Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ)




к учебнику 6 класса А.Г. Маслова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука, М. И. Кузнецова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35



УРОКИ 10—11
СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

 

Учебные вопросы

1. Понятие об ориентировании. Определение направления на север: по собственной тени, по тени от шеста, с помощью часов, по Полярной звезде.
2. Способы определения сторон света на местности. Правила ориентирования по компасу, поместным предметам и приметам.
3. Движение по азимуту.
4. Правила движения по выбранным ориентирам. Обход различных препятствий. Коррекция курса движения замыкающим.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета,наглядные пособия «Определение сторон света с помощью часов», «Определение сторон света по Полярной звезде», «Определение местного полудня».  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: научиться определять стороны света различными способами и ознакомиться с порядком движения по азимуту.

Основные термины и понятия

Ориентирование, местность, ориентир, азимут.

Примерное содержание уроков

Перед проведением урока следует уточнить у учителя географии, пройдены ли темы «Карта и план местности», «Масштаб», «Рельеф местности». Если указанные темы изучены, их необходимо вспомнить, если нет — надо подвести учащихся к их изучению. К уроку желательно подготовить наглядные пособия «Определение сторон света с помощью часов», «Определение сторон света по Полярной звезде», «Определение местного полудня».

Для человека, оказавшегося в незнакомой местности, ориентирование является одним из важных условий обеспечения жизнедеятельности.

Ориентирование— умение определить стороны горизонта и свое местоположение относительно местных предметов и элементов рельефа, выбрать нужное направление движения и выдержать это направление в пути.

Местность — участок земной поверхности со всеми расположенными на нем населенными пунктами, дорогами, каналами, реками, лесами, болотами и другими объектами. Неровности и складки, образующие земную поверхность, называют рельефом местности, а все расположенные на ней естественные и искусственные объекты — местными предметами.

Ориентирование по небесным светилам. Ориентирование на местности может осуществляться по карте, компасу, небесным светилам, а также по различным местным признакам и предметам. Следует задать вопрос: «Кто умеет ориентироваться по компасу?» — и выслушать ответы учащихся. Еще один вопрос: «Кто знает, как изготовить солнечные часы?» После ответов учителю необходимо сделать вывод: не имея часов, определить местный полдень можно, когда солнце находится точно на юге, а любой предмет отбрасывает самую короткую тень. Эта тень направлена на север.

В древности люди определяли стороны света по восходу солнца. Само слово «восток» — это видоизмененный «восход». На латинском языке слово «ориенс» означает «восток». От него и произошло слово «ориентирование». Восток с первобытных времен был предметом особого внимания и даже поклонения. С востока появлялось солнце — источник света и тепла на Земле. На восток молились, его почитали. С течением времени люди заметили, что ориентироваться только по восходу солнца не совсем правильно, так как оно бывает точно на востоке только дважды в году: в дни весеннего и осеннего равноденствий (21 марта и 23 сентября). В остальные дни места восхода и захода солнца не находятся точно на востоке и западе. Поэтому только в полдень по тени вертикальных предметов можно определить точно направление на север.

А что делать, если нет часов, чтобы определить время? Надо воткнуть в землю небольшой шест (около 1 м), отметить конец его тени. Через некоторое время вновь отметить конец тени. Затем провести прямую линию от первой отметки через вторую и еще на 30—40 см. Встать так, чтобы носок левой ноги был у первой отметки, а правой — у конца проведенной линии. В таком положении человек стоит лицом к северу.

Ориентирование по солнцу с помощью часов. Положив часы на горизонтальную плоскость, следует их повернуть так, чтобы часовая стрелка смотрела в сторону солнца, затем через центр циферблата проводят мысленную линию на цифру 2. Если теперь угол, образованный стрелкой и линией, разделить биссектрисой, она покажет направление север — юг.

Затем следует рассказать об ориентировании по Полярной звезде и Луне. Полная Луна около полуночи местного времени находится на юге. Луна в виде буквы «С» — стареющая (убывающая) — находится на востоке. Если к Луне добавить вертикальную линию и получить букву «Р», то это растущая Луна. Она находится на западе.

Приступая к изучению второго учебного вопроса, можно спросить: «Кто знает способы ориентирования по местным предметам?», а затем обсудить те способы, которые не были названы учащимися. Необходимо предостеречь школьников от возможных ошибочных представлений. Так, в некоторых изданиях можно прочитать, что у деревьев кроны на южной стороне более пышные, чем на северной. На самом деле в лесу ветви деревьев развиваются в сторону свободного места. Даже у отдельно стоящих деревьев конфигурация кроны зависит в основном от направления господствующих ветров. Полагают также, что годичные кольца на пнях спиленных деревьев шире с юга, чем с севера. На самом деле многочисленные наблюдения такой закономерности не обнаруживают.

Наиболее надежные способы ориентации по растениям и постройкам:

• мох и лишайник растут преимущественно на северной стороне стволов деревьев, пней, камней;
• кора деревьев темнее и грубее обычно с северной стороны;
• у смолистых деревьев (ель, сосна) в жаркую погоду больше смолы выделяется с южной стороны;
• ягоды и плоды приобретают окраску раньше с южной стороны;
• грибы чаще растут к северу от дерева;
• муравьи почти всегда устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев, пней и кустов, а южная сторона муравейника более пологая, чем северная; летом почва около больших камней, пней с северной стороны увлажнена больше; перелетные птицы весной летят на север, а осенью — на юг.

В больших массивах леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые обычно прорубают строго в направлении с севера на юг и с востока на запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечении просек (на таком столбе на каждой из четырех граней проставлены цифры). Ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами покажет направление на север.

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви: алтари православных церквей обращены на восток, а колокольни — на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, а приподнятый — к северу.

Легко и быстро можно ориентироваться по оврагам, которые обычно вытянуты на восток или, наоборот, на запад. На южной стороне оврага снег задерживается весной дольше, медленнее тает, вода при таянии снега медленно просачивается в землю склона, а не стекает бурными потоками на дно оврага, летом на этом склоне солнце меньше выжигает траву.

Снега больше бывает на северной стороне деревьев, строений, а с южной стороны он быстрее тает. В горах снег быстрее тает на южных склонах. Ранней весной на снегу вокруг деревьев, пней, столбов, стоящих на открытом месте, появляются лунки. Лунки эти имеют неправильную форму, они вытянуты в одну сторону — к югу, ибо солнце светит большую часть дня с юга и больше всего солнечных теплых лучей отразится от южной стороны дерева, пня, столба.

Следует обратить внимание и на траву, которая весной на северных окраинах полян более густая, чем на южных.

На север обычно обращены двери еврейских синагог и мусульманских мечетей, а фасады буддийских монастырей и выходы из юрт — на юг.

При ориентировании на местности прежде всего определяют направление на север, юг, восток и запад. Затем определяют свое местоположение и направление дальнейшего движения. Основой ориентирования является умение определять на местности направление север—юг. Это направление всегда показывает магнитная стрелка: одним концом она показывает направление на север, другим — на юг. Угол, образованный направлением на местный предмет и направлением северного конца магнитной стрелки, называется магнитным азимутом. Магнитные азимуты измеряют в градусах и отсчитывают от северного конца магнитной стрелки по ходу часовой стрелки.

Далее целесообразно показать и рассказать об устройстве компаса Андрианова и спортивного компаса, стрелка которого помещена в специальную жидкость, благодаря чему она быстро успокаивается и почти не колеблется при движении.

Для движения по азимутам необходимо заранее подготовить необходимые данные — схемы движения. На схемах указывают исходную точку, ориентиры и их азимуты, расстояния между ориентирами, конечную точку. Следует объяснить обучающимся, как определить длину пары шагов. На стадионе надо пройти отрезок 100 м и подсчитать количество шагов. Разделив 100 м на количество шагов, получим необходимую цифру. После этого можно двигаться по азимутам. Для этого из исходной точки на местности определить азимут первого направления на хорошо видимый ориентир. Идти в этом направлении, ведя счет парам шагов,не упуская из виду намеченного ориентира. Дойдя до первого ориентира, наметить следующий ориентир и идти дальше. Так от одного ориентира к другому пройти весь путь, пока не будет достигнута конечная точка.

Ориентир — хорошо заметный местный предмет или элемент рельефа, относительно которого определяют местоположение, направление движения и положение объектов.

При движении по азимутам не всегда можно точно выйти в намеченный пункт. Дело в том, что точность компаса Андрианова 3 градуса. Приблизительно можно принять, что ошибка в 1 градус вызывает боковое смещение в 20 м на 1 км пути. Практически же из-за неточности визирования и дрожания руки ошибку следует считать равной 3—5 градусам. Это дает боковое смещение около 100 м на 1 км пути, или примерно 1/10 пройденного расстояния. Поэтому, если при движении по азимутам не окажется указанного ориентира в предполагаемом месте, надо его искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 пройденного расстояния, с центром в точке, где закончен счет парам шагов. При отыскании ориентира один человек из группы должен остаться в этой точке, чтобы группа в поисках ориентира не вышла за пределы окружности.

Значительно труднее двигаться по азимутам в густом лесу или кустарнике, где все ориентиры однообразны, а видимость впереди сильно ограничена. Здесь используют следующий способ. Один из участников группы идет впереди без компаса и служит для двигающейся за ним группы ориентиром. Следующий непосредственно за ним участник похода все время держит в руках ориентированный компас с установленным азимутом, направив через прорезь мушку на идущего впереди. Он поправляет направление движения впереди идущего, командуя: идем прямо, чуть правее, левее и т. д. Этот способ вполне оправдал себя на практике.

Человеку, попавшему в сложные климатические условия, обычно требуется найти источник воды, выйти к населенному пункту или, наоборот, обойти его. В этой ситуации лучше всего воспользоваться различными признаками, указывающими на близость воды и населенных пунктов. К таким признакам относят различные звуки: гудки машин, лай собак, крики домашних животных и птиц, звуки от производимых людьми работ. Звуковая пеленгация человеком возможна с точностью до 3—5 градусов. Чтобы определить расстояние до источника звука, нужно знать среднюю дальность слышимости различных звуков. Средняя дальность слышимости некоторых звуков днем на ровной местности приведена ниже:

• шум движущегося поезда — 10 км;
• выстрел из охотничьего ружья — 2—5км;
• автомобильный сигнал — 2—3км;
• крик человека — 1—1,5 км;
• ржание лошадей, лай собак — 2—3км;
• шум грузового автомобиля — 0,5—1,5 км;
• паровозный или пароходный гудок, заводская сирена — 7—10 км;
• рокот работающего трактора — 3—4км.

Ночью слышимость лучше. Для улучшения слышимости можно приложить ухо к земле или согнутую ладонь к ушной раковине.

Очень удобно применять способ коррекции курса замыкающим. При этом компас находится у замыкающего, он дает поправки на движение направляющего. При обходе препятствий замыкающий руководит движением направляющего до тех пор, пока тот не завершит обход препятствия и не выйдет на нужное направление.
 

Учителю на заметку
 

На южном берегу Крыма, в районах Гурзуфа, Ливадии, Алупки и Фороса, можно увидеть интересное явление. Большинство сосен здесь искривлены и имеют наклон в одном направлении — к югу. Эти сосны называются алеккскими. Свое название они получили от сирийского города Алекко, в окрестностях которого распространены. По наклону ствола такой сосны легко определить стороны горизонта. За эту особенность алеккскую сосну называют «деревокомпас».  

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите наиболее распространенные способы определения сторон света при отсутствии компаса. Какой из этих способов, по вашему мнению, самый надежный?
2. Каким образом направление на север и на юг можно определить по местным признакам?
3. Какие из местных признаков являются наиболее точными?
4. Что такое ориентир? Почему при движении, например, по лесу или степи надо использовать ориентиры?
5. Объясните, что такое азимут и движение по азимуту.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 9; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 9.

УРОК 12
ТЕХНИКА ДВИЖЕНИЯ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Учебные вопросы

1. Передвижение в лесу.
2. Передвижение в горах.
3. Правила и техника переправы через водоемы, преодоление болот.
4. Особенности передвижения в лесу зимой без лыж.
5. Безопасное передвижение по руслам замерзших рек.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: ознакомиться с техникой передвижения по различной местности, получить представление о правилах переправы через водоемы и преодоления болот.  

Примерное содержание урока

Прежде чем углубиться в лес, надо обязательно обратить внимание на положение солнца, запомнить, с какой стороны оно находится. Если солнце справа, то при выходе в том же направлении из леса нужно, чтобы оно оказалось слева.

Передвигаясь в лесу, необходимо запоминать по возможности свой путь, замечая по дороге предметы, которые могут служить ориентирами: вывороченный пень, поваленное дерево, просека, дорога, их пересечения, река, ручей, их характерные изгибы и направление течения, поляна, вырубка, участок кустарника, редколесье, заболоченность. Бьет ветка в лицо или в грудь — с тропы надо уйти: она звериная и к жилью человека не приведет. Заблудившись, надежнее всего вернуться по своим следам к исходному пункту и ориентироваться снова. Если это сделать нельзя, надо постараться выйти к любому линейному ориентиру — реке, дороге, просеке. Определить направление на дорогу можно по шуму проходящих автомобилей или поездов.

Для успешных действий в горах необходима специальная подготовка участников. Они должны знать особенности горного климата, его влияние на организм и уметь своевременно применять необходимые меры защиты.

Воздействие ультрафиолетовых лучей в горах значительно сильнее и чревато ожогами кожи, солнечные лучи ОБЗР (ОБЖ)игают сетчатку глаз, вызывая резкую боль. Поэтому необходимо пользоваться очками со светозащитными стеклами, а для защиты лица следует применять головной убор с широкими полями.

Существует опасность поражения молнией во время грозы, особенно когда люди находятся на гребнях склонов и вершинах. Поэтому при приближении грозы нужно укрыться в пещере или гроте. Грозы обычно сопровождаются ливневыми дождями или снежными метелями, что осложняет движение в горной местности. Известно, что атмосферные разряды чаще поражают высокие, одиноко стоящие деревья, поэтому укрываться под ними тоже нельзя. По той же причине нельзя купаться, так как голова пловца возвышается над поверхностью воды и молния может попасть в нее.

Затем целесообразно указать, что около 20% территории России подвержено лавинной опасности. Это южные горные районы, северо-восток Камчатки, Курильские острова и остров Сахалин, полярные горы Кольского полуострова. Скорость движения лавины достигает 50 м/с. Она может увлечь за собой сотни тысяч кубометров снега. Разрушительная сила лавины огромна, так как плотность мокрого снега доходит до 700кг/м3. Снежная лавина срывается со склона в тот момент, когда сила тяжести снега начинает превышать силу сцепления, удерживающую снег на склоне. Лавина — это явление природы, которое может быть вызвано человеком. Иногда достаточно крика или выстрела, чтобы лавина обрушилась вниз. Признаком возможного схода лавины является оседание снега с характерным звуком «у-ух». Оптимальная дистанция между людьми при движении по лавиноопасному участку должна быть не менее 100 м.

Разреженность воздуха является одной из тех сложностей, с которыми приходится сталкиваться людям в горных условиях. Люди испытывают кислородное голодание, которое приводит к «горной болезни», сопровождающейся одышкой, головной болью, тошнотой. Разреженность воздуха ослабляет суставы рук и ног, что может привести к их вывиху даже без видимых причин.

Еще одна опасность в горах — камнепады. Опасные участки следует преодолевать быстро и по одиночке, передвигаясь от укрытия к укрытию и наблюдая за склонами, расположенными выше.

При движении в горах дышать надо спокойно, глубоко вдыхая только через нос и делая полный выдох. При подъеме в гору не рекомендуется разговаривать. Для восстановления нормального ритма дыхания обычно делают короткие остановки (на 3—5мин).

Идти в горах следует ровным шагом, слегка нагнувшись. При подъеме тело наклонять несколько вперед, ногу ставить на всю ступню, а при спусках отводить корпус назад и ногу ставить на каблук, чтобы не поскользнуться и не упасть. Ширина шага должна соответствовать крутизне склона. Чем круче подъем, тем меньше шаг. На спусках ширина шага увеличивается. Если путь вверх лежит вне дорог и троп, то подниматься надо не прямо, а зигзагами, ступни ставить боком или разводить носки («елочкой»). При движении по камням, осыпям нельзя отрывать ногу от точки опоры до тех пор, пока не будет надежно поставлена нога, вынесенная вперед.

Переходя к очередному учебному вопросу, можно спросить учащихся: «Какими способами можно переправиться через водную преграду?» Школьники называют способы: вплавь, вброд, на подручных средствах, на переправочных средствах. Эти способы надо кратко охарактеризовать. Водная преграда — естественное или искусственное водное препятствие (река, озеро, пролив, лиман, канал, водохранилище и т. п.).Характеризуется шириной, глубиной, скоростью течения, особенностями дна и берегов, наличием бродов, мостов, гидротехнических сооружений, мест, удобных для преодоления.

Переправа — участок водной преграды, оборудованный для ее преодоления.

Переправочные средства — устройства для переправы через водные препятствия.

Для преодоления водной преграды вплавь необходимо уметь плавать с поднятой над водой рукой или толкая впереди себя плотик (сверток) с одеждой.

Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно имея с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку в том месте, где есть отмель. Если переправляется группа людей, то первым обычно идет наиболее опытный. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга и осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом против течения реки. Упираться шестом надо со стороны напора воды. Смотреть следует не на воду, так как можно потерять равновесие, а на место выхода из нее.

Через горные реки обычно переходят по камням. При этом надо быть крайне внимательным, так как камни бывают очень скользкими, поэтому легко можно свалиться в воду и получить серьезную травму. Надо помнить, что вброд можно преодолевать горные реки глубиной до пояса. Переходить вброд более глубокие горные реки без специальных приспособлений опасно.

Переправиться через водное препятствие можно и на подручном переправочном средстве. Чаще всего это плот, связанный из бревен, досок, пустых бочек или канистр, автомобильных камер.

Характерными особенностями болотистой местности являются слабая ОБЗР (ОБЖ)итость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой и совершенно непроходимых участков. Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении. Их поверхность очень обманчива. Наиболее трудно проходимы болота с белесоватым поверхностным слоем. Небольшие заболоченные места можно легко обойти, наступая на кочки или корневища кустарников. Чтобы преодолеть опасный участок, можно набросать веток, положить крест-накрест несколько жердей и по этому «мосту» перебраться на твердую почву.

Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике и делать резкие движения. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, принять горизонтальное положение, затем достать руками ветку, камыш, траву, подтянуться, отползти от опасного места. Если по болоту передвигаются несколько человек, надо держаться ближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любой момент оказать помощь товарищу.

Проходимость сплошного торфяного болота можно определить довольно простым способом. Если при сжатии торфа в кулаке вода вытекает струйкой, а остальная масса продавливается сквозь пальцы, то возможно движение человека. Если торф жидкий, текучий и полностью продавливается сквозь пальцы, то болото непроходимо.

Крайне сложно движение без лыж в зимнее время. Когда снежный покров очень глубок, то преодолевать заснеженные участки без лыж-снегоступов практически невозможно. Такие приспособления при известной сноровке можно изготовить из двух веток толщиной 2—2,5 см и длиной 140—150 см. Передний конец лыжи, распарив в воде, загибают кверху, а раму из двух веток (ширина в центре не должна быть менее 30 см) заплетают тонкими гибкими ветвями. В передней части такой лыжи из четырех поперечных и двух продольных планок делают опору для ноги по размеру обуви.

Зимой можно передвигаться по руслам замерзших рек, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности. Надо помнить, что вода обычно подмывает лед снизу и он становится особенно тонким под сугробами у обрывистых берегов, поэтому все препятствия на речном льду лучше обходить. В местах изгибов рек надо держаться подальше от обрывистых берегов, где течение быстрее, а лед тоньше. Лед всегда бывает тонким над глубоким местом и около зарослей. Если приходится идти по неокрепшему льду, то следует вооружиться палкой. Особую осторожность надо соблюдать при движении по льду водохранилища, так как понижение уровня воды превращает ледяной покров в своего рода мост. При переходе замерзших водоемов на лыжах необходимо предварительно расстегнуть крепления, освободить кисти рук из петель лыжных палок, снять с одного плеча лямку рюкзака. Это обеспечит свободу движения в случае провала под лед. Расстояние между лыжниками должно быть 5 — 6 м.  

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое альпеншток? Для чего он предназначен?
2. Почему водную преграду нельзя вброд переходить босиком?
3. Назовите признаки, по которым можно определить опасные участки льда на водоемах.
4. Какой должна быть минимальная дистанция при движении по льду группы людей?
5. Какое правило, по вашему мнению, является главным при преодолении болот?  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 10; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 10.  

УРОК 13
СООРУЖЕНИЕ ВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА, ДОБЫВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ

Учебные вопросы

1. Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища.
2. Виды и способы сооружения временных жилищ в летнее время (шалаш, навес и др.).
3. Виды и способы сооружения временных жилищ в горах.
4. Виды и способы сооружения временных жилищ в зимнее время.
5. Способы добывания и сохранения огня в условиях вынужденного автономного существования.
6. Выбор места и правила разведения костра. Особенности разведения костра в ненастную погоду и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета, макеты временных жилищ, учебные наглядные пособия.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: иметь представление об основных видах временных жилищ и способах их возведения; научиться выбирать место для костра, добывать огонь и разводить костер, соблюдая правила пожарной безопасности.  

Основные термины и понятия

Временное жилище, требования к временному жилищу, виды костров, порядок разведения костра, способы добывания и сохранения огня.  

Примерное содержание урока

Желательно, чтобы ученики подготовили к уроку макеты различных временных укрытий и по ним рассказали о порядке их возведения.

Далее следует остановиться на общих требованиях к месту возведения временного жилища. Правильный выбор этого места позволит в дальнейшем избежать многих неудобств. Расположиться лучше поблизости от воды, на открытом месте, чтобы ветерок стал надежной защитой от гнуса. Нельзя располагаться под одиноко стоящим высоким деревом, так как в грозу молния часто попадает именно в него. Возле лагеря должна быть просторная поляна для подачи сигналов. Не следует располагаться в лесу среди сухостоя, а в горах — под склонами, подверженными осыпям. Жилище должно располагаться на возвышенной площадке, так как при размещении на низком берегу во время дождя вода может подняться и затопить его. Вокруг должно быть достаточное количество сухого топлива.

Выбор вида укрытия ограничивается имеющимися строительными материалами, физическим состоянием людей, временем года, рельефом местности и другими факторами. Общее правило: чем суровее климат, тем теплее и надежнее должно быть жилье. Поэтому лучше не экономить на времени его строительства.

В теплое время года можно ограничиться постройкой простейшего навеса. В качестве стоек могут быть использованы стволы деревьев или два полутораметровых кола диаметром 10 — 12 см с развилками на конце. Колы вбивают в землю на расстоянии 2—2,5 м друг от друга. На развилки укладывают жердь — несущий брус. К нему под углом 45 — 60 градусов прислоняют 5—7 жердей и закрепляют их веревкой. Поверх жердей натягивают тент.

Используя рисунок или макет, рассказать о порядке строительства шалаша с двумя скатами. Обратить внимание на то, чтобы при сооружении крыши использовался принцип укладки черепицы. Начиная снизу, лапник, ветки с густой листвой или куски коры надо укладывать так, чтобы каждый последующий слой прикрывал нижний примерно до половины.

Укрытия, которые устраивают в горах, тоже должны обеспечивать отдых и защиту от непогоды. Место для укрытия обязательно должно быть безопасным, в стороне от возможных камнепадов, лавин, обвалов. Палатка является универсальным укрытием в горах. К установке и креплению палатки необходимо относиться внимательно и тщательно, как и к выбору места для ее размещения.

Для устройства снежной пещеры необходим безопасный склон с толщиной снега 2,5 — 2,8 м. Начинать ее копать следует от входа. Он должен быть в рост человека, узкий внизу и удобный для выбрасывания снега в верхней части. Примерно через 2 м от входа начинают копать в сторону, оформляют свод, оборудуют нишу для продуктов и других вещей. Свод пещеры должен быть хорошо заглажен, чтобы при повышении температуры при приготовлении пищи вода не капала, а стекала по своду.

В горах можно попытаться найти грот или пещеру. Если вход в них заложить ветками, будет тепло и сухо.

В зимнее время для строительства укрытий чаще всего используют снег. Так, в сугробе высотой 1—1,5 м можно выкопать траншею для размещения одного или двух человек. На дно траншеи уложить надувную спасательную лодку вверх дном (лодка входит в оборудование самолета). Крышу можно сделать из парашютной ткани и закрепить ее глыбами снега.

Можно оборудовать снежную пещеру. Для этого в сугробе глубиной 1,5 — 2 м надо вырыть тоннель. Затем расширить его тупик до необходимых размеров (в зависимости от числа людей и толщины снежного покрова). Из снега можно сделать площадку для лежанки, она должна быть выше уровня пола примерно на полметра. В своде пещеры осторожно пробить отверстие для вентиляции. Вход закрыть тканью или снежным блоком.

Если снег недостаточно глубок, из него можно сделать небольшие блоки и из них построить стену-заслон высотой 1,5 — 2 м. Расположить заслон надо перпендикулярно направлению ветра. Затем кусок ткани укрепить снежными глыбами на гребне заслона и почве.

Идеальное снежное убежище — эскимосская хижина и́глу. Для ее постройки надо выбрать участок поровнее, желательно покрытый не менее чем 80 — 100 см снега. Соорудив несложное устройство из веревки с двумя колышками на концах, можно очертить окружность, по которой в дальнейшем надо будет укладывать снежные блоки. Радиус окружности может быть 75, 100, 150 см и более. Это зависит от того, на какое количество людей рассчитано укрытие. После заготовки снежных блоков приступают к строительству. В конце работы в полу с восточной стороны выкапывают вход-лаз. Если лаз находится на уровне пола, его можно не закрывать, так как теплый (относительно наружного) воздух, заполняющий пространство подснежным куполом, словно пробка, не даст наружному воздуху проникнуть в жилище.

Костер в условиях автономного существования — это не только тепло и свет, но и сухая одежда, горячая вода, сигнал для поискового самолета. Костер — это аккумулятор бодрости и активной деятельности. При наличии спичек или зажигалки развести костер сможет практически каждый, а при их отсутствии умение добывать огонь — иногда вопрос жизни и смерти. Может сложиться такая ситуация, когда у человека нет с собой ни спичек, ни других средств для получения огня. Поэтому неплохо обучиться добыванию огня, используя для этого подручные материалы. К уроку желательно иметь предметы или их изображения, используя которые можно получить огонь. Например, фотоаппарат, бинокль, часы, очки, донышко от бутылки, ружье, кремень, кресало, трехлитровая банка с чистой водой. Их надо продемонстрировать и спросить, каким образом можно их использовать для получения огня. После ответов учащихся разъяснить, что в солнечную погоду получение огня с помощью зажигательного стекла во многом зависит от наличия сухого мха, ваты, бинта, перьев, сухой коры.

Далее следует спросить, как добывал огонь первобытный человек. Ученики вспоминают, как получить огонь с помощью трения. Неплохо при этом продемонстрировать работу установки «Добывание огня трением».

Завершая изучение учебного вопроса, следует сказать, как поступают опытные люди, которые всегда берут с собой спички. Они, окунув головки спичек в парафин, хранят их в полиэтиленовом пакете.

Если для обогрева или защиты от животных не требуется постоянный огонь, то на ночь его надо гасить. Чтобы утром не тратить время на его разжигание, надо угли присыпать золой. Утром они еще будут тлеть, и можно быстро разжечь огонь с помощью приготовленных заранее щепок.

Для сохранения огня можно сделать переносное устройство. Из бересты соорудить емкость, дно которой присыпать песком или глиной, положить на нее крупные угли, обильно присыпать их золой и затем землей или песком.

Существует много способов сохранения огня для длительного обогрева. Например, если наполнить ведро хорошо высушенными грибами-трутовиками или сухим пометом животных, то они долго будут тлеть. Если прогревшимися углями костра наполнить ведро, в котором сделать отверстия для доступа воздуха, то можно очень быстро их разжечь и продолжительное время обогреваться.

Рассмотрение заключительного учебного вопроса можно начать с опроса: «Как правильно выбрать место для костра? Каким требованиям должно удовлетворять это место?» Учащиеся, как правило, отвечают, что костер должен быть разведен в стороне от деревьев во избежание лесного пожара. Место для костра должно быть защищено от ветра. Подводя итоги ответов учащихся, следует добавить, что зимой, готовя место для костра, неглубокий снег надо снять с земли, а глубокий снег плотно утоптать и сделать настил из бревен и веток. Нельзя разводить костер под заснеженным деревом, снег с веток может упасть прямо в костер и затушить его. Эта ошибка стоила жизни герою рассказа Джека Лондона «Костер». К месту разведения костра предъявляют три основных требования: оно должно быть по возможности ровным, защищенным от ветра и располагаться подальше от предметов, которые могут загореться или потушить костер. Затем вместе с учащимися надо рассмотреть, как развести костер. Здесь важно указать, что по мере увеличения пламени надо класть более крупные ветви, но неплотно, чтобы обеспечить хороший доступ воздуха.

Излагая материал о видах костров, целесообразно использовать учебные наглядные пособия и макеты костров. Существует множество видов костров, которыми пользуются люди в зависимости от предназначения. Например, для приготовления пищи и просушивания одежды наиболее удобен костер «шалаш», дающий большое ровное пламя. Пригоден для этой цели «звездный» из 5—8 звездообразно расположенных по кругу сухих стволов. Их поджигают в центре и сдвигают по мере сгорания. Для обогрева во время ночлега или в холодную погоду на толстый ствол веером укладывают 3 — 4 стволика потоньше. Такой костер называется «таежный». Костер «нодья» дает сильный и продолжительный жар. Сухое бревно диаметром более 40 см, разрубленное на три части по 2 — 3 м длиной, будет гореть в таком костре несколько часов.

Особое внимание следует обратить на необходимость наблюдения за горящим костром для поддержания огня и предотвращения пожара. Покидая место стоянки, костер следует залить водой или засыпать землей. Летом не оставляйте осколков стекла, бутылей с водой. Они могут превратиться в линзу, концентрирующую солнечные лучи, стать причиной пожара.
 

Учителю на заметку

Огонь можно добыть химическим способом, потерев смесь марганцовки с сахаром (одна часть кристалликов марганцовки на две части сахара) между двумя кусочками дерева. Если дерево достаточно сухое, то оно загорится.  

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и опишите, какие еще временные укрытия, кроме указанных в учебнике, можно использовать в экстремальной ситуации в природных условиях.
2. Почему в лесу, в тайге и на открытых пространствах средней полосы и́глу построить невозможно?
3. Почему нельзя разводить костры на торфяных болотах?
4. Для разжигания костра при отсутствии спичек необходимы:

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 11; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 11.  

УРОК 14
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИТАНИЕМИ ВОДОЙ

Учебные вопросы

1. Сохранение работоспособности при ограниченных запасах воды и пищи.
2. Обеспечение питанием из резервов природы.
3. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении растительной пищи.
4. Обеспечение водой из водоемов, снега и льда.
5. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: получить представление о правилах и способах добывания воды и пищи в условиях автономного существования.  

Основные термины и понятия

Неприкосновенный запас продовольствия, съедобные растения и животные,добывание и обеззараживание воды.  

Примерное содержание урока

Перед изложением первого учебного вопроса следует напомнить, что без пищи человек может прожить около 60—70 дней, а без воды — не более 3—4 суток.

Отсутствие воды в течение суток уже отрицательно сказывается на состоянии человека, снижает его волевые качества, приводит к быстрой утомляемости. Вода играет важнейшую роль в человеческом организме. Она составляет примерно 2/3 массы тела, и все физиологические процессы протекают при ее участии. Она разносит кислород и питательные вещества по всему организму, обеспечивает функциональную деятельность систем кровообращения и пищеварения. Поэтому обезвоживание организма свыше 10% вызывает глубокие расстройства в его деятельности. Средняя потребность человека в воде в районах с умеренной температурой составляет 1,5—2 л в сутки. Таким образом, водоснабжение является первостепенной проблемой в условиях автономии.

Общие рекомендации по водообеспечению в условиях автономии:

• поиск источника воды — первоочередная задача;
• при ограниченных запасах воды установить жесткую норму потребления;
• воду, добытую в природных водоемах, обязательно очищать и обеззараживать;
• добывать воду при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков и другими способами;
• для сохранения воды в организме больше находиться в тени (водопотери уменьшаются в 1,5 раза) и ограничить физическую деятельность в жаркое время.  

Для сохранения работоспособности при ограниченных запасах пищи и воды необходимо:

• уменьшить физическую активность;
• организовать полноценный отдых и температурный комфорт (костер, теплый ночлег, сухие одежда и обувь).  

При употреблении пищи из резервов природы необходимо:
 
• знать, какие виды животной и растительной пищи можно употреблять без ущерба для здоровья, а какие опасны для человека;
• владеть простейшими навыками охоты и рыболовства, сбора дикорастущих растений, обработки и приготовления добытой пищи.

При употреблении необычных продуктов немаловажное значение имеет способность преодолевать вкусовые привычки. Некоторые народы едят плавники акул, мясо черепах, ужей, ящериц. Муравьи, пауки, собаки, кошки, крысы, суслики, различные улитки, моллюски, черви в ряде мест обычная, а подчас и лакомая пища. Для других же людей подобная еда абсолютно непригодна.

Из всего разнообразия природных ресурсов, используемых для питания, можно выделить следующие основные группы:

• мясо животных (домашних и диких);
• мясо и яйца птиц;
• рыба и представители морского (речного) животного мира;
• съедобные растения.

Существует даже выражение: «Все, что бегает, ползает, летает и плавает, может служить пищей».

С помощью съедобных дикорастущих растений можно обеспечить организм необходимыми питательными веществами. В пищу используют плоды, почки, цветы, орехи. Ягоды и плоды можно есть в сыром виде, а корневища, луковицы, клубни требуют кулинарной обработки. Не рекомендуется употреблять в пищу косточки и семена плодов, луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха, растения, выделяющие млечный сок.

Съедобен ли тот или иной плод, иногда можно узнать по косвенным признакам: птичьему помету, обрывкам кожуры и многочисленным косточкам, валяющимся у подножия дерева, поклеванным плодам и т. п. Цвет, запах, вкус незнакомого плода не всегда являются надежным признаком его съедобности. При использовании в пищу незнакомых растений и плодов рекомендуется съедать не более 3—5 г. Растительный яд, содержащийся в такой порции, не наносит организму серьезного вреда. Если в течение последующих 1—2 ч не появляются признаки отравления (схваткообразные боли в животе, рвота, тошнота, головокружение, расстройство кишечника), значит, растение пригодно в пищу. Перед употреблением незнакомые плоды и клубни следует тщательно проваривать, поскольку большинство ядов разрушается при термической обработке.

Природные источники воды можно условно разделить на несколько групп: открытые (реки, озера, ручьи), грунтовые (ключи, родники), биологические водоисточники (растения-водоносы), атмосферные (дождь, снег, роса, лед). В районах с умеренным и холодным климатом поиск источников воды не представляется трудным. Обилие открытых водоемов и снежный покров позволяют своевременно обеспечивать потребности организма в воде. Летняя тундра тоже изобилует водоисточниками — болотами, ручьями, озерами. Однако воду из них перед употреблением необходимо кипятить или обрабатывать бактерицидными таблетками.

В холодный период года источником воды может служить лед. Можно использовать и плотный слежавшийся снег, но выход воды из него составляет не более 7—15%, т. е. для получения 1 л воды необходимо растопить 7—15 дм3 снега, а это связано с большим расходом топлива. Если неправильно пользоваться котелком, в котором растапливается снег, можно прожечь его дно. Чтобы этого не произошло, сначала наливают в котелок немного воды или растапливают небольшое количества снега, держа котелок вблизи костра. Только после этого полностью наполняют его снегом. Снег все время помешивают, чтобы ускорить процесс таяния.

Далее необходимо остановиться на способах получения пресной воды и ее обеззараживания.

Самодельный дистиллятор можно сделать из широкой емкости, банки и полиэтиленовой пленки. В емкость надо налить пресную или морскую воду. В середине емкости укрепить банку, обернутую тряпками. Накрыть емкость полиэтиленовой пленкой и положить на пленку камешек — ровно над банкой. На солнце вода будет испаряться, оседать на пленке и стекать в банку.

Воду в пустыне можно получить с помощью солнечного конденсатора. В самом низком месте вырыть яму диаметром около метра и глубиной 50—60 см. Поставить на дно банку, закрыть яму пленкой, присыпать края песком и положить камешек на пленку над банкой, куда будет стекать выпарившаяся из почвы вода. За сутки такой конденсатор может дать до 1,5 л воды. Производительность конденсатора увеличится, если в яму набросать свежесорванные растения.

Полиэтиленовый мешок позволяет собрать воду, испаряемую листьями, прямо с куста. Например, в пакет, надетый на куст верблюжьей колючки, можно за час набрать 50—80 мл воды.

Воду из открытых источников обязательно надо очищать от примесей и обеззараживать. Это можно сделать с помощью естественного фильтра: выкопать ямку недалеко от края водоема, и она заполнится вскоре чистой водой. Обеззараживать воду можно и с помощью химикатов:
 
• кристаллов марганцово-кислого калия (слаборозовая окраска), воду надо отстаивать в течение часа;
• настойки йода (8—10 капель на 1 л);
• пантоцида (2—3 таблетки на 1 л воды на 20—30 мин).  

Для очистки воды можно использовать различные травы: ковыль, тысячелистник, полевую фиалку (200—300 г на ведро). Самый простой, доступный и надежный способ обеззараживания — кипячение.

Учителю на заметку

Индейцы Чили используют весьма оригинальный способ добывания воды для обеспечения влагой своих полей и посевов, страдающих от засухи в высокогорных районах. На пути движения полосы тумана они вывешивают тонкую нейлоновую сетку. Туман, попадая на эту сетку, конденсируется, и вода ручейками стекает вниз.

В зоне высокогорья воду можно добыть следующим образом. В солнечный день на большой, нагретый солнцем камень, имеющий ярко выраженную ложбинку на поверхности, положить 15—20 горстей снега на расстоянии 10 см друг от друга. Посуду поставить под устье ложбинки. За несколько минут с одного такого камня можно собрать до 1 л питьевой воды.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какие практические навыки жизненно важны для человека в условиях автономного существования?
2. Какие растения и части растений не рекомендуется употреблять в пищу?
3. По каким косвенным признакам можно определить, съедобен плод или нет?
4. Объясните, какие природные водоисточники, по вашему мнению, являются наиболее подходящими и безопасными для человека.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 12; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 12.

УРОК 15
ПОИСК И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ

Учебные вопросы

1. Правила использования съедобных растений в пищу.
2. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды.
3. Охота и рыбалка. Изготовление средств для рыбалки из подручных материалов. Основные правила рыбалки.
4. Особенности приготовления животной пищи в полевых условиях.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, учебные наглядные пособия, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: овладеть первичными навыками поиска и приготовления пищи в полевых условиях.

Основные термины и понятия

Съедобные растения, охота, рыбалка, способы и средства приготовления пищи.  

Примерное содержание урока

В различных климатических зонах встречается много растений, плодов и грибов, пригодных в пищу. Это хорошая составляющая пищевого рациона. В России в зоне умеренного климата очень многие растения могут быть использованы в пищу. Большинство из них требует предварительной кулинарной обработки. Это не только помогает повысить их вкусовые качества, но и лучше их усваивать, уменьшает вероятность отравления, упрощает хранение. Обычно в пищу употребляют листья, побеги, ростки, корневища молодых растений. Из молодых растений можно приготовить салаты, супы и другие блюда.  

Эти растения можно употреблять в пищу

1. Одуванчики весной и ранним летом можно использовать для приготовления салата. Одуванчиковый салат служит прекрасным источником витаминов.

2. Луковицы черемши можно использовать вместо чеснока для походных блюд, а листья можно класть в салаты.

3. Кислица содержит витамин С, щавелево-кислый калий, яблочную и фолиевую кислоты. Она сохраняет свои полезные свойства и зимой под снегом.

4. В супы и салаты можно добавлять мокрицу, заячью капусту, подорожник, барбарис, крапиву, дикие лук и чеснок, лопух.

5. Лопух — замечательное растение. Его корневище может заменить морковь, петрушку, пастернак, картофель. Его можно есть сырым, вареным, печеным и жареным.

Ни один напиток не употребляют так часто, как чай. Вкусный и ароматный чай можно приготовить не только из листьев чайного дерева, но и из других растений. В лесу можно приготовить чай из листьев земляники, малины, кипрея, черники, клюквы, брусники, вереска и зверобоя, мяты и др.

Предварительная обработка пищи делает большую часть продуктов более вкусными, легкоусвояемыми, уничтожает бактерии и вредные вещества, содержащиеся в них. Некоторые виды кулинарной обработки приведены ниже.

Кипячение — простой и эффективный способ приготовления, поскольку продукты варятся в своем собственном соку. В качестве посуды для варки можно использовать любую емкость, удерживающую пищу и воду. Например, воду можно вскипятить в углублении, сделанном в глине или в полом бревне, опуская в воду раскаленные камни. Половину зеленого кокосового ореха или кусок бамбука, подрезанного непосредственно над соединительным швом, можно удачно использовать для кипячения воды. Березовая кора и листья банана тоже являются хорошей посудой. Их края можно скрепить колючками или деревянными лучинками и обмазать с внешней стороны глиной.

Тушение можно производить на ровном умеренном огне в яме, в закрытой посуде, листьях или бумаге, обмазанной с внешней стороны глиной. Для тушения продуктов в яме необходимы горячие угли. Опустить закрытую посуду с водой и продуктами в яму. Разместить вокруг нее слой углей, а сверху прикрыть тонким слоем грунта. Если возможно, замостите яму камнями, чтобы лучше удерживалось тепло. Этот способ позволяет предохранять продукты от попадания в них мух и других насекомых.

Приготовление на пару не требует какой-либо посуды, и им можно воспользоваться в случае, когда продукты не требуют длительного приготовления. Поставить завернутые в листья продукты на горячие угли в вымощенной камнями яме. Уложить слой грунта поверх листьев и вокруг шеста. Вынуть шест и лить воду через образовавшееся отверстие. Это медленный, но эффективный способ приготовления пищи.

Подсушивание можно использовать для приготовления зерен и орехов. Чтобы их подсушить, надо поместить их в металлический контейнер и медленно прожаривать. Если под рукой нет контейнера или коробки, можно использовать плоский камень.

ОБЗР (ОБЖ)аривание на огне — один из наиболее быстрых и простых способов приготовления пищи.

Запекание — это приготовление пищи в духовке на равномерном и слабом огне. В качестве духовки можно использовать яму под костром или закрытый котелок. Кроме того, пищу можно завернуть в листья или обмазать глиной. Чтобы приготовить пищу в яме, нужно заполнить ее горячими углями, положить на них продукты, а сверху прикрыть тонким слоем земли. Если есть возможность, яму выложить внутри камнями, чтобы в ней задержалось больше тепла.

Охота может стать одним из источников питания человека в условиях автономного существования. Один из важнейших элементов охоты — умение читать следы животных, а этому нужно учиться, бывая в лесу. Проявлять любознательность, больше спрашивать у знающих людей. Используя наглядные пособия, можно показать способы установки различных силков и ловушек.

Дать возможность учащимся поработать с учебником и рабочей тетрадью, а затем заслушать их ответы на вопросы. Из чего можно изготовить крючок, леску, грузило? Что может быть приманкой? В какое время лучше ловить рыбу? Какую рыбу нельзя есть? Рассказать о способе ловли рыбы в замутненной воде в небольших изолированных водоемах, образовавшихся после половодья. Они обычно изобилуют рыбой. Надо поднять со дна ил ногами, рыба начнет искать чистую воду на поверхности, тогда и ловить ее руками и выбрасывать на берег. Ловля рыбы имеет свои особенности и требует определенных приемов и навыков, а также наличия крючков и приманок. Успех зависит от времени года и суток, погоды, характера водоема, вида и размера рыбы. Следует помнить некоторые несложные, но очень важные правила:

• лучшее время для ловли рыбы — ранние утренние и предвечерние часы (днем удят лишь в пасмурные дни);
• клев улучшается при убыли воды и полностью прекращается перед резкой переменой погоды;
• рыба лучше клюет в местах с прозрачной водой, имеющей небольшое количество органических примесей, а также на участках водоема, где на небольшом пространстве скапливаются комары, мошки и различные личинки;
• при ловле рыбы с берега располагаться надо у куста или около дерева, при этом солнце должно находиться за спиной;
• наиболее благоприятными в узкой речке считаются участки, где она расширяется, а в широкой — места сужения, в глубоких водоемах — отмели, в мелких — ямы, в прудах и озерах — протоки, в любых речках — заливы и затоны.  

Рыболовную снасть можно изготовить из подручных средств: леску — из строп парашюта, шнурков от ботинок; крючки — из консервных банок, булавок, заколок от значков. Лучшим материалом для изготовления удилища будет орешник, береза, можжевельник. Оно должно быть достаточно прочным, гибким и иметь длину не менее 3 м.

В полевых условиях мелких животных, птицу и рыбу можно жарить в глине. Предварительно их потрошат, у птиц выдергивают перья из хвоста и отрезают хвостовую часть (гузку), голову, шею, ноги, крылья. Шкурки животных, мелкие перья у птиц и чешую у рыб оставляют. Глину разбавляют водой и обмазывают тушку слоем 3—5 см, чтобы совершенно закрыть все перья и шерсть. После этого ее кладут в костер, прикрывают толстым слоем углей и держат не менее 45 мин. Костер должен гореть прямо над пищей. Затем раскалывают глиняную обмазку, вместе с которой отделяется шкура, перья или чешуя.

Рыбу и птицу можно жарить в золе на углях. Потрошеную птицу или очищенную от чешуи рыбу заворачивают в листья растений. Затем кладут на горячие угли, присыпанные золой, а сверху покрывают золой и горячими углями.

Мелкую рыбу (до 500 г) можно жарить целиком, втыкая рожон через рот до хвоста. Рыбу в этом случае не чистят и не потрошат. Ставят у костра наклонно. Когда рыба готова, снимают чешую вместе с кожей только с одной стороны, чтобы рыба не распалась на куски. Большую рыбу потрошат, разрезают вдоль, но не снимают чешую (рыба может развалиться) и режут на плоские куски величиной примерно с ладонь. Затем насаживают на рожон или рогульку. Солят в начале жарки. Рыба, зажаренная этим способом, на вкус не хуже, чем приготовленная на сковородке.
 

Учителю на заметку

Листья земляники для чая собирают с мая в течение лета, но лучше всего чай из листьев, начинающих краснеть (конец августа—сентябрь). Иван-чай собирают в июле—сентябре, листья брусники и черники — с мая по июль, вереска — с июля по август.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какие дикорастущие растения в средней полосе России можно использовать в пищу?
2. Какие способы кулинарной обработки можно использовать для приготовления пищи в полевых условиях?
3. Расскажите о наиболее распространенных ядовитых растениях и грибах. Чем они опасны?
4. Расскажите об основных правилах рыбалки.
5. Какие растения обладают лечебными свойствами и как правильно их применять?  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 13; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 13.  


1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Источник: Методическое пособие к учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова «Основы безопасности и защиты Родины. 6 класс» / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 3-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (5-9 классы)






Наверх