Методические материалы по ОБЖ
к учебнику 7 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова
Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)
1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | 21-24 | 25-30 | 31-35 |
УРОК 16
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ УРАГАНОВ, БУРЬ И СМЕРЧЕЙ
Учебные вопросы
1. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.
2. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь объяснять правила безопасного поведения при приближении, во время и после урагана, бури и смерча, действия при оповещении и во время урагана, бури и смерча.
Основные термины и понятия
Информация о приближении урагана, бури, смерча; безопасные места для защиты от урагана, бури, смерча.
Примерное содержание урока
Оповещение населения об угрозе урагана, бури и смерча. Правила безопасного поведения при ураганах, бурях и смерчах: при заблаговременном оповещении; при получении информации об их приближении.
Правила безопасного поведения во время ураганов, бурь и смерчей: при нахождении на улице, в доме (квартире). Относительно безопасные места в доме (квартире) и естественные безопасные укрытия на улице.
Правила безопасного поведения после урагана,
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите, какие действия следует предпринять при получении сигнала об угрозе урагана, бури и смерча.
2. Чего нельзя делать при урагане, буре, смерче?
3. Чего нельзя делать после окончания урагана, бури, смерча?
4. Какие места наиболее опасны при урагане, буре и смерче?
5. Назовите относительно безопасные места в доме и естественные укрытия на местности во время урагана, бури, смерча.
Домашнее задание
Учебник: глава 4, § 16; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 16.
Наводнения
УРОК 17
ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ
Учебные вопросы
1. Понятие о наводнении, характеристика наводнений.
2. Происхождение и причины наводнений.
3. Классификация наводнений в зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба.
4. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь объяснять происхождение, причины и классифицировать наводнения; определять, какие наводнения представляют наибольшую опасность.
Основные термины и понятия
Наводнение, половодье, паводок; заторные, зажорные, нагонные наводнения; наводнения, вызванные прорывом плотин; наводнения, вызванные подводными землетрясениями, извержениями подводных и островных вулканов.
Примерное содержание урока
Понятие «наводнение». Причины наводнений.
Наводнение — резкое повышение уровня воды в реке, водоеме, водохранилище, море (или его части). Наводнение может происходить во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, при прорыве гидротехнических сооружений.
Классификация наводнений в зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба: низкие (малые), высокие, выдающиеся, катастрофические.
Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения: половодье, паводок, заторные, зажорные, нагонные, вызванные прорывом плотин, вызванные подводными землетрясениями и извержениями подводных или островных вулканов.
Нагон — подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность.
Половодье — вид ежегодно повторяющегося наводнения рек, характеризующегося высоким и длительным подъемом уровня воды, обычно в результате снеготаяния или совместного таяния снега и ледников (в муссонных и тропических районах за счет выпадения дождей).
Паводок — один из видов наводнения, которое характеризуется непериодическим и интенсивным поднятием уровня воды в реке по причине быстрого таяния снега и ледников при продолжительной жаре летом и оттепели зимой.
Затор льда — скопление льдин в русле реки во время ледохода, приводящее к подъему уровня воды. Обычно образуется во время весеннего ледохода.
Зажор — скопление шуги и мелкобитого льда в русле реки, приводящее к подъему уровня воды.
Шуга — рыхлые скопления льда, которые могут забивать пространство под ледяным покровом.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое наводнение? Приведите наиболее точное и полное, по вашему мнению, определение данного термина.
2. Объясните, в чем заключается разница между заторными и зажорными наводнениями.
3. Проведите сравнительный анализ половодья и паводка. В чем они сходны? Чем они отличаются друг от друга?
Домашнее задание
Учебник: глава 5, § 17; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 17.
УРОК 18
ПОСЛЕДСТВИЯ НАВОДНЕНИЙ И МЕРЫ ПО УМЕНЬШЕНИЮ УЩЕРБА ОТ НИХ
Учебные вопросы
1. Понятие о затоплении.
2. Последствия затопления для населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и природных комплексов.
3. Меры по защите от наводнений и снижению ущерба от них.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны называть и характеризовать первичные и вторичные последствия наводнений, меры по снижению ущерба от них.
Основные термины и понятия
Затопление, вторичные последствия наводнения, защита от наводнений.
Примерное содержание урока
Последствия наводнений: быстрый подъем воды, затопление или подтопление примыкающей местности. Вторичные последствия наводнений. Особенности последствий наводнений в городской и сельской местности.
Затопление — образование свободной поверхности воды на участках суши при повышении уровней водотока, водоема или подземных вод. Затопление может быть глубоководным (глубина свыше 5 м), средним (глубина от 2 до 5 м), мелководным (глубина менее 2 м).
Подтопление — повышение уровня подземных грунтовых вод, приводящее к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории и изменению структуры и функций естественной экосистемы (единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания).
Мероприятия по снижению потерь от наводнений, осуществляемые органами государственного управления и населением районов, подверженных их воздействию.
Защита от наводнений — мероприятия по предотвращению или снижению нежелательных последствий от наводнений.
Контрольные вопросы и задания
1. Объясните, в чем состоят основные различия между затоплением и подтоплением. Какое из этих событий, по вашему мнению, наиболее опасно?
2. Какие последствия наводнений наиболее серьезны и почему?
3. Назовите основные мероприятия, которые проводят с целью снижения потерь от наводнений.
Домашнее задание
Учебник: глава 5, § 18; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 18.
УРОК 19
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЙ
Учебные вопросы
1. Действия при заблаговременном оповещении о наводнении.
2. Действия при внезапном наводнении: до прибытия помощи, при вынужденной самоэвакуации.
3. Правила безопасности после наводнения (после спада воды).
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь объяснять правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, при внезапном наводнении и после наводнения, действия в таких ситуациях.
Основные термины и понятия
Информация о возможном наводнении, эвакуация, подача сигналов спасателям, самоэвакуация, плавсредства для спасения людей.
Примерное содержание урока
Оповещение и эвакуация населения при угрозе наводнения.
Информация о чрезвычайной ситуации — сообщение, передаваемое по системе оповещения РСЧС ее органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемых действиях.
Эвакуация — один из способов защиты населения в мирное время от чрезвычайных ситуаций. При катастрофическом затоплении этот способ является наиболее надежным и эффективным. Сущность эвакуации состоит в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.
Правила безопасного поведения при угрозе наводнения (при заблаговременном оповещении о наводнении).
Правила безопасного поведения при внезапном наводнении: до прибытия помощи, при вынужденной самоэвакуации.
Правила безопасного поведения после наводнения.
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите, какие действия необходимо выполнить при заблаговременном оповещении о наводнении.
2. Расскажите, что делать человеку, оказавшемуся во время наводнения в доме, школе.
3. В каких случаях следует самостоятельно выбираться из затопленных районов?
4. Какие правила безопасности следует соблюдать, возвратившись в места проживания после спада воды?
Домашнее задание
Учебник: глава 5, § 19; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 19.
Цунами
УРОК 20
ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦУНАМИ
Учебные вопросы
1. Понятие о цунами и их характеристика.
2. Происхождение цунами и причины их возникновения.
3. Классификация цунами в зависимости от причин возникновения и интенсивности.
Средства обучения
Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны уметь объяснять происхождение и причины цунами, классифицировать их по причинам возникновения и интенсивности.
Основные термины и понятия
Цунами, причины цунами, признаки цунами, классификация цунами.
Примерное содержание урока
Понятие «цунами».
Цунами — гигантские морские волны, возникающие в результате подводных и прибрежных землетрясений. Могут быть вызваны также подводными вулканическими извержениями и оползнями.
Происхождение, причины и признаки цунами.
Характеристика волн цунами. Классификация цунами: по причинам возникновения, по интенсивности. Повторяемость цунами различной интенсивности.
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите, что такое цунами, чем они опасны.
2. Какие причины порождают цунами?
3. Покажите на карте наиболее подверженные цунами районы.
4. Расскажите о характерных признаках приближающегося цунами.
Домашнее задание
Учебник: глава 6, § 20; рабочая тетрадь к учебнику: глава 6, § 20.
1-5 | 6-10 | 11-15 | 16-20 | 21-24 | 25-30 | 31-35 |
Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)