Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 8 класса


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)



1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Урок 6
Причины пожаров и взрывов, их последствия

Учебные вопросы

1. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
2. Причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях.
3. Причины взрывов на взрывоопасных предприятиях.
4. Основные причины взрывов в жилых и общественных зданиях.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать наиболее распространенные причины взрывов и пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Причина пожара (возгорания), причина взрыва.

Примерное содержание урока

Преподаватель просит обучающихся назвать наиболее распространенные причины пожаров и взрывов в жилых и общественных зданиях. Выслушав ответы учащихся, он подводит итог и обращает внимание на причины, связанные с человеческим фактором (хранение спичек в доступных для детей местах, установка самодельных предохранителей, использование неисправных электроприборов, оставление без присмотра находящихся под напряжением электроприборов).

Причина пожара (загорания) — явление или обстоятельство природного, техногенного и социального характера, которое непосредственно обусловливает возникновение пожара (загорания).

Изучив информацию о пожаре в Курском цирке, обучающиеся называют причины этого пожара и отвечают на вопрос: «Можно ли отнести этот пожар к запущенным, и если да, то почему?»

Прочитав о пожаре на автогиганте КамАЗ, школьники называют причины этой трагедии. Преподаватель обобщает и дополняет их ответы и называет другие причины пожаров на промышленных объектах: несоблюдение мер пожарной безопасности персоналом, нарушение технологического процесса (часто пожары возникают при проведении сварочных работ), эксплуатация неисправного оборудования (неисправность датчиков загазованности в шахтах горнодобывающих предприятий), а это свидетельствует об отсутствии постоянного контроля исправности производственной аппаратуры.

Причиной взрывов на взрывоопасных предприятиях чаще всего является нарушение технологического процесса.

Обычно главная причина взрыва в жилых домах — опасные действия проживающих в них граждан (часто взрывается бытовой газ).

Причиной взрыва может быть и деятельность террористов. Преподаватель называет места возможных террористических актов, находясь в которых надо проявлять повышенную бдительность.

Для закрепления изученного материала обучающиеся выполняют задания 4, 5, 6.

Преподавателю на заметку

За первые четыре с половиной века своего существования Москва выгорала дотла 13 раз и около 100 раз в значительной степени. В связи с этим сложилась поговорка «От копеечной свечки Москва сгорела».

В 1649 г. на Руси были приняты два первых противопожарных документа. «Наказ о городском благочинии» предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Второй документ «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича вводил уголовную ответственность за поджоги и устанавливал различия между неосторожным обращением с огнем и поджогом.

В соответствии со специальным указом императора Александра I от 31 мая 1804 г. в Москве появились профессиональные пожарные. Их служба являлась обязательной и продолжалась, как в армии, 25 лет.

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 6; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 6.

Урок 7
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов

Учебные вопросы

1. Основные и вторичные опасные факторы пожара и их воздействие на людей.
2. Основные и вторичные поражающие факторы взрыва.
3. Действие взрыва на человека. Характеристика поражения людей при взрывах.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать об особенностях воздействия на людей основных и вторичных опасных факторов пожаров и поражающих факторов взрыва.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Основные опасные факторы пожара: открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, потеря видимости вследствие задымления, пониженное содержание кислорода в воздухе; вторичные опасные факторы пожара: взрывы, обрушения конструкций, замыкание электрических цепей, воздействие токсичных материалов; основные поражающие факторы взрыва: ударная волна, осколочные поля взрывных устройств боеприпасов; вторичные поражающие факторы взрыва: воздействие осколков и обломков, заражение атмосферы и местности, затопление, разрушение и обрушение зданий и сооружений.

Примерное содержание урока

Преподаватель называет и характеризует основные опасные факторы. Обращает внимание учащихся на то, что опасен вдыхаемый нагретый воздух, приводящий к поражению верхних дыхательных путей. Предельно допустимая температура окружающей среды для человека +70 °С, а воздействие температуры выше +100 °С часто приводит к гибели уже через несколько минут. При пожарах в зданиях, при строительстве которых применялись полимерные и синтетические материалы, человек испытывает воздействие токсичных продуктов горения. В них содержится от 50 до 100 видов различных химических соединений, оказывающих токсичное воздействие. Причиной гибели людей на пожарах часто является отравление оксидом углерода, который опасен тем, что вступает в реакцию с гемоглобином крови в 200—300 раз активнее, чем кислород, вследствие чего резко снижается снабжение организма кислородом.

При пожарах уменьшается содержание кислорода в воздухе. В чистом воздухе оно составляет 21%, а в газовой среде горящего помещения только 17%.

Опасным считается содержание кислорода менее 14%. При снижении содержания кислорода до такого уровня у человека нарушаются мозговая деятельность и координация движений.

Пожары нередко являются причиной воздействия вторичных факторов поражения: взрывов, обрушения строительных конструкций, утечки ядовитых и загрязняющих веществ в окружающую среду.

Опасный фактор пожара — возникающее при пожаре явление, воздействие которого приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу.

Тяжелыми социальными и экономическими последствиями пожара является прекращение выполнения разрушенным объектом своих хозяйственных или иных функций.

Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют задание 7.

Основные поражающие факторы взрыва: ударная волна, представляющая собой область сильно сжатого воздуха, распространяющегося во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью, и осколочные поля. Характер и размер зоны разрушений зависят от мощности взрыва и параметров ударной волны — избыточного давления на фронте волны и длительности ее воздействия.

Наиболее опасным вторичным поражающим фактором взрывов является воздействие на людей обломков обрушенных конструкций зданий и сооружений. Взрывы часто сопровождаются пожарами. Иногда взрыв приводит к незначительным разрушениям, но вызванный им пожар может иметь катастрофические последствия.

Поражающий фактор — явление (процесс), оказывающее негативное влияние на людей, животных и растения. Различают поражающие факторы первичные (основные) и вторичные.

Далее преподаватель знакомит обучающихся с видами поражения людей при взрывах (легкое, среднее, тяжелое и крайне тяжелое) и характеризует каждый вид.

Обучающиеся выполняют задание 8.

Преподавателю на заметку

Взрывы случаются и при перевозке взрывчатых веществ транспортом. Так, 4 октября 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная Свердловской железной дороги взорвались два вагона, в которых на-одилось 48 т тротила и 41 т гексогена. Взрыв вагонов произошел из-за халатности железнодорожного диспетчера, который грубо нарушил правила безопасности при обращении с вагонами, содержащими опасные грузы.

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 7; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 7.

Урок 8
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

Учебные вопросы

1. Использование первичных средств пожаротушения в начальной стадии развития пожара.
2. Что делать при возникновении пожара в здании.
3. Правила безопасного поведения при опасной концентрации дыма и повышении температуры.
4. Первоочередные действия при тушении горящей одежды на человеке.
5. Правила безопасного поведения человека, оказавшегося после взрыва в завале.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Обучаемые должны знать правила безопасного поведения при пожарах и взрывах, уметь применять первичные средства пожаротушения, средства защиты и спасения при пожарах.

Опорная схема урока

Примерное содержание урока

Преподаватель объясняет, что при пожаре или взрыве необходимо сохранять самообладание, быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения.

На начальной стадии пожара можно попытаться потушить пожар, используя первичные средства пожаротушения (огнетушители, песок, воду, пожарные краны и др.). Далее преподаватель рассказывает, как действовать при пожаре в здании.

Покидая здание через задымленный коридор: накрыться мокрой прочной тканью; дышать через носовой платок, одежду; двигаться к выходу пригнувшись или ползком.

Если надвигается огненный вал: упасть, закрыть голову, не дышать.

При опасной концентрации дыма и повышении температуры: учитывать, что предельная температура при пожаре в помещении наступает примерно через 2 мин, а опасная концентрация дыма наступает при видимости менее 10 м; при такой концентрации достаточно сделать несколько вдохов и можно погибнуть.

Если невозможно выйти к лестничной клетке (выходу): вернуться в помещение; плотно закрыть дверь; мокрыми тряпками заткнуть дверные щели и вентиляционные отверстия; ждать пожарных; если есть балкон, то выйти на него, закрыть плотно дверь, эвакуироваться по пожарной лестнице.

Преподаватель объясняет, как действовать при взрыве в здании.

Оказавшись в завале и получив ранение или травму: постараться понять, какая травма, оказать себе помощь; растирать придавленные конечности; по возможности ослабить давление на грудь; голосом и стуком привлекать внимание спасателей.

Если нет возможности выбраться: посмотреть, нет ли просветов; укрепить завал; надеть теплые вещи; привлекать внимание спасателей.

Преподаватель задает обучающимся вопрос: «Что делать, если на человеке загорелась одежда?» Выслушивает и корректирует ответы, обращает внимание школьников на то, чтобы при гашении огня плотной тканью у пострадавшего голова была открытой, иначе он задохнется продуктами горения.

Для закрепления изученного материала учащиеся выполняют задания 9—11.

Преподавателю на заметку

После отравления угарным газом даже в самой легкой степени длительное время нельзя курить.

Известен случай, когда трое моряков с подводной лодки, пострадавших от угарного газа, выйдя из лазарета, закурили. Через пару затяжек в организме начались необратимые процессы и наступила смерть.

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 8; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 8.

Урок 9
Пожары и паника

Учебные вопросы

1. Понятие о панике. Опасность паники во время пожара. Признаки, причины и возможные последствия паники.
2. Механизм панического поведения людей при пожаре.
3. Особенности эвакуации людей при пожаре.
4. Правила безопасного поведения при возникновении паники во время пожара в общественном месте.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Лекция-беседа в сочетании с опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать причины, признаки и последствия паники, уметь правильно действовать при возникновении паники во время пожара.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Паника, признаки паники, вынужденная эвакуация.

Примерное содержание урока

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое определение: паника — крайний, неудержимый страх, охватывающий человека или сразу многих людей.

В Энциклопедическом словаре «Гражданская защита» термин «паника» определен как психологическое состояние отдельного человека, группы или массы людей, наступающее под влиянием действительной или мнимой опасности и характеризующееся сильным смятением чувств, утратой способности трезво и правильно оценивать обстановку и целесообразно действовать соответственно ей.

Наибольшую опасность при пожарах в жилых домах и общественных зданиях представляет паника, особенно при скоплении большого количества людей. Оказавшийся в такой ситуации человек испытывает психологический, а порой и болевой шок.

Ситуация воспринимается им как прямая угроза жизни. Возникает резкое, леденящее душу чувство страха, трагедия видится неотвратимой, и появляется мысль — действовать незамедлительно. Возникают потеря самоконтроля, чувство безысходности и беспомощности, а в итоге неосознанные действия.

Известны случаи, когда даже при незначительном возгорании люди с криками бросались к выходу, вызывая общее смятение, что приводило к давке, заторам в проходах и травмам. В толпе минимальный порог возбудимости проявляется у женщин и детей.

Их испуг выражается односложными криками «Пожар!», «Горим!». От этих людей страх передается остальным, которые тоже утрачивают самоконтроль и начинают паническое бегство.

Далее преподаватель изучает с обучающимися действия при возникновении паники во время пожара в общественном здании и меры по ее предотвращению.

Преподавателю на заметку

Во время Первой мировой войны немцы начали применять отравляющие газы — страшное оружие, против которого оказался бесполезен даже опыт бывалых солдат. Это вызывало чрезвычайную напряженность в англо-французских войсках. Описан ряд фронтовых эпизодов, когда газы не применялись, но испуганные крики «Газы!» обращали в бегство целые батальоны.

Известный невролог, психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, ссылаясь на конкретные ситуации, отмечал, что «в театрах или других многолюдных собраниях достаточно кому-нибудь произнести слово «Пожар!», чтобы возникла целая эпидемия страха и паники, которая молниеносно охватывала все собрание и вызывала тяжелые последствия».

В одной из игр «Что? Где? Когда?» знатокам был задан вопрос: «В 1911 г. в Шотландии в театре во время спектакля возник пожар. Директор театра, чтобы избежать паники, приказал играть оркестру.

Какую музыку играл оркестр?» (Ответ — гимн Англии.)

Домашнее задание

Учебник: глава 2, § 9; рабочая тетрадь к учебнику: глава 2, § 9.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ


Урок 10
Виды аварий на химически опасных объектах

Учебные вопросы

1. Опасное химическое вещество.
2. Химически опасные объекты.
3. Химические аварии.
4. Классификация городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление об аварийно химически опасных веществах, химически опасных объектах и химических авариях.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Опасное химическое вещество, химически опасный объект, основные виды химических аварий на этих объектах.

Примерное содержание урока

Опасное химическое вещество — химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать у него острые и хронические заболевания или даже привести к гибели.

Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) — опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти загрязнение окружающей среды, поражение людей и живой природы.

Химически опасный объект — объект, где хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также окружающей среды.

Химическая авария — авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся разливом или выбросом опасных химических веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и поражающее действие на человека и живую природу.

Основные виды аварий на химически опасных объектах:

• аварии с выбросом АХОВ при их производстве, переработке или хранении;
• аварии на транспорте с выбросом АХОВ;
• образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии;
• аварии с химическими боеприпасами.

Основным показателем степени химической опасности объектов считают численность населения, проживающего в зоне возможного химического заражения в случае аварии.

Изучив с учащимися таблицы 4 и 5 учебника, преподаватель дает им выполнить следующие задания.

1. Определить степень химической опасности объекта, если в зоне возможного химического заражения проживает 75 тыс. человек. (II.)

2. Степень химической опасности объекта — IV.

Определить зону возможного химического заражения. (Зона заражения не выходит за пределы объекта.)

3. В городе с населением 300 тыс. человек в зоне возможного заражения проживает 50 тыс. жителей.

Определить степень химической опасности города. (17% жителей, III степень.)

4. Город с населением 110 тыс. человек является городом I степени химической опасности. Что это значит? (В зоне возможного химического заражения проживает более 55 тыс. человек.)

Преподавателю на заметку

На территории России находится примерно 3 тыс. химически опасных объектов. В зонах возможного химического заражения проживает около 60 млн человек.

На обычной овощной базе находится около 150 т аммиака. Он применяется в холодильниках в качестве хладагента.

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 10; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 10.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» / С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 137, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх