Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 7 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА


УРОК 1
ПОНЯТИЕ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Учебные вопросы

1. Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации природного характера.
2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера.
3. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
4. Общие сведения об опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного характера на территории Российской Федерации.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь называть, характеризовать и классифицировать опасные природные явления, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации природного характера; определять чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные в своем районе проживания.  

Основные термины и понятия

Опасное природное явление, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация природного характера.  

Примерное содержание урока

Понятие об опасном природном явлении. Опасные природные явления на территории России. Влияние опасных природных явлений на  жизнедеятельность людей.

Опасное природное явление — событие природного происхождения или состояние элементов природной среды, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую среду.

Понятие о стихийном бедствии. Причины стихийных бедствий, их влияние на человека и его жизнедеятельность.

Стихийное бедствие — разрушительное, как правило, непредотвратимое природное явление (землетрясение, наводнение, тайфун, извержение вулкана, засуха, опустынивание, массовое размножение вредителей и т. п.).

Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера:

• геофизические опасные явления;
• геологические опасные явления;
• метеорологические и  агрометеорологические опасные явления;
• морские гидрологические опасные явления;
• гидрологические опасные явления;
• природные пожары;
• инфекционная заболеваемость людей (эпидемии);
• инфекционная  заболеваемость сельскохозяйственных животных (эпизоотии);
• поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотии).

Чрезвычайная  ситуация  природного характера — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате стихийного природного бедствия, которое может привести или привело к человеческим жертвам, ущербу здоровью людей и окружающей среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения.

Сравнительная оценка опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций природного характера на территории России. Природные чрезвычайные ситуации, наиболее характерные для Российской Федерации, региона, области, города, района проживания.  

Контрольные вопросы и задания

1. Что называют опасным природным явлением?
2. Дайте определение стихийного бедствия.
3. В чем состоит разница между опасным природным явлением и стихийным бедствием?
4. Равнозначны ли такие понятия, как «стихийное бедствие» и «чрезвычайная ситуация природного характера»?
5. Какие чрезвычайные ситуации природного характера наиболее вероятны для региона, где вы проживаете?  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 1; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 1.

Землетрясения


УРОК 2
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ

Учебные вопросы

1. Понятие о землетрясениях, их происхождение и характеристика.
2. Сейсмические пояса и сейсмически активные районы.
3. Причины возникновения землетрясений.
4. Классификация землетрясений по происхождению.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять природу происхождения землетрясений, причины их возникновения и классифицировать их по происхождению.  

Основные термины и понятия

Землетрясение, литосферная плита, сейсмический пояс, очаг и эпицентр землетрясения, сейсмограф.  

Примерное содержание урока

Понятие о землетрясении. Механизм возникновения землетрясения. Основные тектонические плиты, на которые разделена земная кора, их движение по горизонтали и вертикали.

Землетрясение — подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.

Литосферная плита — крупный (несколько тысяч километров в поперечнике) блок земной коры, включающий  континентальную  и   сопряженную с ней океаническую кору; со всех сторон ограничена активными зонами разломов.

Сейсмические пояса. Понятие о сейсмически активных районах. Сейсмически активные районы на территории России. Очаг землетрясения, эпицентр землетрясения.

Сейсмический пояс — область, в пределах которой  чаще всего  происходят землетрясения; имеет вид линейно вытянутой зоны в районах интенсивных движений земной коры.

Очаг землетрясения — область возникновения подземного удара в толще земной коры или верхней мантии Земли, который является причиной землетрясения.

Эпицентр землетрясения — проекция центра очага землетрясения на земную поверхность.

Причины землетрясений. Типы волновых колебаний. Классификация землетрясений по причинам их происхождения. Регистрация колебаний земной коры с помощью специальных приборов.

Сейсмограф — прибор для записи колебаний земной поверхности во время землетрясений или при взрывах.  

Контрольные вопросы и задания

1. Что вы знаете из истории землетрясений?
2. Что такое землетрясение и почему оно происходит?
3. Назовите и покажите на карте наиболее сейсмоактивные районы нашей страны.
4. Что такое очаг землетрясения и эпицентр землетрясения?
5. С помощью какого прибора можно уловить подземные толчки, определить их силу, направление и продолжительность?
6. Покажите на карте основные пояса землетрясений.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 2; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 2.  

УРОК 3
ОЦЕНКА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ, ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ И МЕРЫ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ПОТЕРЬ

 

Учебные вопросы

1. Понятие о магнитуде и интенсивности землетрясения. Примерное соотношение между магнитудой землетрясения по шкале Рихтера и интенсивностью землетрясения по шкале Меркалли.
2. Наиболее типичные и опасные последствия землетрясений.
3. Меры по снижению ущерба от землетрясений.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать магнитуду и интенсивность землетрясений, называть их последствия и меры по снижению ущерба от них, объяснять, какие заблаговременные меры по защите от землетрясений необходимо принять жителям сейсмоопасных районов.  

Основные термины и понятия

Магнитуда землетрясения, интенсивность землетрясения, сейсмическая шкала, шкала Рихтера, шкала Меркалли, последствия землетрясений, меры по снижению ущерба от землетрясений.

Примерное содержание урока

Понятие о магнитуде и интенсивности землетрясения. Измерение магнитуды и интенсивности землетрясения. Сейсмическая шкала, шкала Рихтера и шкала Меркалли. Примерное соотношение между магнитудой по Рихтеру и интенсивностью по Меркалли.

Магнитуда землетрясения — условная величина, характеризующая общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясениями или взрывами.

Интенсивность землетрясения — мера величины сотрясения в данном месте, измеряемая в баллах. Интенсивность землетрясения на поверхности земли зависит от магнитуды и глубины очага. Чем меньше глубина очага, тем больше интенсивность сотрясений на поверхности при одной и той же магнитуде.

Сейсмическая шкала  — шкала для оценки интенсивности землетрясения на поверхности Земли. Эта  шкала бывает двух видов: оценка сейсмических волн, возникающих при землетрясениях (шкала Рихтера), и оценка интенсивности проявления землетрясения на поверхности  Земли (шкала Меркалли).

Последствия землетрясений:

• опасные геологические явления;
• цунами, сейши, наводнения;
• повреждение и разрушение зданий;
• пожары;
• выбросы радиоактивных, аварийно химически опасных веществ;
• транспортные аварии и катастрофы;
• нарушение функционирования систем жизнеобеспечения;
• паника, травмирование и гибель людей.

Заблаговременные мероприятия по снижению потерь от землетрясений, осуществляемые органами государственного управления и жителями сейсмоопасных районов.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой сейсмическая шкала?
2. Чем опасны землетрясения и каковы их последствия?
3. Назовите основные способы снижения ущерба от землетрясений.
4. Расскажите о мерах, которые заблаговременно могут принять жители сейсмоопасных районов, чтобы подготовиться к возможному землетрясению.  

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 3; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 3.  

Практическое задание

Выясните, возможно ли там, где  вы живете, землетрясение и какой интенсивности.  Определите в доме (квартире) наиболее безопасные и опасные (где возможно падение мебели и тяжелых предметов) места при землетрясении.

УРОК 4
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯХ

 

Учебные вопросы

1. Основные причины несчастных случаев при землетрясениях.
2. Признаки приближающегося землетрясения.
3. Наиболее безопасные места для укрытия в здании при землетрясении.
4. Правила безопасного поведения при  заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения.
5. Действия человека, оказавшегося после землетрясения в завале.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь определять признаки приближающегося землетрясения, наиболее безопасные и опасные места в здании при землетрясении, объяснять действия при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время землетрясения и после него.  

Основные термины и понятия

Признаки приближающегося землетрясения, относительно безопасные места в здании при землетрясении, безопасное поведение при землетрясении.  

Примерное содержание урока

Основные причины несчастных случаев при землетрясении.

Признаки приближающегося землетрясения. Правила поведения при оповещении о возможном землетрясении.

Правила безопасного поведения при землетрясении: в школе, в доме (квартире), на улице. Наиболее безопасные места для укрытия в здании (помещении). Что не  рекомендуется делать при землетрясении.

Правила безопасного поведения после землетрясения.

Как действовать, если человек оказался в завале: он ранен, получил травму; у него нет возможности выбраться; у него есть возможность выбраться.  

Контрольные вопросы и задания

1. Приведите примеры, иллюстрирующие изменение поведения животных перед землетрясением.
2. Расскажите о  порядке действий при заблаговременном оповещении о землетрясении.
3. Почему после первых толчков при землетрясении в течение 15—20 с надо покинуть здание или занять в нем относительно безопасное место?
4. Какие места в доме (квартире) наиболее подходят для защиты от землетрясения?
5. Какие места в здании во время землетрясения наиболее опасны?
6. Изложите правила поведения человека, оказавшегося при землетрясении в завале.
7. Какие правила безопасности следует соблюдать после землетрясения?

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 4; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 4.  

Вулканы


УРОК 5
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВУЛКАНАХ

Учебные вопросы

1. Понятие о вулканах и их характеристика.
2. Территории в России, подверженные вулканическим извержениям.
3. Причины извержения вулканов.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать вулканы, называть причины их извержения и знать территории в России, подверженные вулканическим извержениям.  

Основные термины и понятия

Вулкан, вулканическое извержение, кратер вулкана, жерло вулкана, магма, фумарола, гейзер, лава.  

Примерное содержание урока

Происхождение вулканов и их расположение в сейсмоактивных поясах земного шара. Действующие и потухшие вулканы.

Районы России, где  существует опасность вулканических извержений.

Вулканическое извержение — период активной деятельности вулкана, когда он выбрасывает на земную поверхность раскаленные или горячие твердые, жидкие и   газообразные вулканические продукты и изливает лаву.

Кратер вулкана, жерло вулкана, магма, фумаролы, гейзеры. Типы вулканов в зависимости от типа лавы (жидкая, вязкая, густая).

Вулкан — геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и  обломки горных пород. Основные части вулкана: магматический очаг, расположенный в земной коре или верхней мантии; жерло — выводной канал, по которому магма поднимается к поверхности; конус — возвышенность на поверхности земли из продуктов выброса вулкана; кратер — углубление на поверхности конуса вулкана.

Магма — расплавленная масса преимущественно силикатного состава, образующаяся в глубинных зонах Земли.

Фумарола — отверстие (трещинка), по которому поднимаются из недр Земли горячие вулканические газы, а также пары воды.

Гейзер — источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара высотой 20—40 м и более.

Лава — раскаленная жидкая или очень вязкая, преимущественно силикатная масса, изливающаяся на поверхность земли при извержении вулкана.  

Контрольные вопросы и задания

1. Что вы знаете об извержениях вулканов?
2. Какие бывают вулканы и чем опасны их извержения?
3. Каково строение вулкана?
4. Какое стихийное бедствие обычно сопутствует извержению вулкана?
5. Назовите и покажите на  карте нашей страны районы, где высока вероятность вулканических извержений.

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 5; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 5.  


1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх