Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 7 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35


УРОК 16
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ УРАГАНОВ, БУРЬ И СМЕРЧЕЙ

 

Учебные вопросы

1. Правила безопасного поведения при  заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.
2. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять правила безопасного поведения при приближении, во время и после урагана, бури и смерча, действия при оповещении и во время урагана, бури и смерча.  

Основные термины и понятия

Информация о приближении урагана, бури, смерча; безопасные места для защиты от урагана, бури, смерча.  

Примерное содержание урока

Оповещение населения об угрозе урагана, бури и  смерча. Правила безопасного поведения при ураганах, бурях и смерчах: при заблаговременном оповещении; при получении информации об их приближении.

Правила безопасного поведения во время ураганов, бурь и смерчей: при нахождении на улице, в доме (квартире). Относительно безопасные места в доме (квартире) и естественные безопасные укрытия на улице.

Правила безопасного поведения после урагана,

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите, какие действия следует предпринять при получении сигнала об угрозе урагана, бури и смерча.
2. Чего нельзя делать при урагане, буре, смерче?
3. Чего нельзя делать после окончания урагана, бури, смерча?
4. Какие места наиболее опасны при  урагане, буре и смерче?
5. Назовите относительно безопасные места в доме и естественные укрытия на местности во время урагана, бури, смерча.  

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 16; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 16.    

Наводнения


УРОК 17
ВИДЫ НАВОДНЕНИЙ

 

Учебные вопросы

1. Понятие о наводнении, характеристика наводнений.
2. Происхождение и причины наводнений.
3. Классификация наводнений в зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба.
4. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять происхождение, причины и классифицировать наводнения; определять, какие наводнения представляют наибольшую опасность.

Основные термины и понятия

Наводнение, половодье, паводок; заторные, зажорные, нагонные наводнения; наводнения, вызванные прорывом плотин; наводнения, вызванные подводными землетрясениями,  извержениями подводных и островных вулканов.  

Примерное содержание урока

Понятие «наводнение». Причины наводнений.

Наводнение — резкое повышение уровня воды в реке, водоеме, водохранилище, море (или его части). Наводнение может происходить во время половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, при прорыве гидротехнических сооружений.

Классификация наводнений в зависимости от масштаба, повторяемости и наносимого ущерба: низкие (малые), высокие, выдающиеся, катастрофические.

Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения: половодье, паводок, заторные, зажорные, нагонные, вызванные прорывом плотин, вызванные подводными землетрясениями и извержениями подводных или островных вулканов.

Нагон — подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность.

Половодье — вид ежегодно повторяющегося наводнения рек, характеризующегося высоким и длительным подъемом уровня воды, обычно в результате снеготаяния или совместного таяния снега и ледников (в муссонных и тропических районах за счет выпадения дождей).

Паводок — один из видов наводнения, которое характеризуется непериодическим и интенсивным поднятием уровня воды в реке по причине быстрого таяния снега и ледников при продолжительной жаре летом и оттепели зимой.

Затор льда — скопление льдин в русле реки во время  ледохода, приводящее к подъему уровня воды. Обычно образуется во время весеннего ледохода.

Зажор — скопление  шуги и мелкобитого льда в русле реки, приводящее к подъему уровня воды.

Шуга — рыхлые скопления льда, которые могут забивать пространство под ледяным покровом.  

Контрольные вопросы и задания

1. Что  такое наводнение? Приведите наиболее точное и полное, по вашему мнению, определение данного термина.
2. Объясните, в чем заключается разница между заторными и зажорными наводнениями.
3. Проведите сравнительный анализ половодья и паводка. В чем они сходны? Чем они отличаются друг от друга?  

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 17; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 17.  

УРОК 18
ПОСЛЕДСТВИЯ НАВОДНЕНИЙ И МЕРЫ ПО УМЕНЬШЕНИЮ УЩЕРБА ОТ НИХ

Учебные вопросы

1. Понятие о затоплении.
2. Последствия затопления для населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и природных комплексов.
3. Меры по защите от наводнений и снижению ущерба от них.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

  Учащиеся должны называть и характеризовать первичные и вторичные последствия наводнений, меры по снижению ущерба от них.

Основные термины и понятия

Затопление, вторичные последствия наводнения, защита от наводнений.  

Примерное содержание урока

Последствия наводнений: быстрый подъем воды, затопление или подтопление примыкающей местности. Вторичные последствия наводнений. Особенности последствий наводнений в городской и сельской местности.

Затопление — образование свободной поверхности воды на участках суши при повышении уровней водотока, водоема или подземных вод. Затопление может быть глубоководным (глубина свыше 5 м), средним (глубина от 2 до 5 м), мелководным (глубина менее 2 м).

Подтопление — повышение уровня подземных грунтовых вод,  приводящее к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории и изменению структуры и функций естественной экосистемы (единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания).

Мероприятия по снижению потерь от наводнений, осуществляемые органами государственного управления и населением районов, подверженных их воздействию.

Защита от наводнений — мероприятия по предотвращению или снижению нежелательных последствий от наводнений.  

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, в чем состоят основные различия между затоплением и подтоплением. Какое из этих событий, по вашему мнению, наиболее опасно?
2. Какие  последствия наводнений наиболее серьезны и почему?
3. Назовите основные мероприятия, которые проводят с целью снижения потерь от наводнений.  

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 18; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 18.

УРОК 19
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВО ВРЕМЯ НАВОДНЕНИЙ

Учебные вопросы

1. Действия при  заблаговременном оповещении о наводнении.
2. Действия при внезапном наводнении: до прибытия помощи, при вынужденной самоэвакуации.
3. Правила безопасности после наводнения (после спада воды).  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, при внезапном наводнении и после наводнения, действия в таких ситуациях.  

Основные термины и понятия

Информация о возможном наводнении, эвакуация, подача сигналов спасателям, самоэвакуация, плавсредства для спасения людей.  

Примерное содержание урока

Оповещение и эвакуация населения при угрозе наводнения.

Информация о чрезвычайной ситуации — сообщение, передаваемое по системе оповещения РСЧС ее органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемых действиях.

Эвакуация — один  из способов защиты населения в мирное время от чрезвычайных ситуаций. При катастрофическом  затоплении этот  способ  является наиболее надежным и эффективным. Сущность эвакуации состоит в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Правила безопасного поведения при  угрозе наводнения (при заблаговременном оповещении о наводнении).

Правила безопасного поведения при  внезапном наводнении: до прибытия помощи, при вынужденной самоэвакуации.

Правила безопасного поведения после наводнения.  

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите, какие действия необходимо выполнить при заблаговременном оповещении о наводнении.
2. Расскажите, что делать человеку, оказавшемуся во время наводнения в доме, школе.
3. В каких случаях следует самостоятельно выбираться из затопленных районов?
4. Какие правила безопасности следует соблюдать, возвратившись в места проживания после спада воды?  

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 19; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 19.  

Цунами


УРОК 20
ПРИЧИНЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦУНАМИ

Учебные вопросы

1. Понятие о цунами и их характеристика.
2. Происхождение цунами и причины их возникновения.
3. Классификация цунами в зависимости от причин возникновения и интенсивности.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь к учебнику, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны уметь объяснять происхождение и причины цунами, классифицировать их по причинам возникновения и интенсивности.  

Основные термины и понятия

Цунами, причины цунами, признаки цунами, классификация цунами.  

Примерное содержание урока

Понятие «цунами».

Цунами — гигантские морские волны, возникающие в результате подводных и прибрежных землетрясений. Могут быть вызваны также подводными вулканическими извержениями и оползнями.

Происхождение, причины и признаки цунами.

Характеристика волн цунами. Классификация цунами: по причинам возникновения, по интенсивности. Повторяемость цунами различной интенсивности.  

Контрольные вопросы и задания

1. Расскажите, что такое цунами, чем они опасны.
2. Какие причины порождают цунами?
3. Покажите на  карте наиболее подверженные цунами районы.
4. Расскажите о характерных признаках приближающегося цунами.  

Домашнее задание

Учебник: глава 6, § 20; рабочая тетрадь к учебнику: глава 6, § 20.  


1-5 6-10 11-15 16-20 21-24 25-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука, В.В. Маркова «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» / А.Г. Маслов, С.К. Миронов. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 125, [2] с. : ил.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх