Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 7 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



УРОКИ 25, 26
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗОНЕ ЛЕСНОГО ИЛИ ТОРФЯНОГО ПОЖАРА И ПРИ ЕГО ТУШЕНИИ

Учебные вопросы

1. Правила безопасного поведения в зоне лесного пожара и в лесу, где возник пожар.
2. Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.
3. Правила безопасного поведения при торфяном пожаре.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять правила безопасного поведения во время природных пожаров и простейшие приемы тушения небольших возгораний в лесу.

Основные термины и понятия

Главная задача при обнаружении лесного пожара, выход из зоны лесного пожара, тушение небольшого лесного пожара.  

Примерное содержание урока

Привлечение и подготовка к тушению лесных пожаров местного населения.

Действия в зоне лесного или торфяного пожара: по возможности определение типа пожара, направления распространения огня и направления выхода в безопасное место.

Поскольку скорость распространения большинства лесных пожаров не превышает 3 м/мин, а средняя скорость пешехода составляет около 100 м/мин, уйти из опасной зоны нетрудно при условии правильного определения направления выхода.

Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.

Правила безопасного поведения в зоне торфяного пожара.

Урок 26 целесообразно провести в форме практического занятия. На уроке можно отработать следующие вопросы:

• определение маршрута выхода из зоны лесного пожара, если установлено направление распространения огня;
• действия при наличии в горящем лесу речки, ручья, болота, озера;
• действия при обнаружении небольшого пожара в лесу (тушение такого пожара подручными средствами: землей, водой из ближайшего водоема, пучками веток, затаптывание ногами);
• действия при   обнаружении  торфяного пожара.  

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте главную задачу человека, оказавшегося в зоне лесного пожара.
2. Объясните, почему уходить от лесного пожара надо в направлении, перпендикулярном распространению огня.
3. Как следует использовать речки и ручьи для защиты от лесного пожара?
4. Какие признаки могут указывать на то, что пожар подземный?  

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 25; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 25.    

Массовые инфекционные заболевания людей, животных и растений


УРОК 27
ЭПИДЕМИИ, ЭПИЗООТИИ И ЭПИФИТОТИИ

Учебные вопросы

1. Понятие об эпидемии и ее характеристика.
2. Понятие об эпизоотии и ее опасность.
3. Эпифитотия как чрезвычайная ситуация, приводящая к тяжелым последствиям.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать массовые инфекционные заболевания людей, животных, растений (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии) и их последствия.  

Основные термины и понятия

Инфекционное заболевание, эпидемия, эпизоотия, эпифитотия.  

Примерное содержание урока

Что такое эпидемия? Наиболее опасные эпидемические заболевания.

Эпидемия — массовое и прогрессирующее распространение инфекционного заболевания на определенной территории, значительно превышающее обычно регистрируемый  уровень заболеваемости за аналогичный период.

Инфекционное заболевание — вызываемая специфическим возбудителем болезнь, которая характеризуется заразительностью, наличием инкубационного периода, циклическим течением и формированием постинфекционного иммунитета.

Что такое эпизоотия? Краткая характеристика наиболее опасных инфекционных заболеваний животных — сибирской язвы и бешенства.

Эпизоотия — одновременное, прогрессирующее во времени и пространстве в определенном регионе распространение инфекционного заболевания среди большого числа сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на этой территории уровень заболеваемости.

Что такое эпифитотия? Последствия эпифитотий. Наиболее распространенные инфекционные заболевания растений.

Эпифитотия — массовое, прогрессирующее во времени и пространстве инфекционное заболевание сельскохозяйственных растений или резкое увеличение численности вредителей растений, сопровождающиеся массовой гибелью сельскохозяйственных культур и снижением их продуктивности.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какие факторы, по вашему мнению, способствуют распространению инфекционных заболеваний людей, сельскохозяйственных животных и растений?
2. Какие инфекционные заболевания животных, кроме сибирской язвы и бешенства, могут привести к эпизоотиям?
3. Назовите вредителей растений, которые могут привести к массовой гибели сельскохозяйственных структур.

Домашнее задание

Учебник: глава 8, § 26; рабочая тетрадь к учебнику: глава 8, § 26.    

УРОК 28
ЗАЩИТА ОТ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЮДЕЙ, ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

 

Учебные вопросы

1. Предупреждение инфекционных заболеваний людей и животных.
2. Структура и общие правила личной гигиены.
3. Основные мероприятия по защите сельскохозяйственных растений от инфекционных заболеваний.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний людей, животных и защите сельскохозяйственных растений от болезней и вредителей; соблюдать в повседневной жизни правила личной гигиены.  

Основные термины и понятия

Вакцинация, вакцина, личная гигиена, дезинфекция.  

Примерное содержание урока

Вакцинация — основное средство искоренения опасных инфекционных заболеваний.

Вакцинация — проведение предохранительных прививок для создания у человека или животного искусственного иммунитета — невосприимчивости к инфекционным заболеваниям. В качестве прививочного материала используют вакцины — препараты из живых, но ослабленных или убитых микробов и вирусов; продуктов химического расщепления возбудителей; обезвреженных микробных токсинов (ядов).

Врачи и ученые, внесшие значительный вклад в разработку методов борьбы с инфекционными заболеваниями.

Другие меры профилактики инфекционных заболеваний.

Личная гигиена и ее структура.

Личная гигиена — раздел гигиены, включающий вопросы сохранения здоровья путем соблюдения гигиенических правил в личной жизни и деятельности. Несоблюдение правил личной гигиены одним человеком может отрицательно отразиться на здоровье других людей — членов семьи, соседей, членов коллектива, в котором он работает.

Меры по ликвидации и недопущению распространения уже возникшего инфекционного заболевания — выявление и изоляция заболевших, дезинфекция.

Дезинфекция (обеззараживание) — уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний (микробов, вирусов).

Способы борьбы с эпифитотией.  

Контрольные вопросы и задания

1. Для чего применяется вакцинация?
2. Какие другие способы борьбы с инфекционными заболеваниями вы знаете?
3. Перечислите основные правила личной гигиены.
4. В чем заключается процесс дезинфекции?
5. Подготовьте краткое сообщение об одном из ученых, применивших вакцинацию для защиты от заразных болезней.  

Домашнее задание

Учебник: глава 8, § 27; рабочая тетрадь к учебнику: глава 8, § 27.

Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях природного характера


УРОК 29
ЧЕЛОВЕК И СТИХИЯ

Учебные вопросы

1. Особенности протекания  психологических процессов, свойств и состояний человека при оценке ситуации, угрожающей здоровью и жизни.
2. Способы повышения психологической подготовленности человека к действиям в опасных и экстремальных ситуациях.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять значение психологической подготовленности человека для выживания в чрезвычайной ситуации; характеризовать и практически использовать основные способы повышения своей психологической подготовки.  

Основные термины и понятия

Психологическая подготовка, психологическая тренировка.  

Примерное содержание урока

Особенности протекания психических процессов, помогающие человеку выжить (спастись) во время стихийных бедствий. Этот вопрос целесообразно рассмотреть, используя пример в начале главы 9.

Знания о метеорологических и геофизических особенностях района, признаках и приметах надвигающегося стихийного бедствия, их  значение для своевременной и правильной оценки возможной чрезвычайной ситуации.

Роль и значение психологических тренировок для человека при попадании в чрезвычайную ситуацию.

Взаимосвязь состояния внешней среды и надвигающейся опасности. Их влияние на поведение и эмоциональное состояние человека.  

Контрольные вопросы и задания

1. Что вы понимаете под термином «психологическая тренировка»?
2. Какова роль мышления в психологической подготовке к чрезвычайным ситуациям природного характера?
3. Что отличает психологически подготовленных людей в чрезвычайной ситуации?
4. Каким образом можно повысить свою психологическую подготовленность?  

Домашнее задание

Учебник: глава 9, § 28; рабочая тетрадь к учебнику: глава 9, § 28.  

УРОК 30
ХАРАКТЕР И ТЕМПЕРАМЕНТ

 

Учебные вопросы

1. Понятие о темпераменте.
2. Типы темперамента человека и их характеристика.
3. Понятие о характере.
4. Влияние темперамента и характера на  поведение человека в опасных, чрезвычайных и экстремальных ситуациях.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать типы темперамента человека; объяснять влияние темперамента и характера на поведение в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Основные термины и понятия

Темперамент, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, характер.

Примерное содержание урока

Понятие о темпераменте. Типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик — и их краткая характеристика.

Темперамент — характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные составляющие темперамента: общая активность, двигательные проявления, эмоциональность.

Сангвиник — тип темперамента, характеризующийся живостью, быстрой возбудимостью и быстрой сменяемостью эмоций.

Флегматик — тип темперамента, характеризующийся медлительностью, спокойствием, слабым внешним проявлением чувств.

Холерик — тип темперамента, характеризующийся быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик — тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств. Человек с таким типом темперамента склонен к депрессии, грусти, подавленности.

Эти типы темперамента впервые в своем учении обозначил Гиппократ — древнегреческий ученый, крупнейший представитель античной медицины.

Поведение людей с различным типом темперамента в чрезвычайных ситуациях.

Понятие о характере. Необходимость вырабатывать самостоятельный характер.

Характер — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под темпераментом и характером? Каким образом они связаны друг с другом?
2. Как может проявляться темперамент человека в чрезвычайной ситуации?
3. Как вы думаете, каким образом следует работать над формированием своего характера?
4. Какие черты характера надо  воспитывать, а какие — стремиться изжить?  

Домашнее задание

Учебник: глава 9, § 29; рабочая тетрадь к учебнику: глава 9, § 29.    


1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх