Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 6 класса А.Г. Маслова, В.В. Маркова, В.Н. Латчука, М. И. Кузнецова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35



УРОК 16
ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНЫХ, ВОДНЫХ И ВЕЛОСИПЕДНЫХ ПОХОДОВ

Учебные вопросы

1. Лыжные походы.
2. Водные походы.
3. Велосипедные походы.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные правила безопасности при проведении лыжных, водных и велосипедных походов; уметь подготовиться и принимать участие в таких походах.  

Основные термины и понятия

Индивидуальное и групповое снаряжение участника похода; опасные факторы, воздействующие на лыжника; плавсредства (байдарка, катамаран, надувная лодка, спасательный жилет), правила дорожного движения; средства защиты велосипедиста (шлем, наколенники, перчатки).  

Примерное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 4 в тетради для оценки качества знаний.

Опасные факторы природной среды, воздействующие на участника лыжного похода. Подготовка к лыжному походу. Требования к одежде, обуви и снаряжению. Основные правила передвижения в лыжном походе.

При изучении факторов, воздействующих на участников лыжных походов, надо обратить внимание учащихся на короткий световой день в зимний период. Резкое наступление темноты может привести в стрессовое состояние даже опытных лыжников, а не только новичков.

Средства передвижения, используемые в водных походах. Основные правила безопасности при организации и проведении водных походов. Подготовка к водному походу. Состав туристской группы. Средства обеспечения безопасности.

Выбор велосипеда для похода. Требования к одежде, обуви и снаряжению. Основные правила передвижения в велосипедном походе.

В связи с доступностью различных плавсредств, велосипедов и другого необходимого для туристов снаряжения все привлекательнее для людей становятся водный и велосипедный туризм. Однако надо уяснить, что самостоятельный выход в поход без необходимой подготовки и без опытного руководителя весьма опасен.  

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите опасные факторы окружающей природной среды, которые могут воздействовать на туриста-лыжника.
2. Какое значение при подготовке к лыжным походам имеют систематические тренировки?
3. Чем туристские лыжи отличаются от беговых?
4. Какие места наиболее опасны для туристов лыжников?
5. Почему, по вашему мнению, водные походы являются наиболее сложным и опасным видом туризма?
6. Назовите наиболее важные, с вашей точки зрения, правила безопасности водного туризма.
7. Какие дороги наиболее пригодны для велосипедного туризма?
8. Какие средства безопасности надо иметь велотуристу?
9. Как выдумаете, почему скорость движения велотуристов на маршруте должна быть примерно 10—12 км/ч?
10. Как должны двигаться велотуристы в темное время суток и при плохой видимости?  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 14; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 14.  

УРОК 17
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДОЕМАХ

Учебные вопросы

1. Опасности водоемов летом и зимой.
2. Правила безопасного поведения на зимних водоемах.
3. Правила безопасного поведения на водоемах летом.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные виды опасностей и правила безопасного поведения на водоемах зимой и летом; уметь безопасно двигаться по льду водоемов, определять опасные места, правильно вести себя во время купания.  

Основные термины и понятия

Опасность водоемов летом и зимой, надежность льда, правила безопасного поведения на водоемах зимой и летом.  

Примерное содержание урока

Опасности водоемов в разное время года.

Правила безопасного поведения на водоемах зимой. Правила безопасного поведения при передвижении по льду водоемов. Действия человека, провалившегося под лед.

Правила безопасного поведения и купания на водоемах в летнее время.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какие опасности существуют на водоемах летом?
2. Почему многие водоемы опасны зимой?
3. Какие места на замерзших водоемах наиболее опасны?
4. Как должен действовать человек,провалившись под лед?
5. Назовите главные, с вашей точки зрения, правила безопасного поведения на водоемах летом.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 15; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 15.    

УРОК 18
СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ

Учебные вопросы

1. Сигналы бедствия и способы их подачи. Сигнальные костры. Использование подручных средств для подачи сигналов бедствия.
2. Специальные знаки международной кодовой таблицы сигналов.
3. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств (одинарного и двойного сигнальных зеркал).  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать основные способы подачи сигналов бедствия, основные знаки международной кодовой таблицы сигналов; уметь готовить сигнальные костры, выкладывать на земле знаки международной кодовой таблицы сигналов, изготавливать и пользоваться сигнальным зеркалом.  

Основные термины и понятия

Сигналы бедствия, сигнальный костер, международная кодовая таблица сигналов, сигнальное зеркало.  

Примерное содержание урока

Любая вынужденная автономия ставит перед человеком следующие первостепенные задачи:

• сохранение жизни и здоровья;
• ориентирование в пространстве и времени;
• подача сигналов для связи с людьми.

Для подачи сигналов следует использовать любые имеющиеся в наличии средства.

Комбинированный сигнальный патрон ПСНД (патрон сигнальный «ночь-день» двусторонний) рассчитан на использование как днем(дает густой яркооранжевый дым), так и ночью (горит яркомалиновым огнем). Чтобы подать сигнал, надо отвинтить предохранительный колпачок и выдернуть запальный шнур, держа патрон под углом до 45 градусов к земле. На открытой местности такой сигнал можно увидеть на расстоянии 10—12 км.

Патроны-мортирки, пришедшие на смену громоздким сигнальным ракетам, запускаются при помощи стреляющего механизма. Комплект состоит из 10 штук 15-миллиметровых сигнальных патрончиков-мортирок, уложенных в ленту. После выстрела на высоте 50—60 м загорается ярко-красная ракета.

Сигнальные ракеты (одноразовые и запускаемые с помощью ракетницы) применяют в соответствии с прилагаемой к ним инструкцией.

Солнечное зеркало входит в НАЗ летчиков. С самолета, летящего на высоте 1—1,5 км, солнечный зайчик может быть виден с расстояния до 24 км. Именно солнечный зайчик сигнального зеркала, изготовленного механиком дирижабля «Италия» из деревянной дощечки, оклеенной фольгой от шоколада, был замечен экипажем спасательного самолета.

Дымом костра как сигнальным средством люди пользовались издавна. В наши дни костер остается эффективным средством аварийной сигнализации. Чтобы подать сигнал при появлении в пределах видимости самолета или вертолета, топливо для костров должно быть заготовлено заранее. Чтобы дым был чернее и гуще, в костер, после того как он загорелся, добавляют свежую траву, зеленую листву деревьев, сырой мох. Лучше использовать три костра, расположенные по одной линии на расстоянии 30—50 м друг от друга или в виде равностороннего треугольника со сторонами 30—50 м.

Можно привлечь внимание спасателей, демаскируя местность. Вытаптывать на снегу сигналы. Если есть яркая палатка или купол парашюта, можно растянуть их на открытой местности. Куски парашюта 3 × 5 м, привязанные к деревьям, отлично видны издалека. Можно выложить ветками ели, сосны, кустарника международный сигнал бедствия «SОS».

При отсутствии радиостанции для передачи с земли на борт самолета (вертолета) наиболее важных сообщений разработана международная кодовая таблица сигналов. Знаки этой таблицы должны быть не менее 6 м в длину и от 30 до 50 см в ширину. Затем обучающие, изучив соответствующий учебный материал, выполняют в рабочей тетради задание, предложенное в учебнике.

Для изучения материала о сигнальных зеркалах можно подготовить металлические пластины для изготовления одинарного и двойного зеркала, средства для зачистки и полировки этих пластин, правила пользования сигнальным зеркалом. Размеры сигнального зеркала 125 × 85 мм, в центре — отверстие диаметром 6 мм.

Правила пользования двойным сигнальным зеркалом

1. Взять зеркало в руки, раскрыть створки под углом 60—70 градусов и через отверстие в зеркале следить за целью, как показано на рисунке в учебнике.
2. Найти на внутренней поверхности зеркала отраженный солнечный луч (зайчик).
3. Не упуская цели из отверстия, поворачивать зеркало до совмещения зайчика с отверстием.

Учителю на заметку

Миновав Панамский канал, советское судно вышло в Тихий океан. В полдень вахтенный заметил вспышки света, появлявшиеся через небольшие интервалы в одной и той же точке водной глади. Это напоминало солнечные зайчики. Капитан корабля дал команду изменить курс. Через 15—20 мин уже можно было различить небольшое дрейфующее судно и четырех человек на нем. Это было посыльное судно Панамской судоходной компании, шедшее из порта Гуаякиль (Эквадор) в Панаму. Неожиданно заглох двигатель, запустить его не удалось, и беспомощный корабль понесло в открытый океан. Пресная вода закончилась на третьи сутки. На четвертые был съеден последний сухарь. Все попытки обратить на себя внимание проходящих судов пусками сигнальных ракет не имели успеха. Положение было безнадежным. Выручило сигнальное зеркало.

Следует обратить внимание учеников на то, что в практической части Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности неоднократно включалось задание «Выложить на местности с помощью полотен определенный сигнал».

Контрольные вопросы и задания

1. Какие, по вашему мнению, способы подачи сигналов бедствия наиболее просты и доступны?
2. Для какой цели, кроме подачи сигналов, можно использовать дымовые костры?
3. Из каких подручных предметов можно изготовить сигнальное зеркало в походных условиях?

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 16; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 16.

Глава 2
Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме


УРОК 19
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ВО ВНУТРЕННЕМ И ВЫЕЗДНОМ ТУРИЗМЕ

Учебные вопросы

1. Понятие о внутреннем и выездном туризме.
2. Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, тетрадь для оценки качества знаний, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать факторы, которые влияют на безопасность во внутреннем и выездном туризме; уметь правильно подготовиться и провести зарубежную туристскую поездку и путешествие по России.

Основные термины и понятия

Дальний (внутренний) туризм, международный (выездной) туризм, безопасность в туризме, факторы, влияющие на безопасность в туризме.

Примерное содержание урока

Выполнение проверочной работы № 5 в тетради для оценки качества знаний.

Понятие о дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. Понятие о безопасности в туризме. Факторы, влияющие на безопасность внутреннего и выездного туризма. Правила поведения туриста в зарубежных поездках. Уважение к религии, обычаям и традициям местного населения.

Нужно обратить внимание школьников на то, что для заграничного путешествия нужны не только денежные средства. Оплата такой поездки еще не гарантирует туристу безопасность во время путешествия. Безусловно, обслуживающие туристов фирмы в определенной степени обеспечивают их безопасность, но в большей мере следует полагаться на себя. Поэтому при подготовке к туристской поездке нелишним будет познакомиться с обычаями и традициями другой страны, особенностями климата, национальной кухни, животным и растительным миром.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какие, по вашему мнению, основные отличия между внутренним и выездным туризмом?
2. Что такое безопасность туризма?
3. Назовите основные факторы, которые влияют на безопасность внутреннего туризма.
4. Какое важное обстоятельство своего положения необходимо учитывать туристу за рубежом?
5. Из газет, телепрограмм и личных впечатлений приведите примеры, иллюстрирующие действие факторов, влияющих на безопасность в туризме.  

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 17; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 17.  

УРОК 20
АККЛИМАТИЗАЦИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Учебные вопросы

1. Влияние на здоровье человека смены климатогеографических условий; правила адаптации.
2. Особенности акклиматизации организма человека в горах.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны: знать влияние смены климатогеографических условий на состояние и здоровье человека, знать основные правила адаптации и уметь применять приемы адаптации в различных природно-климатических условиях.  

Основные термины и понятия

Акклиматизация, часовой пояс, географическая широта, адаптация.  

Примерное содержание урока

Смена климатогеографических условий. Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Основные принципы адаптации при смене климатогеографических условий.

Адаптация — процесс привыкания к новым условиям.

Акклиматизация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Рекомендации по адаптированию к местному времени.

Акклиматизация — приспособление к новым климатическим условиям.

Смена климата. Рекомендации по адаптированию к смене широты местности. Акклиматизация к условиям жаркого климата, горной местности и Севера.

Географическая широта — одна из координат, определяющих положение точки наземной поверхности.

Требования к здоровью человека, которые необходимо учитывать при планировании смены климатогеографических условий.

Основные правила адаптации организма человека к местному времени, смене климата и горным условиям целесообразно рассматривать, используя схемы 15, 16, 17 и 18 в учебнике.  

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните значение терминов «адаптация» и «акклиматизация».
2. Попытайтесь объяснить, почему при перемещении с востока на запад адаптация проходит труднее, чем при перемещении с запада на восток.
3. Сформулируйте правила безопасного поведения при перемещении из средних широт в южные районы.
4. Какие основные природные факторы воздействуют на человека в любой климатической зоне? Каким образом изменяется воздействие этих факторов в южной и горной местности по сравнению со средней полосой?
5. Представители каких профессий, кроме указанных в учебнике, наиболее подготовлены к изменениям климатогеографических условий?  

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 18; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 18.


1-5 6-9 10-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Источник: Методическое пособие к учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н. Латчука, М. И. Кузнецова «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» / А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 3-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх