Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 8 класса С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35


ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Производственные аварии и катастрофы


Урок 1
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Учебные вопросы

1. Промышленные аварии и катастрофы. Понятие об аварии, производственной или транспортной катастрофе.
2. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и тяжести последствий.
3. Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Сформировать у учащихся представление о производственных и транспортных авариях (катастрофах), классификации и типах чрезвычайных ситуаций техногенного характера, о потенциально опасных объектах.

Опорная схема урока

ЧС техногенного характера

Основные термины и понятия

Чрезвычайная ситуация, техногенная авария, техногенная катастрофа, глобальная чрезвычайная ситуация, потенциально опасный объект.

Примерное содержание урока

Чрезвычайная ситуация техногенная — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии или техногенной катастрофы, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Если поражающие факторы чрезвычайной ситуации выходят за пределы одного государства, то такую ситуацию называют глобальной.

Техногенная катастрофа — чрезвычайное происшествие, возникновение и развитие неблагоприятного и неуправляемого процесса в техносфере, повлекшего за собой крупные человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение объектов техносферы и значительный ущерб окружающей среде.

Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

Дав определение аварии, преподаватель спрашивает: а чем же отличается катастрофа от аварии?

Обучающиеся, как правило, правильно говорят, что катастрофа — это крупная авария с человеческими жертвами, приносящая значительный материальный ущерб и имеющая тяжелые последствия.

Организуя работу с таблицей 2 «Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и тяжести последствий» учебника, преподаватель ставит перед школьниками вопросы:

1. Если ситуация захватывает территорию двух областей?
2. Есликоличество пострадавших 700 человек?
3. Если ситуация не выходит за пределы одного поселения?
4. Если ситуация не выходит за пределы края?
5. Если количество пострадавших 7 человек?
6. Если размер материального ущерба 5 млн р.?

Обучающиеся определяют наименование чрезвычайной ситуации и приводят ее характеристики.

Перечислив типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, преподаватель говорит, что наибольшее количество аварий и катастроф происходит на пожаро- и взрывоопасных объектах, на предприятиях, использующих в производственном процессе химически опасные и радиоактивные вещества, на гидротехнических сооружениях. Эти предприятия называют потенциально опасными объектами.

Классификация транспортных аварий (катастроф), аварий с выбросом биологически опасных веществ, обрушений зданий и сооружений, аварий на электроэнергетических системах, аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, аварий на промышленных очистных сооружениях.

Анализируя схему 2 «Классификация транспортных аварий» учебника, преподаватель обращает внимание на их главную причину — человеческий фактор — и спрашивает обучающихся, почему отдельно выделены аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях, аварии на магистральных трубопроводах.

Преподавателю на заметку

Фукусима-1 — атомная электростанция, расположенная в городе Окума уезда Футаба префектуры Фукусима, одна из 25 крупнейших атомных электростанций в мире. Получила известность после 11 марта 2011 г., когда в результате сильнейшего землетрясения на ней произошла радиационная авария с серьезными локальными последствиями.

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 1; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 1.

Урок 2
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них

Учебные вопросы

1. Понятие о потенциально опасном объекте.
2. Основные причины техногенных аварий и катастроф.
3. Обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих при техногенных авариях.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Изучить и проанализировать причины ЧС техногенного характера. Получить знания о мерах по предупреждению и защите от таких ЧС.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Потенциально опасный объект, локальные системы оповещения, средства индивидуальной защиты, средства коллективной защиты.

Примерное содержание урока

Потенциально опасный объект — предприятие, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Основные причины аварий и катастроф техногенного характера:

• износ технологического оборудования, основных производственных фондов;
• недостаточный уровень компетентности и ответственности специалистов потенциально опасных предприятий;
• увеличение использования взрыво-, пожаро-, химически и радиационно опасных веществ и технологий;
• невысокий уровень качества приборов обнаружения и контроля опасных и вредных факторов;
• недостаток средств коллективной и индивидуальной защиты от опасных и вредных факторов.

Средства индивидуальной защиты — средства для снижения степени поражения световым излучением, а также радиационной, химической и биологической защиты отдельного человека. К ним относятся средства защиты органов дыхания, глаз, кожного покрова.

Средства коллективной защиты — защитные сооружения, предназначенные для укрытия людей с целью защиты их жизни и здоровья от последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения. К ним относятся фортификационные сооружения (окопы, траншеи, блиндажи и др.), защитные сооружения гражданской обороны, подвижные и перевозимые средства (бронированные машины, специальные палатки и др.).

Основными причинами роста числа пострадавших и погибших при техногенных авариях и катастрофах являются:

• размещение вредных производств и потенциально опасных объектов вблизи от жилых зон;
• недостаточная обеспеченность локальными системами оповещения потенциально опасных объектов;
• недостаточное обеспечение коллективными и индивидуальными средствами защиты персонала объектов экономики и населения;
• недостаточный контроль за состоянием потенциально опасных объектов.

Локальная система оповещения — система оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, химически опасных предприятий, гидроузлов с напорной плотиной). Радиус действия этих систем на атомных станциях — 5 км; на химически опасных объектах — 2,5 км; на гидросооружениях — 6 км ниже плотины по течению.

Используя опорную схему урока, преподаватель объясняет, какие опасные производства находятся поблизости от образовательных организаций, оценивает, какую опасность они представляют, и делает вывод о необходимых мерах по защите от возможных чрезвычайных ситуаций.

Обучающиеся называют меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Преподаватель обобщает эти предложения и говорит о важности освоения курса ОБЖ, знания порядка действий в различных ситуациях техногенного характера, соблюдения правил пожарной безопасности, умения изготавливать простейшие средства индивидуальной защиты, изолировать жилище от внешней среды, действовать при объявлении об эвакуации.

Обучающиеся объясняют порядок подачи и действий по сигналу

Преподавателю на заметку

Безопасные расстояния от хранилищ взрывчатых веществ до населенных пунктов

Емкость хранилища, т Минимальное безопасное расстояние, м
До 10 800
До 15 1000
До 30 1500
До 60 2000
До 80 2250
До 240 3500

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 2; рабочая тетрадь к учебнику: глава 1, § 2.

Взрывы и пожары


Урок 3
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

Учебные вопросы

1. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах.
2. Причины пожаров и взрывов.
3. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Получить представление об основных причинах и видах аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Пожаро- и взрывоопасный объект, виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Примерное содержание урока

Преподаватель дает определение: пожарои взрывоопасный объект — это объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся, пожаро- и взрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации. Он просит учащихся перечислить, какие предприятия относятся к пожаро- и взрывоопасным объектам. Обучающиеся называют предприятия, использующие газои нефтепродукты в качестве сырья, предприятия химической, газовой, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, пищевой и оборонной промышленности.

Далее преподаватель рассказывает о пожарах и взрывах, происходящих в связи с нарушением правил эксплуатации газовых систем, а также на мукомольных и деревообрабатывающих производствах, в цехах по приготовлению сахарной пудры, угольной пыли и древесной муки.

Каковы же основные причины пожаров и взрывов? К ним относятся:

• нарушение правил пожарной безопасности производственным персоналом предприятий;
• низкая квалификация работников и нарушения технологических процессов производства;
• использование неисправного оборудования;
• ошибки при проектировании и строительстве зданий и сооружений.

Обучающиеся изучают виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах и определяют, какие из этих аварий происходят чаще всего.

Преподавателю на заметку

Пожаровзрывоопасность веществ и материалов — способность веществ и материалов к образованию горючей (пожароопасной или взрывоопасной) среды, характеризуемая их физико-химическими свойствами и (или) поведением в условиях пожара.

Взрывоопасная смесь — смесь воздуха или окислителя с горючими газами, парами легковоспламеняющихся жидкостей, горючими пылями или волокнами, которая при определенной концентрации и воздействии источника инициирования взрыва способна взорваться.

Окислители — вещества и материалы, обладающие способностью вступать в реакцию с горючими веществами, вызывая их горение, а также увеличивать его интенсивность.

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 3; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 3.

Урок 4
Общие сведения о взрыве и пожаре

Учебные вопросы

1. Понятие о взрыве, характерные особенности взрывов.
2. Зоны действия взрыва и их характеристика.
3. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование.
4. Понятие о пожаре и процессе горения.
5. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление о взрыве и его особенностях, пожаре, процессе горения и условиях для его протекания, классификации веществ и материалов по группам возгораемости.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Взрыв, зоны действия взрыва, разрушения при взрыве, пожар, горение, группы возгораемости веществ и материалов.

Примерное содержание урока

Преподаватель дает определение: взрыв — быстро протекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная привести или приводящая к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации.

Характерные особенности взрыва:

• большая скорость химических превращений взрывчатых веществ;
• большое количество газообразных продуктов;
• сильный звуковой эффект;
• мощное дробящее действие.

Радиусы зон поражения при взрывах могут доходить до нескольких километров. Они зависят от мощности взрыва и среды, в которой происходит взрыв.

Рассказав о зонах действия детонационной волны, продуктов взрыва и воздушной ударной волны, преподаватель поручает обучающимся выполнить задание 1. Для его выполнения школьники изучают действие взрыва на здания, сооружения и оборудование, а также характеристику

полных, сильных, средних и слабых разрушений при взрыве.

М. В. Ломоносов в 1756 г. опытным путем доказал, что горение — это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха.

Для протекания этой реакции необходимо наличие:

• горючего вещества;
• окислителя;
• источника воспламенения.

Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Изучив с учащимися схему 8 «Классификация веществ и материалов по группам возгораемости» учебника, преподаватель поручает им выполнить задание 2.

Преподавателю на заметку

На практике различают полное и неполное горение. Полное горение происходит при достаточном количестве кислорода, а неполное — при его недостатке. При неполном сгорании, как правило, обрауются едкие, ядовитые и опасные вещества.

Расчетами установлено, что для полного сгорания 1 кг древесины необходимо 5 м3воздуха, а 1 кг нефтепродукта — 11,6 м3.

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 4; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 4.

Урок 5
Классификация пожаров

Учебные вопросы

1. Классификация и характеристика пожаров.
2. Условия, способствующие распространению пожаров.
3. Линейное и объемное распространение пожаров.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление о классификации пожаров, знать виды и условия их распространения, характерные особенности пожаров в зданиях и сооружениях.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Пожар, зона развития пожара в здании, распространение пожаров.

Примерное содержание урока

По внешним признакам пожары подразделяют на наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые и скрытые.

К наружным относят пожары, у которых признаки горения можно установить визуально.

Внутренние пожары возникают внутри зданий и бывают открытыми и скрытыми.

Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что вызывать пожарных необходимо всегда, даже в том случае, если пожар потушен своими силами.

Иначе огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в туалетах, за деревянными перегородками, под полом и т. д.), и через некоторое время пожар может разгореться вновь в еще больших размерах.

По месту возникновения пожары бывают в зданиях, на открытых площадках, на сгораемых массивах (хлебных полях; лесных, степных, торфяных площадях).

Для запущенных пожаров характерно позднее обнаружение или позднее сообщение в пожарную охрану. При их тушении, как правило, бывает недостаточно сил и средств первых прибывших пожарных подразделений.

Преподаватель рассказывает о трех стадиях развития пожара в здании:

• начальная стадия (15—30 мин), для нее характерна небольшая температура горения и слабая скорость распространения огня;
• стадия разгорания (30—60 мин), температура горения резко увеличивается до +100 °C, и возрастает скорость распространения огня;
• завершающая стадия характеризуется ослаблением силы пожара.

Распространению пожара способствуют следующие условия: позднее обнаружение возникшего пожара и запоздалое сообщение о нем в пожарную часть; отсутствие или неправильное использование средств пожаротушения, наличие значительного количества горючих веществ на рабочих площадках, непринятие мер к локализации пожара.

Для закрепления изученного учебного материала преподаватель поручает учащимся выполнить задание 3.

Преподавателю на заметку

В декабре 1999 г. в общежитии МГУ в одной из жилых комнат возник пожар. Некоторые из проживающих в общежитии предпочли эвакуироваться лифтом. Однако на втором этаже лифт остановился (вышло из строя сенсорное управление). Шахта лифта всасывала токсические продукты горения подобно вытяжной трубе, поэтому находящиеся в лифте 10 человек оказались как бы в действующей газовой камере. Все они погибли.

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 5; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 5.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» / С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 137, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх