Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 7 класса


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



УРОК 6
МЕРЫ ПО УМЕНЬШЕНИЮ ПОТЕРЬ ОТ ИЗВЕРЖЕНИЙ ВУЛКАНОВ

Учебные вопросы

1. Опасные явления, связанные с извержением вулканов.
2. Способы уменьшения опасного воздействия лавовых и грязевых потоков.
3. Правила безопасного поведения при  заблаговременном оповещении об  извержении вулкана, во время и после извержения.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать опасные явления и последствия вулканических извержений, объяснять порядок действий при заблаговременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения.

Основные термины и понятия

Опасные явления, связанные с извержениями вулканов; предвестник извержения вулкана; способы защиты от лавовых и грязевых потоков; безопасное поведение при извержении вулкана.

Примерное содержание урока

Основные поражающие факторы  (опасные явления) при извержении вулкана:

• раскаленные лавовые потоки;
• палящие лавины;
• тучи пепла и газов;
• взрывная волна и разброс обломков;
• водяные и грязекаменные потоки;
• резкие колебания климата.

Предвестники извержений вулканов — вулканические землетрясения.

Мероприятия по снижению потерь от извержений вулканов. Эвакуация населения. Способы уменьшения опасного воздействия относительно медленных лавовых потоков. Опасность грязевых потоков и выпадающего пепла при извержениях вулканов.

Правила безопасного поведения в случае извержений вулканов. Правила безопасного поведения в непосредственной близости от вулкана при начавшемся извержении.  

Контрольные вопросы и задания

1. Чем опасны вулканические извержения?
2. Какие  явления  предшествуют извержению вулкана?
3. Назовите основные способы снижения ущерба от извержений вулканов.
4. Каков порядок действий при объявлении угрозы извержения вулкана?  

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 6; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 6.  

Оползни, сели, обвалы и снежные лавины


УРОК 7
ОПОЛЗНИ

 

Учебные вопросы

1. Понятие об оползнях, их происхождение.
2. Природные и антропогенные факторы, влияющие на образование оползней.
3. Оползнеопасные районы в России.
4. Классификация оползней по масштабу, месту образования и мощности.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять происхождение, причины образования и классифицировать оползни по масштабу, месту образования, мощности, характеризовать антропогенные факторы, способствующие образованию оползней.  

Основные термины и понятия

Оползень, естественные и искусственные факторы образования оползней, классификация оползней.  

Примерное содержание урока

Понятие «оползень».

Оползень — отрыв и скользящее смещение массы горных пород вниз по склону под действием силы тяжести.

Природные факторы, влияющие на образование оползней: землетрясения, переувлажнение грунтов, эрозия, абразия.

Эрозия — процесс разрушения горных пород или любых других поверхностей с нарушением их целости и изменений физико-химических свойств в результате механического истирания и других физических и химических явлений.

Абразия — механическое разрушение берегов океанов, морей, озер, крупных водохранилищ в результате деятельности волн и прибоя.

Антропогенные факторы, приводящие к оползням: строительные и дорожные работы, сведение лесов.

Оползнеопасные районы Российской Федерации. Классификация оползней по  масштабу, месту образования, мощности (объему смещающихся пород).  

Контрольные вопросы и задания

1. Почему возникают оползни?
2. Что представляет собой оползень?
3. Расскажите, чем опасны оползни.
4. Покажите на карте наиболее оползнеопасные территории России.

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 7; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 7.  

УРОК 8
СЕЛИ (СЕЛЕВЫЕ ПОТОКИ)

Учебные вопросы

1. Понятие о селях, их происхождение.
2. Причины образования селей.
3. Селеопасные зоны (теплая и холодная) в России.
4. Классификация селей.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять происхождение и причины возникновения, классифицировать сели по составу переносимого твердого материала, мощности, высоте истоков; называть наиболее селеопасные зоны Российской Федерации.  

Основные термины и понятия

Сель, причины образования селей, классификация селей, селеопасная территория.  

Примерное содержание урока

Понятие «сель». Условия и причины образования селей.

Селевой поток (сель) — стремительный русловой поток, состоящий из смеси воды  и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек. Скорость этого потока обычно 2—10 м/с.

Основные места возникновения  селей. Формы проявления селевой активности.

Теплая и холодная зоны селеобразования на территории России.

Селеопасная территория — это территория, которая характеризуется высокой интенсивностью развития селевых процессов, представляющих опасность для населения, объектов экономики и окружающей среды.

Классификация селей: по составу переносимого твердого материала, по мощности, по высоте истоков.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему возникают сели?
2. Что представляет собой сель?
3. С какой скоростью чаще всего перемещается селевой поток?
4. Расскажите, чем опасны сели.  

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 8; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 8.  

УРОК 9
ОБВАЛЫ

Учебные вопросы

1. Понятие об обвалах.
2. Причины обвалов.
3. Классификация обвалов по мощности и масштабу.
4. Разновидности обвалов (камнепады, обвалы грунта, обрушение ледников) и их характеристика.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять происхождение обвалов, причины их возникновения и классификацию; называть регионы Российской Федерации, где чаще всего случаются обвалы.

Основные термины и понятия

Обвал, камнепад, обвалы грунта, обрушение ледника.

Примерное содержание урока

Что такое обвал?

Обвал — отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин и морских побережий, происходящие главным образом за счет ослабления связанности горных пород под влиянием выветривания, воздействия поверхностных и подземных вод.

Образование обвалов и их причины. Антропогенный фактор как причина обвалов.

Классификация обвалов: по мощности, по масштабу.

Разновидности обвалов: камнепады, обвалы грунта, обрушение ледников.

Особенности камнепадов и их опасность.

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой обвал, чем он опасен?
2. Почему возникают обвалы?
3. Что представляет собой камнепад, чем он опасен?
4. В чем  состоит отличие камнепада от обвала грунта?
5. Кратко охарактеризуйте понятие «обвал ледника».
6. Назовите, каким образом классифицируют обвалы по мощности и по масштабу.  

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 9; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 9.

УРОК 10
СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ

Учебные вопросы

1. Понятие о снежных лавинах и их происхождение.
2. Лавиноопасные районы в России.
3. Причины образования и оптимальные условия схода лавин.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять происхождение снежных лавин, причины их возникновения, опасные факторы, возникающие при  сходе лавин; классифицировать их и называть лавиноопасные районы России.

Основные термины и понятия

Лавина, лавиноопасная территория, воздушная предлавинная волна, условия схода лавины.

Примерное содержание урока

Понятие «лавина».

Лавина — быстрое, внезапно возникающее движение снега и (или) льда вниз по крутым склонам гор, представляющее угрозу жизни и здоровью людей, наносящее ущерб объектам экономики и окружающей среде.

По характеру материала лавины делят на сухие (состоящие из мелкокристаллического снега) и мокрые (состоящие из тяжелого, плотного снега). Сухие лавины чаще всего сходят зимой, а мокрые — весной.

Скорость движения большинства лавин составляет 10—20 м/с, скорость сухих лавин может достигать 80—100 м/с.

Дальность выброса лавин может составлять от нескольких десятков метров до 10—20 км.

Районы России, подверженные лавинной опасности.

Лавиноопасная территория — горная местность, на которой существует опасность схода лавин, приводящих или способных привести к угрозе жизни и здоровью людей, ущербу объектам экономики и окружающей среде.

В Российской Федерации наиболее лавиноопасными считают следующие районы: Хибины, Северный Кавказ, Урал, Кузнецкий Алатау, Саяны, горы Прибайкалья, Сихотэ-Алинь, горы Камчатки и Северо-Восточной Сибири, Бырранга (на  Таймырском полуострове).

Условия и причины образования снежных лавин, их опасность.

Наиболее распространенные признаки  лавинной опасности: резкие изменения погоды, сильные снегопады, продолжительные метели, дожди в горах, оттепели, ясная солнечная погода, вода в снежном покрове, высота снежного покрова 30—50 см, образование снежных карнизов и скоплений снега, скатывание со склонов снежных комьев.  

Контрольные вопросы и задания

1. Почему происходят сходы лавин?
2. Что представляет собой лавина?
3. Какие бывают лавины?
4. Расскажите, чем опасна снежная лавина.
5. Покажите на карте наиболее лавиноопасные районы России.  

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 10; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 10.  


1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх