скопления людей, при угрозе взрыва и после взрыва.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: уметь безопасно и правильно вести себя в местах массового скопления людей, знать основные признаки, свидетельствующие о возможной установке взрывного устройства, и правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва.  

Основные термины и понятия

Места массового скопления людей, бдительность, взрывное устройство, признаки установки взрывного устройства.  

Примерное содержание урока

Понятие о местах массового скопления людей. Повышенная бдительность в этих местах. Признаки, указывающие на возможную установку взрывных устройств. Правила поведения при обнаружении признаков взрывного устройства. Правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва и после взрыва.  

Контрольные вопросы и задания

1. Разъясните, в чем проявляется повышенная бдительность в местах массового скопления людей.
2. Назовите места массового скопления людей, в которых вы бываете чаще всего.
3. Почему при непосредственной угрозе взрыва надо быстро лечь или занять ближайшее укрытие?
4. Какие местные предметы, кроме указанных в учебнике, могут быть использованы в качестве укрытия при угрозе взрыва?  

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 21; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 21.

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ


Глава 4
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи


УРОК 24
СРЕДСТВА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

 

Учебные вопросы

1. Аптечка первой помощи.
2. Природные лекарственные средства.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать состав аптечки первой помощи, основные перевязочные материалы, дезинфицирующие вещества, лекарства,медицинские инструменты, лекарственные растения и ягоды, уметь их применять.  

Основные термины и понятия

Первая помощь, медицинские средства, лекарства, медицинские инструменты, перевязочный материал, дезинфицирующие вещества, лекарственные растения.  

Примерное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 8 в тетради для оценки качества знаний.

Комплектование походной аптечки лекарственными препаратами и другими средствами оказания первой помощи.

Первая помощь — простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Эти меры принимаются до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

Лекарства — вещества, применяемые для лечения и предупреждения заболеваний.

Бинт — узкая и длинная полоса марли, реже другой материи (полотно, фланель, резина), служащая для укрепления повязок, шин, накладываемых при ранах, повреждениях суставов и переломах костей.

Вата гигроскопическая — пышная масса слабо переплетенных между собой волокон хлопка, которая легко расслаивается, хорошо впитывает жидкости и применяется для перевязки ран поверх слоев перевязочной марли.

Бриллиантовая зелень — антимикробное средство, применяемое в виде водных и спиртовых растворов, а также в виде мазей.

Настойка йода — обеззараживающее, рассасывающее и прижигающее средство при воспалительных заболеваниях кожи и слизистых оболочек, небольших ранениях кожи.

Использование лекарственных растений для оказания первой помощи в условиях вынужденного автономного существования. Растения, стимулирующие заживание тканей и способствующие свертыванию крови; противовоспалительного действия; для обеззараживания ран и остановки кровотечения; обладающие болеутоляющими свойствами; применяемые в качестве ваты.

Лекарственные растения — большая группа растений, используемых для людей и животных, а отчасти для профилактических целей. На земном шаре насчитывается 10—12 тыс. видов.  

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего предназначена аптечка первой помощи?
2. Что такое первая помощь?
3. Расскажите о предназначении лекарств, входящих в состав аптечки первой помощи.
4. Расскажите о лечебных свойствах ягод, которые наиболее распространены в вашей местности.

Домашнее задание
Учебник: глава 4, § 22; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 22.  

УРОК 25
ОПАСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ И ЗМЕЙ

 

Учебные вопросы

1. Укусы насекомых.
2. Клещевой энцефалит.
3. Опасность змей.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: иметь представление о том, какие животные могут быть опасными для человека, знать правила профилактики и уметь оказывать первую помощь при укусах насекомых и змей.

Основные термины и понятия

Опасные животные, насекомые, клещи, клещевой энцефалит, змеи.

Примерное содержание урока

Выполнение итоговой проверочной работы по разделу «Основы безопасности личности, общества и государства» в тетради для оценки качества знаний.

От многих насекомых может исходить серьезная опасность для человека.

Их укусы могут быть разделены на две большие группы: укусы перепончатокрылых (комары, пчелы, осы, шершни, слепни) и паукообразных (тарантулы, скорпионы, клещи). На укус насекомого организм человека отвечает тремя видами реакций.

Местная реакция — покраснение, отек, боль, зуд или сильное жжение в зоне укуса.

Общетоксическая реакция возникает обычно при множественных укусах: озноб, повышение температуры тела, тошнота и рвота, головная боль.

Аллергическая реакция может возникнуть и на единичные укусы у предрасположенных к таким реакциям людей.

Опасен яд пчел. Он содержит большое количество биологически активных веществ, обладающих ярко выраженным токсикологическим действием.

Токсичность каждого насекомого различна. Пчела жалит один раз, осы могут жалить несколько раз, впрыскивая яд частями. При ужалении 100 — 200 особей развивается реакция средней тяжести, 300 — 400 ужалений одновременно вызывают общую токсическую реакцию с поражением нервной и сердечно-сосудистой систем. Более 500 ужалений обычно смертельны.

При ужалении пчелами надо осторожно удалить пинцетом или ногтями жало вместе с ядовитым мешочком, чтобы не раздавить мешочек до извлечения жала. Протереть место укуса перекисью водорода, йодом, нашатырным спиртом или листьями петрушки. На место укуса положить пузырь со льдом или грелку с холодной водой для замедления всасывания яда.

При развитии аллергической реакции (зуд, жжение, онемение рук и ног, слабость, отеки лица и гортани, рвота) немедленно вызвать «скорую помощь», так как может развиться анафилактический шок, потеря сознания. Надо принять 1—2 таблетки антигистаминного препарата (димедрол, диазолин, супрастин, тавегил). Рекомендуется обильное питье.

В средних широтах представляют опасность энцефалитные клещи. В последнее время среди заболевших клещевым энцефалитом стало преобладать городское население. Выезжая в лес на отдых, горожане редко заботятся о мерах предосторожности. Как результат — укус и заражение. Определить по внешнему виду, безвредный это клещ или он несет в себе опасный вирус энцефалита, невозможно. Клещ нападает на человека с ветки или из травы. Он никогда не впивается сразу, в течение получаса-часа клещ ищет подходящее место для укуса. Уцепившись за кожу, клещ постепенно впивается и проникает все глубже. Обнаружение клеща осложняется тем, что при укусе он выделяет через слюну в кровь специальное вещество, которое обладает обезболивающим действием. Поэтому признаков укуса лесного клеща как таковых не существует. Единственным признаком, по которому можно найти место укуса, это торчащее и разбухшее от крови брюшко клеща. Клещ может держаться на теле человека до 10 дней. Первые симптомы заболевания могут появиться через 4—5 дней после заражения. Начало, как правило, острое, с сильной лихорадкой, мучительной и нарастающей головной болью. В дальнейшем заболевание протекает тяжело: тошнота, рвота, невозможность движения мышц лица, шеи, верхних и нижних конечностей.

Клещи — членистоногие животные класса паукообразных. Имеют шаровидное или продолговатоовальное тело размером от 0,2 мм до 3 см. Могут передавать человеку различные заболевания, в том числе клещевой энцефалит.

Клещевой энцефалит — вирусное заболевание, переносчиком которого являются клещи. Заболевание чаще всего наблюдается весной и летом — в период наибольшей активности клещей.

Клеща удаляют с помощью пинцета или нитяной петли, которую надо затянуть на хоботке насекомого как можно ближе к коже. При этом тянуть его не прямо на себя, а осторожно раскачивать из стороны в сторону. Если попытаться вытащить клеща руками, вероятность оторвать ему голову будет намного больше. Процедура упростится, если перед удалением на клеща капнуть растительным маслом и подождать несколько минут. После удаления насекомого рану надо смазать йодом или зеленкой. Если клещ разделился или впился так, что его невозможно захватить, нужно простерилизовать иголку (прокалить на огне) и вытягивать его как занозу. Место укуса обработать спиртом или йодом, а затем обязательно обратиться к врачу.

Чтобы уберечься от укуса клеща, необходимо:

• отправляясь в лес, надевать резиновые сапоги, заправлять брюки в носки, а рубашку — в брюки, обязательно надевать головной убор;
• не реже чем через каждый час осматривать себя, особенно в области подмышек, паха, внутренней поверхности бедер и шеи — это излюбленные места клещей;
• если в вашей местности клещи особенно активны, целесообразно сделать прививку против энцефалита;
• купить препараты, отпугивающие насекомых, и нанести их на открытые участки кожи перед походом в лес или посещением парков.

Боязнь змей широко распространена у людей, но имеет своей причиной скорее выдуманные легенды, чем реальный опыт. Из всего многообразия змей лишь небольшая часть ядовита. Как правило, змеи первыми на людей не нападают и кусаются, когда их потревожат.

На территории нашей страны обитает 10 видов ядовитых змей.

Наиболее распространенная ядовитая змея — гадюка. Укус гадюки очень опасен и сопровождается увеличивающейся опухолью по мере того, как яд проникает в ткани тела.

Признаки укуса змеи:

• одна или две точечные ранки;
• нарастающий отек вокруг них;
• боль в месте укуса;
• лихорадка, сильная тошнота, рвота, мышечная слабость, сонливость, холодный пот, повышение температуры тела;
• ослабление зрения;
• затруднение дыхания.

Сразу после укуса змеи человека нужно уложить и обеспечить ему полный покой. Иначе чем больше он будет двигаться, тем быстрее яд распространится по организму. В первые минуты после укуса из ранки можно выдавить часть змеиного яда, если сдавить кожаную складку так, чтобы из ранки появилась капля жидкости, которую надо сразу же удалить. В течение следующих 15—20 мин яд можно отсасывать.

Змеи — животные отряда пресмыкающихся, имеющие удлиненное, покрытое чешуей тело и не имеющие конечностей. Известно около 3 тыс. видов змей.

Змеиный яд распространяется по лимфатическим путям, поэтому выше места укуса можно наложить тугую повязку. Полоску любой ткани завязывают достаточно плотно, но так, чтобы между тканью и кожей можно было пропустить два пальца. Такая повязка не мешает кровотоку, но несколько замедляет распространение яда. Повязку накладывают на то время, пока отсасывают яд. Процедура отсасывания яда представляет некоторую опасность для оказывающего помощь, если на слизистой его рта есть повреждения. Однако доза яда, которую можно получить таким образом, несоизмеримо меньше той, которую получил укушенный змеей человек. Поэтому риск в данной ситуации оправдан. При этом надо как можно чаще сплевывать. Если какие-то причины не позволяют отсасывать яд ртом, надо воспользоваться подручными средствами.

Лучше всего подойдет медицинская банка либо ее аналог, например стеклянная стопка. Сначала надо поместить в ней горящий фитиль, а потом поставить на кожу так, чтобы след от укуса оказался в центре банки. Кровь из ранки будет накапливаться в банке.

Закончив отсасывать яд, надо обработать ранку антисептиком и наложить чистую повязку. Чтобы уменьшить интоксикацию, яд нужно как можно сильнее развести. Поэтому обязательно обеспечить пострадавшему обильное теплое питье (чай, кофе).

На место укуса наложите холод. Это будет препятствовать быстрому всасыванию яда в организм.

Транспортировка пострадавшего осуществляется в положении лежа. Место укуса нужно зафиксировать и укутать пострадавшего теплее. При сильной боли дать ему 1—2 таблетки болеутоляющего средства (анальгин). Чем раньше пострадавший окажется в медицинском учреждении, тем лучше будет эффект от сыворотки, которую ему там введут.

При оказании помощи нельзя:

• накладывать жгут на конечность выше места укуса (нарушение кровообращения усилит распад тканей в зоне укуса, а продукты этого распада будут отравлять организм укушенного);
• прижигать место укуса огнем;
• разрезать ранку на месте укуса (это может привести к заражению раны).  

Меры предосторожности в местах, где обитают змеи:

• не ходить босиком;
• после сна осматривать и отряхивать свою одежду и обувь, постельные принадлежности;
• обязательной составной частью экипировки должны быть сапоги или высокие ботинки;
• при сборе грибов или ягод палкой раздвигать траву, чтобы змея могла уползти;
• знать признаки, указывающие на наличие змей в данной местности: змеиные выползки (шкура, сброшенная змеей во время линьки), мертвые птицы или мелкие животные вблизи водоисточников, змеиные следы на песке, возле нор и трещин в камнях.
 

Учителю на заметку
 

Оригинальные меры предосторожности применяют жители тех мест, где обитают змеи. Они смазывают порог своего дома свежей горчицей. Змеи очень чувствительны к ней и никогда не переползают предметы, на которые нанесен слой горчицы.

В некоторых районах Южной Америки жители у входа в дом вывешивают шкуру анаконды. Ни одна змея не появится вблизи в течение 6—7лет.

Анаконда — змея семейства удавов длиной до 11,4 м. Обитает по берегам рек, озер и болот в тропиках Южной Америки. Питается рыбой, птицей, млекопитающими, молодыми крокодилами. Для человека не опасна.  

Контрольные вопросы и задания

1. Как вы думаете, в чем состоит главная опасность после укуса собаки?
2. Что, на ваш взгляд, является главным в действиях при угрозе нападения собаки?
3. Какие укусы — перепончатокрылых или паукообразных насекомых — наиболее опасны для человека и почему?
4. Переносчиками каких заболеваний, кроме клещевого энцефалита,могут являться клещи? Ответ на этот вопрос найдите в Интернете и других источниках информации (энциклопедиях, словарях и т. п.).
5. Почему пострадавшего от укуса змеи надо доставлять в лечебное учреждение непременно в положении лежа?
6. Что вы можете рассказать об анаконде?  

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 23; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 23.  


1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Источник: Методическое пособие к учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова «Основы безопасности и защиты Родины. 6 класс» / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 3-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (5-9 классы)






Наверх