Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 6 класса А.Г. Маслова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука, М. И. Кузнецова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35


УРОК 31
СПОСОБЫ ПЕРЕНОСКИ ПОСТРАДАВШИХ

Учебные вопросы

1. Переноска пострадавшего при помощи носилочных лямок, на шесте и на носилках из шестов.
2. Переноска пострадавшего на носилках-волокушах и в рюкзаке.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать способы переноски пострадавших с использованием подручных средств; уметь изготавливать и применять для переноски пострадавших эти средства.  

Основные термины и понятия

Носилочные лямки, носилки, носилки-волокуши.  

Примерное содержание урока

Способы переноски пострадавших при отсутствии штатных (медицинских) средств транспортировки.

Главное условие при использовании любого способа переноски — безопасность пострадавшего.

Транспортировка пострадавших при помощи носилочных лямок, на шесте, на носилках из шестов, на носилках-волокушах из длинных жердей, в рюкзаке.

Переноска «пострадавшего» чаще вызывает у обучаемых веселое и неуместное оживление. Между тем этот процесс важный,серьезный и даже трагический (человек получил травму). Поэтому при проведении практического занятия надо определить такую дистанцию переноски «пострадавшего», чтобы учащиеся почувствовали сложность ситуации, если в походе с кем-то произошла беда и придется нести пострадавшего многие километры.

Выполнение проверочной работы № 10 в тетради для оценки качества знаний.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какие подручные приспособления можно использовать для переноски пострадавшего?
2. Какое условие является главным при использовании любого способа переноски пострадавшего?
3. Какие материалы требуются для изготовления носилок из шестов и носилок-волокуш для переноски пострадавшего?
4. Как можно использовать рюкзак для переноски пострадавшего?  

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 29; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 29.

Глава 5
Основы здорового образа жизни


УРОК 32
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ — ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

Учебные вопросы

1. Значение питания для жизнедеятельности детей и подростков.
2. Калорийность продуктов питания.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать значение правильного питания для нормального функционирования организма, принципы рационального и сбалансированного питания; уметь определять нормальный вес человека.  

Основные термины и понятия

Обмен веществ и энергии, сбалансированное питание, калорийность продуктов питания,суточный рацион питания.

Примерное содержание урока

Выполнение итоговой проверочной работы по теме «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» в тетради для оценки качества знаний.

Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Значение питания для организма человека: поддержание биологической жизни, обеспечение постоянного обмена веществ и энергии между организмом и окружающей средой. Регулирование потребления и расхода энергии.

Понятие о калорийности продуктов питания. Рациональное, сбалансированное и калорийное питание. Суточный рацион питания.

Регулирование потребления и расхода энергии. Формула для определения нормального веса. Четыре степени ожирения. Условия сбалансированного питания. Выполнение проверочной работы №11 в тетради для оценки качества знаний.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какой из факторов внешней среды выполняет функцию поддержания биологической жизни?
2. На какие функции организма оказывает влияние питание?
3. На какие цели используются организмом пищевые вещества?
4. На какие цели расходуется энергия, которую организм получает из пищи?
5. В каком виде и где хранится энергия в организме человека?
6. Назовите суточную потребность организма подростка в питании, выраженную в калориях.
7. Что происходит в организме, если энергия, получаемая с пищей, не покрывает фактических расходов организма?
8. Что происходит в организме, если энергия, получаемая с пищей, значительно превышает фактические расходы организма?
9. Приведите наиболее простую формулу для определения нормального веса.
10.Назовите четыре степени ожирения.

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 30; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 30.  

УРОК 33
ЗНАЧЕНИЕ БЕЛКОВ, ЖИРОВ И УГЛЕВОДОВ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Учебные вопросы

1. Белки, жиры и углеводы — важнейшая часть питания человека.
2. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в рационе питания.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основы правильного питания, значение и источники белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в рационе питания.  

Основные термины и понятия

Питание, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода.  

Примерное содержание урока

Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от состава и режима его питания с первых дней жизни.

Функции белков и их источники для организма человека.

Белки — сложные органические вещества, являющиеся главной составной частью и материальной основой процессов жизнедеятельности живых организмов. Они образуют основу костей, сухожилий, мышц, соединительной и нервной ткани, крови.

Функции жиров. Жиры растительного и животного происхождения. Источники жиров для организма человека. Влияние избыточного потребления жиров на организм человека.

Жиры — одна из основных групп веществ, входящих наряду с углеводами и белками в состав тканей всех животных и растительных организмов. Они являются необходимой составной частью пищи и одним из важнейших источников энергии для жизнедеятельности организмов.

Функции углеводов и их источники для организма человека. Превращение углеводов в жиры. Пищевые продукты, являющиеся источниками углеводов. Органы человека, являющиеся кладовыми углеводов.

Углеводы — многочисленная и широко распространенная группа органических соединений, необходимая наряду с белками и жирами для жизнедеятельности животных и растительных организмов.

Роль витаминов в организме человека. Основные источники витаминов. Витамины водорастворимые и жирорастворимые. Опасность недостатка и избытка витаминов для человека.

Витамины — необходимые для человека и животных органические соединения, находящиеся в пище. Отсутствие витаминов в питании приводит к болезненным состояниям.

Роль минеральных веществ в организме человека. Основные источники минеральных веществ.

Роль воды в организме человека. Опасность недостатка или избытка воды для организма человека. Потребность воды для организма подростка.

Вода — химическое соединение водорода с кислородом. Необходима для нормального пищеварения и усвоения пищи, кроветворения и других процессов, участвует в обмене веществ и непрерывно выделяется из организма через легкие, кожу, почки, кишечник (обычно около 2 л в сутки). Человек может прожить без воды всего лишь несколько дней.

Выполнение проверочной работы № 12 в тетради для оценки качества знаний.

Контрольные вопросы

1. Какие вещества должна содержать полноценная пища?
2. Какие функции выполняют белки в организме человека?
3. Какое количество белков требуется подросткам 11—13 лет?
4. Какие пищевые продукты являются источником белка?
5. Какое значение имеют жиры для организма человека?
6. К каким последствиям приводит избыточное потребление жиров?
7. Какие жиры рекомендуется использовать в детском питании?
8. Какие функции выполняют углеводы в организме человека?
9. Могут ли углеводы превращаться в жиры и при каких условиях?
10.Какие пищевые продукты являются основными источниками углеводов?
11.Какие функции выполняют витамины в организме человека?
12.Какие пищевые продукты являются источниками витаминов?
13.Каким образом витамины различаются между собой?
14.Почему опасен для человека недостаток витаминов?
15.Как вы думаете, в каких пищевых продуктах содержится больше всего минеральных веществ?
16.К каким последствиям приводит недостаток минеральных веществ в организме человека?
17.Можно ли отнести воду к минеральным веществам?
18.В чем состоит опасность недостатка или избытка воды в организме человека?
19.Какова потребность воды для организма подростка?

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 31; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 31.    

УРОК 34
ГИГИЕНА И КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

Учебные вопросы

1. Гигиенические требования к питанию.
2. Культура питания.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные гигиенические требования к питанию, режиму и рациону питания, правила поведения при приеме пищи; уметь соблюдать режим питания и правила этикета за столом.  

Основные термины и понятия

Гигиена питания, режим питания, культура питания, этикет.  

Примерное содержание урока

Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания.

Гигиена питания — отрасль гигиены, изучающая все проблемы, связанные непосредственно с питанием. Важным разделом гигиены питания является пищевая гигиена, которая изучает состав пищевых продуктов, их доброкачественность и безвредность для потребления.

Режим питания — установленный порядок приема пищи.

Распределение калорийности продуктов питания по приемам пищи и продолжительность этих приемов.

Четыре основных требования к пище:

• должна удовлетворять потребности организма в энергии;
• должна содержать в необходимых количествах вещества для роста и развития организма;
• должна быть разнообразной;
• должна быть сбалансированной по содержанию различных пищевых веществ.  

Понятие о культуре и этикете питания. Основные правила по соблюдению культуры питания.

Этикет —установленный порядок поведения где-либо.

Выполнение проверочной работы № 13 в тетради для оценки качества знаний.  

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные гигиенические требования к питанию.
2. Что такое режим питания?
3. Сколько разв день надо принимать пищу?
4. Как должна распределяться калорийность пищи в течение дня?
5. Можно ли разговаривать за столом?  

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 32; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 32.    

УРОК 35
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

 

Учебные вопросы

1. Изменение поведения в подростковом возрасте.
2. Отношения с родителями.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать особенности развития и поведения человека в подростковом возрасте; учиться правильно строить свои отношения с окружающими.  

Основные термины и понятия

Подростковый возраст, особенности подросткового возраста, групповое давление, собственное мнение, дружба, влюбленность, отношения с родителями, конфликт.  

Примерное содержание урока

Особенности развития человека в подростковом возрасте. Изменение поведения человека в подростковом возрасте. Особенности поведения подростков: раздражительность, обидчивость, ранимость, частая смена настроения.

Понятие дружбы. Отношения с друзьями. Понятие «групповое давление». Своя точка зрения. Чувство собственного достоинства. Влюбленность.

Отношения с родителями. Почему возникают конфликты? Чувство независимости. Можно ли обойтись без конфликтов?

Выполнение проверочной работы № 14 и итоговой проверочной работы по теме «Основы здорового образа жизни» в тетради для оценки качества знаний.  

Контрольные вопросы и задания

1. Почему подростковый возраст считается важным и сложным этапом в жизни человека?
2. Объясните понятие «групповое давление». Что делать человеку, на которого оказывают давление?
3. Можно ли, по вашему мнению, обойтись без конфликтов при общении с окружающими?  

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 33; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 33.


1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Источник: Методическое пособие к учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 3-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх