Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 7 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35


УРОК 11
ПОСЛЕДСТВИЯ ОПОЛЗНЕЙ, СЕЛЕЙ, ОБВАЛОВ И СНЕЖНЫХ ЛАВИН

Учебные вопросы

1. Основные поражающие факторы и последствия оползней, селей, обвалов и снежных лавин.
2. Меры по снижению потерь от оползней, селей, обвалов и лавин.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать поражающие факторы оползней, селей, обвалов и снежных лавин; объяснять меры по снижению потерь от этих опасных явлений.  

Основные термины и понятия

Поражающие факторы оползней, селей, обвалов, лавин,  противолавинная защита, противооползневая защита, противоселевая защита.  

Примерное содержание урока

Основные поражающие факторы и последствия оползней, селей, обвалов, лавин.

Ущерб, наносимый оползнями, селями, обвалами и лавинами сельскому хозяйству, промышленности, культурному и историческому наследию народов, населяющих горные местности.

Мероприятия по снижению потерь от оползней, селей, обвалов и лавин, осуществляемые органами государственного управления и населением, проживающим в оползне-, селе-, обвалои лавиноопасных зонах.

Противолавинная защита — меры и мероприятия по защите населения, хозяйственных объектов от воздействия снежных лавин, ликвидации или снижению снеголавинной опасности.

Противооползневая защита — инженерно-технические и охранно-ограничительные мероприятия, направленные на предотвращение возникновения, развития и активизации оползневого процесса, защиту людей, сооружений и территории от оползней, своевременное информирование органов исполнительной власти и местного самоуправления об угрозе схода оползня.

Противоселевая защита — охранно-ограничительные и инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возникновения и развития селевых явлений, своевременное информирование органов исполнительной власти и местного самоуправления, населения о селеопасной ситуации.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите, к каким последствиям могут приводить сходы оползней, селей, снежных лавин, а также обвалы.
2. Какой ущерб наносят эти опасные природные явления территориям населенных пунктов?
3. Каким образом можно снизить ущерб от оползней, обвалов, селей, снежных лавин?  

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 11; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 11.  

УРОК 12
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И СХОДЕ ОПОЛЗНЕЙ, СЕЛЕЙ, ОБВАЛОВ И ЛАВИН

 

Учебные вопросы

1. Правила безопасного поведения при  заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, снежной лавины.
2. Правила безопасного поведения во время и после схода селя, оползня, обвала, снежной лавины, безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, снежной лавины, во время и после их схода, при выходе из зоны стихийного бедствия.  

Основные термины и понятия

Оповещение об угрозе и сходе оползней, селей, обвалов, лавин, безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин; селеопасная территория; лавиноопасная территория.  

Примерное содержание урока

Оповещение населения об угрозе схода оползней, селей, обвалов и снежных лавин. Заблаговременная эвакуация населения из опасных зон в безопасные места. Естественные безопасные места.

Селеопасная территория — территория, на которой происходят интенсивные селевые процессы, представляющие опасность для людей, объектов экономики и окружающей среды.

Лавиноопасная территория — горная местность, на которой существует опасность схода лавин, приводящих или способных привести к угрозе жизни и  здоровью людей, ущербу объектам экономики и окружающей среде.

Правила безопасного поведения при угрозе схода оползней, селей, обвалов и лавин: при заблаговременном оповещении, непосредственно перед наступлением стихийного бедствия.

Правила безопасного поведения в случаях: если люди, здания и сооружения оказались на поверхности оползневого участка; при внезапном приближении лавины; при попадании в лавину.  

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите о правилах поведения при угрозе обвала, оползня, схода лавины.
2. Назовите последовательность действий при внезапном сходе селей, оползней, обвалов и лавин.
3. Как необходимо себя  вести в лавиноопасном районе? Как должен действовать человек, оказавшийся в снежной лавине?

Ураганы, бури, смерчи


УРОК 13
ПРОИСХОЖДЕНИЕ УРАГАНОВ, БУРЬ И СМЕРЧЕЙ

Учебные вопросы

1. Понятие об ураганах, бурях, смерчах, причины их возникновения.
2. Циклоны и области их зарождения.
3. Шкала Бофорта и  зрительное определение силы ветра.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь давать определения и характеризовать ураганы, бури, смерчи, циклоны, причины их возникновения; определять примерную скорость ветра в соответствии со шкалой Бофорта.  

Основные термины и понятия

Ураган, буря, смерч, циклон, шкала Бофорта.  

Примерное содержание урока

Ветровые метеорологические явления — ураганы, бури, смерчи. Причины их возникновения.

Ураган — ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 30 м/с.

Это опасное природное явление создает угрозу жизни и здоровью людей, животному миру, наносит большие разрушения жилым и хозяйственным постройкам, объектам экономики.

Буря — очень сильный ветер, приводящий к волнению на море и разрушениям на суше. Скорость приземного ветра при буре 25—30 м/с.

Бури возникают внезапно (обычно после полудня), кратковременны и происходят на небольших площадях.

Смерч  — сильный маломасштабный атмосферный вихрь диаметром до 1 км, в котором воздух вращается со скоростью около 100 м/с (в США называется торнадо).

Оценка силы (скорости) ветра по шкале Бофорта.

Бофорт Френсис (1774—1857) — английский военный гидрограф,  мореплаватель и картограф, контр-адмирал. В 1829—1855 гг. руководил гидрографической службой Великобритании.

Шкала Бофорта — условная шкала для визуального определения силы и скорости ветра по его воздействию на наземные объекты и водную поверхность моря, озера, крупного водохранилища.

Эта  шкала разработана в  1806 г. Ф.  Бофортом и вначале применялась на британском флоте. С 1874 г. шкала Бофорта принята для использования в международной практике. Она неоднократно уточнялась, изменялась, дополнялась и поныне широко применяется в гидрометеорологии, навигации, строительстве.

Циклон как причина возникновения бурь, ураганов и смерчей. Строение и скорость перемещения циклона. Области зарождения циклонов. Циклоны на территории Российской Федерации.

Циклон — атмосферное возмущение с пониженным давлением воздуха и ураганными скоростями ветра, возникающее в основном в тропических широтах и вызывающее огромные разрушения и гибель людей.  

Контрольные вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте бурю, ураган, смерч. Что у них общего и в чем отличия?
2. Какие из этих опасных явлений могут возникнуть в вашей местности?
3. Как вы думаете, почему шкалу Бофорта успешно используют уже более 200 лет?

УРОК 14
КЛАССИФИКАЦИЯ УРАГАНОВ, БУРЬ, СМЕРЧЕЙ И МЕТЕЛЕЙ

 

Учебные вопросы

1. Классификация ураганов.
2. Классификация бурь.
3. Классификация смерчей.
4. Классификация метелей.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны объяснять природу возникновения и классифицировать ураганы, бури, смерчи, метели.  

Основные термины и понятия

Ураган, буря, смерч, пыльная и беспыльная бури, снежная буря, шквальная буря, метель.  

Примерное содержание урока

Понятие «ураган». Схема зарождения урагана. Энергия урагана. Классификация ураганов в зависимости от скорости ветра.

Понятие «буря». Бури пыльные, беспыльные, снежные, шквальные. Классификация бурь: по окраске частиц, вовлеченных в движение; по составу частиц; в зависимости от скорости ветра.

Главной особенностью пыльных (песчаных) бурь является перенос огромного количества твердых частиц (почвы, песка), выдуваемых из не защищенных растительностью мест и наметаемых в другие места. Известная пыльная буря, случившаяся в 1934 г. в США, за сутки уносила

примерно по 100 т почвы с каждого квадратного километра.

Понятие «смерч». Происхождение смерчей. Строение смерча. Классификация смерчей: по происхождению, по строению, по времени действия и охвату пространства.

Понятие «метель». Классификация метелей по виду снега, рельефу местности и скорости ветра.  

Контрольные вопросы

1. Что общего в классификации ураганов и бурь?
2. Какая особенность отличает шквальные бури от остальных видов бурь?
3. По каким признакам можно определить приближение смерча?  

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 14; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 14.

УРОК 15
ПОСЛЕДСТВИЯ УРАГАНОВ, БУРЬ И СМЕРЧЕЙ И МЕРЫ ПО УМЕНЬШЕНИЮ УЩЕРБА ОТ НИХ

 

Учебные вопросы

1. Поражающие факторы и последствия ураганов.
2. Последствия пыльных и снежных бурь.
3. Последствия смерчей.
4. Меры по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь называть последствия ураганов, бурь, смерчей и знать основные мероприятия по снижению ущерба от них.  

Основные термины и понятия

Примерное содержание урока

Основные факторы, определяющие разрушающее действие ураганов, бурь, смерчей.

Поражающие факторы и последствия ураганов, бурь, смерчей.

Поражающие факторы — явления и процессы, оказывающие негативное влияние на людей, животных и растения. Эти факторы могут быть первичными (основными) и вторичными.

Мероприятия по снижению потерь от ураганов, бурь и смерчей, осуществляемые органами государственного управления и населением районов, подверженных их воздействию.

Ущерб (убыток, потери) — вред, нанесенный определенному физическому или юридическому лицу, объекту или отрасли хозяйства, окружающей среде, выраженный в физических, стоимостных или других показателях. Ущерб может быть прямой, косвенный, полный, общий, предполагаемый.

Ущерб предотвращенный — несостоявшаяся гибель или утрата здоровья людей, убытки населения, потери материальных и культурных ценностей в результате заранее проведенных мероприятий по предупреждению или уменьшению масштабов чрезвычайной ситуации. Определяется расчетным путем как разность между возможным и фактическим ущербом.  

Контрольные вопросы и задания

1. От каких факторов зависит разрушающее действие ураганов, бурь и смерчей? 2. Назовите наиболее опасные, на ваш взгляд, поражающие факторы урагана. 3. К каким разрушительным последствиям могут привести пыльные и песчаные бури? 4. Расскажите об основных направлениях работы по снижению ущерба от ураганов, бурь и смерчей.  

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 15; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 15.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх