Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 7 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



УРОК 21
ПОСЛЕДСТВИЯ ЦУНАМИ И МЕРЫ ПО УМЕНЬШЕНИЮ УЩЕРБА ОТ НИХ

 

Учебные вопросы

1. Зависимость разрушительной силы цунами от скорости волны и направления ее движения.
2. Основные поражающие факторы цунами.
3. Вторичные последствия разрушительного воздействия цунами.
4. Меры по снижению потерь от цунами.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать основные  и вторичные поражающие факторы цунами, знать меры по снижению ущерба от них.  

Основные термины и понятия

Ударное воздействие волны цунами, наводнение, затопление, воздушная волна, прогнозирование цунами.  

Примерное содержание урока

Поражающие факторы цунами и их опасное воздействие на людей, здания и сооружения. Вторичные последствия разрушительных воздействий цунами. Действие цунами в открытом море.

Прогнозирование цунами. Изменение поведения животных перед цунами. Признаки приближающегося цунами. Мероприятия по снижению потерь от цунами, осуществляемые органами государственного управления и населением цунами опасных районов.  

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные поражающие факторы цунами.
2. Какие вторичные поражающие факторы цунами вы знаете?
3. Назовите внешние признаки приближающегося цунами.
4. Каким образом можно снизить интенсивность воздействия цунами и уменьшить ущерб от них?

Домашнее задание

Учебник: глава 6, § 21; рабочая тетрадь к учебнику: глава 6, § 21.    

УРОК 22
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЦУНАМИ

 

Учебные вопросы

1. Признаки приближающегося цунами.
2. Правила безопасного поведения при  заблаговременном оповещении о приближении цунами.
3. Правила безопасного поведения при  внезапном приходе цунами.
4. Действия человека, оказавшегося в волне цунами.
5. Правила безопасного поведения после прохождения волны цунами.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь определять признаки, которые свидетельствуют о приближении цунами, объяснять правила и нормы безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, при внезапном приходе цунами и после прохождения волны.
Уметь определять маршруты эвакуации и безопасные места при  заблаговременном оповещении о приближении цунами и внезапном приходе цунами.  

Основные термины и понятия

Безопасные маршруты эвакуации при цунами, безопасные места для защиты от цунами, признаки близкого цунами.

Примерное содержание урока

Признаки близкого цунами. Оповещение населения о приближающемся цунами. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении цунами.

Правила безопасного поведения при внезапном приходе цунами: при эвакуации из здания, при нахождении в здании.

Возвышенные безопасные места на местности и безопасные места в здании.

Правила безопасного поведения, если человек оказался в волне цунами. Правила безопасного поведения после ухода волны цунами.  

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите признаки приближающегося цунами.
2. Перечислите основные правила поведения при объявлении о приближении цунами.
3. Как правильно действовать человеку, оказавшемуся во время цунами в здании?
4. Объясните, почему, уходя от цунами в безопасное место, нельзя продвигаться по долинам ручьев и рек, впадающих в море, а также встречать волну там, где много сооружений.  

Домашнее задание

Учебник: глава 6, § 22; рабочая тетрадь к учебнику: глава 6, § 22.  

Природные пожары


УРОК 23
ПРИЧИНЫ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Учебные вопросы

1. Понятие о лесных и торфяных пожарах.
2. Основные причины возгорания лесов.
3. Классы лесных пожаров.
4. Классификация лесных и торфяных пожаров в зависимости от характера распространения и их характеристика.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать опасности и причины природных пожаров, их классы и виды.  

Основные термины и понятия

Природный пожар, лесной пожар, низовой пожар, верховой пожар, подземный (торфяной) пожар.  

Примерное содержание урока

Понятие о природном пожаре. Понятие о лесном пожаре.

Условия возникновения лесных пожаров.

Природный пожар — неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.

Лесной пожар — природный пожар, который распространяется по лесной площади.

Основные причины возникновения лесных пожаров:

• нарушение правил пожарной безопасности при разведении костров — 36%;
• выжигание сенокосных угодий, пастбищ, травы на полянах в лесу — 25%;
• выжигание стерни и соломы на полях — 11%;
• неосторожное курение — 7%;
• шалости детей с огнем — 6%.

Регионы России, наиболее подверженные лесным пожарам на больших площадях. Основные причины загорания лесов.

Классы лесных пожаров в зависимости от площади, охваченной огнем. Устойчивые и беглые лесные пожары.

Классификация лесных пожаров:  по характеру их  распространения (низовой, верховой, подземный); по скорости распространения огня и высоте пламени (слабые, средние, сильные). Устойчивый и беглый пожары.

Подземные (торфяные) пожары, их особенности, опасности и признаки.

Торфяной пожар — подземный (почвенный) пожар, при котором горение распространяется по торфяному слою заболоченных или болотных почв. Может возникать при перегреве поверхности болота лучами солнца или в результате небрежного обращения людей с огнем.  

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, какие из природных пожаров, по вашему мнению, наиболее опасны и почему.
2. В чем состоят основные отличия низовых пожаров от верховых?
3. Кратко охарактеризуйте торфяной пожар.
4. В чем заключается основная опасность подземного пожара?  

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 23; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 23.    

УРОК 24
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ, ИХ ТУШЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Учебные вопросы

1. Основные и вторичные поражающие факторы природных пожаров.
2. Основные способы тушения природных пожаров.
3. Предупреждение лесных пожаров.
4. Понятие о пожароопасном сезоне.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать поражающие факторы природных пожаров, способы их тушения и меры по их предупреждению.  

Основные термины и понятия

Основные поражающие факторы природных пожаров, вторичные поражающие факторы природных пожаров, способы тушения природных пожаров, предупреждение природных пожаров.  

Примерное содержание урока

Основные и вторичные поражающие факторы лесных и торфяных пожаров, воздействующие на людей, здания, сооружения, лесные ресурсы.

Краткое понятие о двух основных способах тушения лесных пожаров: непосредственном тушении огня, косвенном тушении пожара.

Тушение пожаров — основной вид боевых действий подразделений пожарной охраны, направленных на ликвидацию пожаров и уменьшение последствий от них. Как правило, состоит из стадий локализации и ликвидации (прекращение горения) пожара.

Локализация пожара — стадия тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям, животным и созданы условия для ликвидации пожара имеющимися силами и средствами.

Ликвидация пожара — стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Понятие о пожароопасном периоде (сезоне) в лесах. Мероприятия, проводимые органами государственного управления и органами лесного хозяйства, по защите лесов от пожаров в пожароопасный период.

Основные правила пожарной  безопасности в лесах в пожароопасный сезон. Ответственность граждан  за нарушение правил пожарной  безопасности в лесах.

Контрольные вопросы и задания

1. К каким последствиям могут привести природные пожары?
2. В какое время года  чаще всего горят леса?
3. Какие существуют способы тушения природных пожаров, когда они применяются и в чем заключаются?
4. Какие меры принимают для предупреждения лесных пожаров?
5. Сформулируйте основные правила поведения людей в лесу, направленные на предупреждение пожаров.  

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 24; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 24.  


1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх