Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 7 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35


УРОК 31
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ СТИХИЙНОМ БЕДСТВИИ

 

Учебные вопросы

1. Страх и паника при стихийном бедствии, их признаки и влияние на поведение человека.
2. Формы поведения детей и подростков после чрезвычайной ситуации.
3. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять, как влияет чрезвычайная ситуация на психику человека, как правильно подготовиться психологически к правильным и уверенным действиям в чрезвычайных ситуациях.  

Основные термины и понятия

Паника, страх, тревога, двигательное возбуждение, ступор.

Примерное содержание урока

Психологические особенности поведения человека во время чрезвычайной ситуации. Психологическая готовность к действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Преодоление состояний страха, паники, тревоги.

Страх — отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности. В зависимости от угрозы может выражаться в опасении, боязни, испуге или ужасе.

Паника — психологическое состояние отдельного человека, группы или массы людей, наступающее под влиянием действительной или мнимой опасности и характеризующееся сильным смятением чувств, утратой способности трезво и правильно оценивать обстановку и действовать соответственно ей.

Тревога — в психологии — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

Психологические особенности поведения человека после стихийного бедствия. Влияние эмоций и чувств на состояние человека. Возможное поведение и реакция детей и подростков на разных стадиях эмоционального потрясения (на примере Спитакского землетрясения, декабрь 1988 г.).

Двигательное возбуждение — один из  физиологических процессов, возникающий в организме при раздражающем воздействии внешней среды. Обычно проявляется в чрезмерной подвижности и многословной громкой речи.

Ступор (оцепенение) — состояние обездвиженности с отсутствием реакции на внешние раздражители.

Рекомендации, как легче справиться со своими чувствами и эмоциями после стихийных бедствий.  

Контрольные вопросы и задания

1. Как правильно подготовить себя психологически к возможным нежелательным событиям?
2. Какие упражнения рекомендуется выполнять, чтобы справиться с приступами страха, паники, тревоги?
3. Кратко охарактеризуйте основные формы поведения детей и подростков после чрезвычайной ситуации.
4. Какие психологические упражнения вы  можете предложить для укрепления волевых качеств и эмоциональной устойчивости?  

Домашнее задание

Учебник: глава 9, § 30; рабочая тетрадь к учебнику: глава 9, § 30.    

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ


Наложение повязок и помощь при переломах


УРОК 32
ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ ПОВЯЗОК

   

Учебные вопросы

1. Понятие о повязке и перевязке. Основные виды повязок.
2. Средства перевязки (марлевые, эластичные и трубчатые бинты) и их характеристика.
3. Общие правила наложения повязок. Техника наложения повязок на руку и на ногу.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать основные средства для перевязки и объяснять правила наложения повязок; накладывать повязки на верхние и нижние конечности.  

Основные термины и понятия

Повязка; перевязка; укрепляющие, давящие и жесткие повязки; иммобилизация; марлевые, эластичные, трубчатые бинты; индивидуальный перевязочный пакет.  

Примерное содержание урока

Понятие о повязке и перевязке.

Повязка — приспособление для закрепления перевязочного материала или компресса (закрепляющая повязка), для создания постоянного давления на определенную часть тела (давящая повязка), для иммобилизации поврежденной части тела (жесткая повязка).

Перевязка — наложение повязки на поврежденную часть тела.

Марлевые (плоские) бинты и их характеристика. Трубчатые (сетчатые) бинты, их назначение и характеристика.

Эластичные бинты и их применение.

Бинт — узкая (шириной 5—25 см) длинная полоса марли или другой материи (полотно, холст, фланель), предназначенная для наложения повязок и укрепления шин при ранах, повреждениях суставов, переломах костей.

Индивидуальный перевязочный пакет и его характеристика.

Перевязочный пакет — готовая повязка в специальной упаковке для предохранения от инфекции и кровопотери. Обычно представляет собой бинт шириной 9 см, длиной 5 м и две ватно-марлевые подушечки размером 15 × 15 см (иногда пропитанные антисептиком). Одна из  подушечек закреплена на конце бинта, другая может передвигаться вдоль него. Если рана сквозная, то вторую подушечку передвигают по бинту до выходного отверстия. Подушечки прибинтовывают, а конец бинта закрепляют булавкой.

Основные правила наложения повязок. Применение индивидуального перевязочного пакета.  

Контрольные вопросы и задания

1. Какие повязки, по вашему мнению, чаще всего применяют при оказании первой помощи?
2. Из какого материала чаще всего изготавливают бинты?
3. Какие виды бинтов вы знаете?
4. Из каких основных частей состоит индивидуальный перевязочный пакет?  

Домашнее задание

Учебник: глава 10, § 31; рабочая тетрадь к учебнику: глава 10, § 31.

УРОК 33
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМАХ, ПЕРЕНОСКА ПОСТРАДАВШИХ

Учебные вопросы

1. Открытые и закрытые переломы костей, их особенности.
2. Общие правила оказания первой помощи при переломах костей, способы наложения шин.
3. Способы переноски пострадавших при помощи лямок и на руках.
4. Выбор способа транспортировки пострадавшего в зависимости от места травмы.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять правила оказания первой помощи при открытых и закрытых переломах,  способы наложения шин и переноски пострадавших; определять наличие и вид перело- ма, накладывать повязки и шины, переносить пострадавших.  

Основные термины и понятия

Перелом, открытый перелом, закрытый перелом, шина, транспортировка пострадавшего.  

Примерное содержание урока

Учитывая важность и сложность данной темы, а также необходимость ее тщательной практической проработки, материал в методическом пособии дается более подробно, чем в учебнике.

Основные принципы транспортной иммобилизации:

• шина обязательно должна захватывать два сустава (выше и ниже перелома), а иногда и три сустава (при переломах бедра и плеча);
• при  иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей физиологически привычное положение, а если это невозможно, то такое положение, при  котором конечность меньше всего травмируется и беспокоит пострадавшего;
• при  открытых переломах вправление отломков производить нельзя, надо наложить стерильную повязку и конечность зафиксировать в том положении, в котором она находится;
• при закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не следует;
• нельзя накладывать шину прямо на тело пострадавшего, необходимо подложить мягкую прокладку (вату, полотенце);
• при перекладывании пострадавшего с носилок (на носилки) поврежденную конечность должен поддерживать помощник;
• неправильно выполненная иммобилизация может привести к дополнительной травматизации пострадавшего.  

Общие правила оказания первой помощи при открытом и закрытом переломах целесообразно объяснять, используя схемы 1 и 2.

Схема 1

Оказание первой помощи при открытом переломе
Остановить кровотечение

 

На рану в области перелома наложить стерильную повязку

 

Дать пострадавшему обезболивающее средство

 

Провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится

 

Доставить пострадавшего в лечебное учреждение

    

Схема 2

Оказание первой помощи при закрытом переломе
Провести иммобилизацию (обездвижить место перелома)

 

Дать пострадавшему обезболивающее средство

 

Доставить пострадавшего в лечебное учреждение

Первая помощь при переломах костей верхних конечностей

При открытых переломах фаланг пальцев и костей кисти после наложения стерильной повязки на рану в ладонь пострадавшего надо вложить плотный комок ваты, обмотанный марлей (бинтом), чтобы придать пальцам полусогнутое положение. На предплечье, кисть и пальцы наложить фанерную, картонную или лестничную шину. Руку подвесить на косынке.

При переломе костей предплечья руку надо осторожно согнуть в  локтевом суставе под  прямым углом, повернуть ладонью к груди и в таком положении зафиксировать шиной или подручными средствами. Шину наложить от основания пальцев до верхней трети плеча. При этом достигается неподвижность в лучезапястном и локтевом суставах. Руку подвесить на косынке.

При травме плечевого сустава и переломе плечевой кости иммобилизацию выполнить лестничной шиной или подручными средствами. Шину моделировать на себе таким образом, чтобы ее можно было наложить на поврежденную руку, согнутую в локтевом суставе, от здоровой лопатки через надплечье поврежденной конечности на плечо и предплечье до основания пальцев. Руку подвесить на косынке. Если поблизости не оказалось шины или подручных средств для иммобилизации, то поврежденную руку подвесить на косынке и прибинтовать к туловищу.

Первая помощь при переломах костей нижних конечностей

При переломах костей стопы и повреждении голеностопного сустава иммобилизацию места травмы  можно производить фанерными полосками или деревянными рейками, прикладывая их  от верхней трети голени до подошвы стопы по бокам. Одну приложить с наружной стороны, другую — с внутренней и прибинтовать к конечности, хорошо закрепив стопу. В местах прилегания фанерных полосок (реек) к костным выступам обязательно подложить вату.

При переломах костей голени иммобилизацию производить так же, как и при повреждении голеностопного  сустава,  обеспечивая  неподвижность в двух суставах — голеностопном и коленном. Шину или подручные средства накладывать от стопы до верхней трети бедра. Если поблизости не оказалось никаких подручных средств для иммобилизации, поврежденную  конечность  можно  прибинтовать к здоровой.

Перелом бедренной кости, особенно открытый, — очень тяжелая травма, которая сопровождается шоковым состоянием. Наиболее удобны для иммобилизации при  таких травмах специальные шины для бедра (например, шина Дитерихса). Подручные средства (доски) при иммобилизации бедра надо накладывать по его боковым поверхностям. Одну — по внутренней, другую — по наружной до  подмышечной области и фиксировать к конечности и туловищу широким бинтом, поясным ремнем, полотенцем. На костные выступы в области голеностопного и коленного суставов, а также в подмышечную впадину и паховую область следует подложить вату.

Способы переноски пострадавших в зависимости от их состояния, вида и места травмы.  

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, какой перелом наиболее опасен — открытый или закрытый — и почему.
2. Какой из переломов достаточно сложно обнаружить при наружном осмотре?
3. Назовите главную, по вашему мнению, задачу, которую должна выполнять шина при переломе.
4. Каким образом можно выполнить иммобилизацию нижних и верхних конечностей без применения шин?
5. Какие правила следует соблюдать при переноске пострадавшего?

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Режим учебы и отдыха подростка


УРОК 34
РЕЖИМ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Учебные вопросы

1. Понятие о режиме и его составляющих.
2. Умственное утомление и переутомление.
3. Работоспособность подростков.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять, что оптимальный режим жизнедеятельности — это  основа здорового и разумного образа жизни, что утомление и переутомление вредны для здоровья и учебы; уметь правильно организовывать свою деятельность, разумно сочетать труд и отдых в своей жизни.  

Основные термины и понятия

Режим, здоровый образ жизни, утомление, переутомление, работоспособность.  

Примерное содержание урока

Понятие о режиме труда и отдыха. Составляющие режима труда и отдыха подростка, их значение для здоровья и успешной учебы.

Режим — установленный порядок жизни (работы, питания, отдыха, сна).

Образ жизни —  совокупность типичных  видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

Трудовая деятельность школьника. Учеба как умственная деятельность. Умственное утомление и его  проявление. Нервно-эмоциональные перегрузки — основная причина утомления. Переутомление как результат хронического утомления. Признаки и причины переутомления.

Утомление  (усталость)   —   временное   снижение работоспособности, наступающее в процессе любой работы. Состояние организма, когда работоспособность не успевает восстановиться в течение свободной от работы части суток и утром следующего дня после сна работа возобновляется при пониженной работоспособности, называется пере­ утомлением. Переутомление представляет собой хроническую форму утомления и может быть устранено   только продолжительным отдыхом и  лечением.

Изменение работоспособности подростков в течение суток, недели, месяца, года.

Работоспособность — состояние человека, характеризующее его способность выполнять определенное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.  

Контрольные вопросы и задания

1. Проанализируйте свой  режим дня и режим недели. Насколько они соответствуют требованиям здорового образа жизни? При необходимости внесите коррективы.
2. В чем, по вашему мнению, состоит главная опасность утомления?
3. Проанализируйте свою работоспособность в течение суток и определите, в какое время лучше всего выполнять домашние задания, а какое — отвести для активного отдыха.

УРОК 35
ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РЕЖИМА ДНЯ

Учебные вопросы

1. Основные принципы и  содержание режима дня подростков.
2. Примерный режим дня учащихся 7—8 классов.
3. Рекомендации по повышению эффективности самоподготовки.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь характеризовать принципы оптимального режима дня и содержание режима дня подростка; составлять и соблюдать режим дня таким образом, чтобы не допустить утомления и переутомления.  

Основные термины и понятия

Режим дня, бюджет времени, эффективность самоподготовки.  

Примерное содержание урока

Основополагающие принципы режима дня. Общая схема наиболее рационального режима дня для учащихся. Компоненты режима дня подростка: фаза подготовки к учебной деятельности (своевременный подъем, утренняя гимнастика, горячий завтрак, утренняя прогулка); учебные занятия и отдых на переменах; период после школьных занятий (активный отдых, обед, подвижные игры, домашний труд); период самоподготовки, рекомендации по повышению ее эффективности; свободное время после выполнения домашних заданий; сон и его продолжительность.

Контрольные вопросы и задания

1. Какой из основополагающих принципов режима вы считаете наиболее важным?
2. Какие мероприятия в примерный режим дня для учащихся 7—8 классов, приведенный в учебнике, вы хотели бы добавить?
3. Подумайте и ответьте, насколько полно присутствует в вашем режиме дня компонент активного действия, выполняете ли вы правила, направленные на обеспечение спокойного и глубокого сна.  

Домашнее задание

Учебник: глава 11, § 34; рабочая тетрадь к учебнику: глава 11, § 34.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх