Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 6 класса А.Г. Маслова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука, М. И. Кузнецова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35



УРОК 6
ПОДГОТОВКА К ПОХОДУ И ПОВЕДЕНИЕ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Учебные вопросы

1. Подготовка к походу.
2. Правила безопасного поведения на природе.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: хорошо усвоить порядок и правила подготовки к походу, меры по обеспечению безопасности в природных условиях и правила бережного отношения к окружающей природе.  

Основные термины и понятия

Разработка маршрута, маршрутно-квалификационная комиссия, поисково-спасательная служба МЧС России, границы полигона, ориентиры.  

Примерное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 2 в тетради для оценки качества знаний.

Подготовка к походу (путешествию) — важный этап обеспечения безопасности. Формирование туристской группы. Руководитель туристской группы и его обязанности. Определение целей и задач похода. Сбор сведений и изучение местности. Разработка маршрута. Приобретение продуктов питания. Подбор личного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Представление маршрута похода в маршрутно-квалификационную комиссию, регистрация группы и маршрута в поисково-спасательной службе. Цель этой регистрации. Главная задача при подготовке и проведении похода — обеспечение безопасности.

Правила безопасного поведения в природных условиях. Порядок движения группы на маршруте. Правила безопасности при движении по сложным участкам местности. Основные правила бережного отношения к природе на маршруте и на привале.

При проведении занятия следует обратить внимание на следующие вопросы.

Школьники должны твердо усвоить, что избежать попадания в экстремальную ситуацию можно, выполняя правила безопасности, выработанные людьми, иногда сознательно стремящимися к автономному существованию. Эти люди — туристы, геологи, военные, искатели приключений.

Они, как правило, первыми осваивают нелегкие приемы и методы выживания. Возможно, что кто-то из учащихся занимается в туристском кружке школы или учреждения дополнительного образования. Это хорошие помощники на уроке.

Обучаемым важно уяснить,что все действия подготовки к походу направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности его участников во время похода. Конечно, всего предусмотреть в процессе подготовки нельзя. Не всегда оправдывается прогноз погоды. Невозможно учесть все препятствия на маршруте. В процессе возможны травмы и заболевания. Отсюда вывод: на маршруте группа должна быть готова к любым непредвиденным трудностям — палящему зною или проливному дождю, срочному ремонту снаряжения, оказанию помощи пострадавшему участнику и транспортировке его на значительное расстояние. Все это надо делать быстро, слаженно и надежно. Следовательно, группа должна быть подготовлена значительно лучше, чем этого требует данный маршрут (должна иметь запас прочности).

Участники похода должны понимать, что поход — это автономное существование группы в природных условиях. Участники похода все делают сами, преодолевая препятствия и капризы погоды. Туристы должны чувствовать себя единым коллективом, в котором труд каждого идет на пользу всей группы. Если кто-то что-то не сделал или сделал плохо, то это отразится на благополучии всех. Безопасность во всех сферах туристской жизни — основное требование, которому подчинены все действия туристов от начальной стадии подготовки похода до составления отчета о нем.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какова, по вашему мнению, основная цель подготовки к походу?
2. Почему руководитель туристской группы на время похода наделен абсолютной властью?
3. Зачем руководитель группы сообщает маршрут похода и сроки его проведения в местную поисково-спасательную службу?
4. Расскажите об основных правилах движения группы на маршруте.
5. Почему последние километры дневного перехода считаются наиболее трудными и опасными?
6. Как надо относиться к природе при движении по маршруту и на привалах?
7. Что такое границы полигона и зачем они устанавливаются?  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 5; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 5.    

УРОК 7
НАДЕЖНЫЕ ОДЕЖДА И ОБУВЬ — ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Учебные вопросы

1. Требования к одежде и обуви. Выбор и подготовка одежды и обуви.
2. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви.
3. Особенности пользования одеждой и обувью в зимнее время.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: научиться подбирать одежду и обувь для похода, правильно ухаживать за одеждой и обувью в походных условиях.  

Примерное содержание урока

Рассказать о том, что в обычных условиях летних походов (путешествий) можно пользоваться не любой одеждой и обувью, а такой, в которой человек чувствует себя комфортно. Особое внимание он должен уделять заботе о состоянии ног и обуви. Хорошо подогнанная и в меру разношенная обувь не приводит к потертостям. Она подгоняется таким образом, чтобы пальцы имели полную свободу. Зимой обувь подгоняется на два носка.

При подготовке к походу большое внимание надо уделить подгонке и защите обуви от увлажнения, так как ноги — самое уязвимое место путешественника. Для утепления обуви обычно используют всевозможные стельки из фетра, войлока, сухой травы и т. п. Весьма эффективно защищают обувь от увлажнения бахилы. Это мешки или чехлы из какой-либо ткани, которые надевают поверх обуви. Бахилы благодаря образовавшейся прослойке воздуха сохраняют поверхность обуви относительно теплой. Образующийся водяной пар конденсируется на внутренней поверхности бахил, которые превращаются в своеобразный водосборник, непрерывно высушивающий обувь. Чтобы сохранить ноги в тепле, рекомендуется поверх носков надевать мешочек из полиэтилена, а затем вторую пару носков. Образующееся воздушное пространство обеспечивает надежную теплоизоляцию ног.

Затем можно рассказать о некоторых типах обуви, применяемой путешественниками. Вместо меховых сапог, если на ноге надеты один или два меховых чулка, можно использовать ровдужные сапоги с мягкой подошвой из того же материала, что и у меховых сапог. Эти сапоги легкие и более гибкие по сравнению с меховыми. У многих народов подобная обувь изготавливается не только из ровдуги, но и из более крепкой сыромятной или выделанной кожи (юфть) и надевается зимой на теплые носки или меховые чулки со стелькой из войлока.

Ровдуга — замша из оленьей или лосиной шкуры, из которой народы Севера и Сибири изготавливают обувь.

Специалисты рекомендуют использовать в качестве нательного белья одежду именно из шерсти, а не из смеси ее с синтетикой или хлопком. Шерсть обладает незаменимыми свойствами: она впитывает пот и даже мокрая греет. Тонкая гладкая шерстяная майка с рукавами спасет в условиях холодного климата, когда жизненно важно сберечь каждую калорию тепла. В комплект к такой шерстяной майке еще более важно иметь такие же трусы. На них можно надеть шерстяные брюки.

За обувью нужно тщательно ухаживать, особенно в сырую погоду и зимой. Если обувь во время перехода намокла, ее можно высушить, используя нагретые на огне гальку, песок или просто набив ее бумагой. Сушить ее на пламени костра не следует торопиться, она может покоробиться, потрескаться, стать жесткой. Важно не забывать смазать обувь тонким слоем сапожного крема. Если нет возможности высушить обувь, ее надевают, предварительно сменив носки. Отсыревшие носки при отсутствии костра высушивают, положив с собой в спальный мешок, завернув предварительно в сухую ткань.

Зимой нужно тщательно следить за исправностью и состоянием одежды, содержать ее сухой и оберегать от прожигания. Наиболее частой причиной увлажнения одежды является сильное потоотделение. При его появлении следует снять лишнюю одежду, обязательно сохранив верхний ветрозащитный слой, и уменьшить физическую нагрузку, если есть возможность.

Одежду при длительном путешествии, особенно в холодных климатических условиях, следует просушить, вывешивая в верхней части убежища, предварительно вытряхнув накопившийся в ее складках снег, а затем поместить на 1,5—2 ч. на открытом воздухе.

Необходимо обратить внимание на подбор и уход за носками. Самые лучшие носки — толстые, из грубой овечьей шерсти. Чем грубее шерсть, тем выше ее теплоизолирующие качества. Носки надо стирать при каждом удобном случае, невзирая на отсутствие условий для сушки.

Выстиранные носки, приложенные на ночь к телу, до утра всегда просохнут. Не менее важна и обувная стелька. Лучший материал для нее — плотный войлок. Такая стелька хорошо впитывает пот и греет. Уход за стельками такой же, как и за носками. Даже в не просохшей за ночь обуви сухие носки и стельки создают удовлетворительные условия для передвижения.

Основной проблемой выживания в зимнее время является сохранение тепла. Поэтому одежда должна служить главной цели — сохранить тепло и защитить человека от холодного воздуха. Внутренние слои одежды должны удерживать теплый воздух, а не продуваемая наружная одежда не должна давать возможность холодному воздуху проникать внутрь и уносить тепло.

Необходимо учитывать следующие особенности:

• плотно прилегающая одежда сокращает зону воздуха вокруг тела и препятствует свободному кровообращению;
• потение понижает изоляционную способность одежды и насыщает ее влагой, поэтому для предупреждения перегревания надо снимать часть одежды и расстегивать ее у шеи, запястья и на груди;
• руки и ноги охлаждаются быстрее, чем другие части тела, поэтому руки надо защищать лучше, а обувь носить большего размера, чтобы можно было надеть не менее двух носков;
• чтобы в метель и пургу к одежде не прилипал снег и она не промокала, поверх нее надо надевать накидку из капроновой ткани.

Есть особенности по использованию одежды в районах с жарким климатом. Снять с себя одежду — первое желание человека, когда ему становится жарко. Этого делать нельзя. Одежда не только защищает кожу от прямого воздействия солнечных лучей, но и в значительной мере препятствует перегревающему действию горячего воздуха. Вто же время одежда должна хорошо вентилироваться. Чтобы тепло не скапливалось под ней, надо расстегнуть ворот и манжеты, распустить поясной ремень.  

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, почему подбору и подгонке обуви следует уделять особое внимание.
2. Какие средства можно использовать для утепления обуви и защиты ее от увлажнения?
3. Какими способами можно высушить обувь в полевых условиях?
4. Какие носки и стельки лучше подходят для похода?
5. Расскажите об особенностях ношения одежды в жаркую погоду.
6. Какова основная проблема для человека при выживании в зимнее время?  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 6; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 6.  

УРОК 8
ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

Учебные вопросы

1. Общие правила поведения в экстремальных ситуациях.
2. Основные правила безопасного поведения в экстремальных ситуациях на природе.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать правила поведения в экстремальных ситуациях на природе, условия принятия решения о выходе к населенному пункту или ожидании помощи на месте, требования к месту расположения лагеря, порядок действий по оборудованию лагеря; уметь действовать в экстремальных ситуациях на природе, принимать обоснованное решение о выходе к населенному пункту или ожидании помощи на месте, выбирать место для лагеря и оборудовать его.  

Основные термины и понятия

Экстремальная ситуация, стихийное бедствие, природная среда, транспортная авария, аварийный лагерь, конфликт.

Примерное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 3 в тетради для оценки качества знаний.

Правила поведения в экстремальных ситуациях в условиях природной среды. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств и попавших в экстремальные условия на природе.

Экстремальная ситуация — кризисная обстановка, наносящая вред жизни и здоровью людей, имуществу и природной среде в результате поражающих воздействий природных, техногенных, социальных катастроф или в вооруженной борьбе.

Природная среда — совокупность объектов и факторов природы, определяющих условия жизнедеятельности человека.

Транспортная авария — происшествие на транспорте, повлекшее причинение тяжелых телесных повреждений людям, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств, ущерб окружающей среде. По видам транспорта, на котором она произошла, различают железнодорожную, автомобильную, авиационную и др.

Варианты выбора решения. Правила оборудования аварийного лагеря и действия членов группы при ожидании помощи на месте происшествия. Распределение обязанностей и работы между членами группы. Требования к командиру группы, его обязанности. Недопустимость конфликтных ситуаций в группе.

Аварийный лагерь — стоянка людей, попавших в экстремальную ситуацию в природных условиях.

Конфликт — столкновение ценностей, целей, интересов, энергий.

При проведении урока рекомендуется активно использовать схемы 1 и 2 учебника.

Особое внимание учащихся следует обратить на необходимость быстрых и четких действий в начальной стадии ситуации. От правильности этих действий в дальнейшем в значительной степени зависит безопасность и благополучие группы или отдельного человека. Если при потере ориентировки этот момент не столь значителен (наоборот, надо спокойно разобраться в обстановке), то при аварии транспортного средства это очень важно.

Автономное существование группы людей в природной среде по сравнению с одиночным существованием, с одной стороны, дает больше шансов на выживание, так как в группе легче переносить тяготы и лишения. С другой стороны, в экстремальной ситуации возможно возникновение конфликтов между отдельными членами группы даже по незначительным причинам. Поэтому обучаемым следует уяснить, что выживание попавших в беду людей зависит от того, будут ли они действовать дружно, прощать друг другу обиды, стараться справляться со своими эмоциями, уважительно относиться к мнению других. Однако право окончательного решения должно оставаться за самым опытным человеком, за тем, кому доверено руководство. Принятое решение все должны выполнять четко и быстро, не допуская споров и саботажа.  

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о последовательности действий в экстремальной ситуации в природных условиях.
2. В каких случаях надо выходить самостоятельно к населенным пунктам, дорогам, а в каких — ждать помощи на месте?
3. Какие условия должны быть соблюдены при оборудовании аварийного лагеря?
4. Как вы думаете, зачем надо стараться дать поручение каждому члену группы?
5. Назовите основные требования, которым должен соответствовать руководитель группы.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 7; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 7.

УРОК 9
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОТЕРЕ ОРИЕНТИРОВКИ

Учебные вопросы

1. Способы определения направления движения при потере ориентировки.
2. Определение примерного расстояния до источников звука и света.
3. Определение направления выхода к населенному пункту по состоянию дороги, хоженой тропы, течению ручья, реки, лыжне.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать и уметь практически применять способы определения направления выхода в ситуации, когда человек заблудился или отстал от группы.  

Примерное содержание урока

Потеря ориентировки как наиболее частая экстремальная ситуация в природе.

Действия человека, заблудившегося в лесу (наличие и отсутствие тропы). Способы определения расстояния и направления выхода (характерные детали местности, звуки транспорта или деятельности человека, источники света, маркировка туристических маршрутов, определение хоженых и нехоженых троп).

Особенности определения направления выхода в зимнее время по лыжне.

Что делать, заблудившись в лесу? Этот вопрос целесообразно рассмотреть, используя схему 3 в учебнике. Следует обратить внимание учеников и на то, что не нужно делать, если человек заблудился в лесу. При этом рекомендуется использовать схему 4 в учебнике.

Действия человека (туриста), отставшего от группы. Объясняя этот вопрос, можно использовать схему 5 в учебнике.

Контрольные вопросы и задания

1. Что следует предпринять, заблудившись в незнакомой местности?
2. Почему в лесу определить направление на источник звука довольно сложно?
3. Почему не следует забираться на дерево, чтобы осмотреть местность в равнинном лесу?
4. Чем отличается свежая лыжня от той, по которой прошло много лыжников?  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 8; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 8.


1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Источник: Методическое пособие к учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 3-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх