Методические материалы по ОБЗР (ОБЖ)




к учебнику 8 класса


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)



1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Урок 11
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека

Учебные вопросы

1. Классификация опасных химических веществ по степени и характеру воздействия на организм человека.
2. Понятие об аварийно химически опасном веществе (АХОВ).
3. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека.
4. Характеристика наиболее распространенных АХОВ.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление о классификации АХОВ, знать характеристики наиболее опасных и распространенных АХОВ.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Аварийно химически опасные вещества, предельно допустимая концентрация, нейротропные яды, метаболические яды.

Примерное содержание урока

Аварийно химически опасное вещество — опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе или разливе которого может произойти загрязнение окружающей среды, поражение людей и живой природы.

Предельно допустимая концентрация — максимальное количество опасного вещества в почве, воздушной или водной среде, продовольствии, которое при постоянном контакте с человеком или при воздействии на него за определенный промежуток времени не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий.

Используя таблицу 6 учебника, преподаватель изучает с учащимися классы опасности веществ. Обращает их внимание на то, что чрезвычайно опасные и высокоопасные вещества в аварийных ситуациях могут вызывать массовое поражение незащищенных людей, поэтому такие вещества называют аварийно химически опасными.

По схеме 13 учебника преподаватель объясняет учащимся классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека.

Нейротропные яды — вещества, отрицательно действующие на нервную систему.

Метаболические яды — вещества, приводящие к нарушению обменных процессов в организме.

Опасные химические вещества могут поступать в организм тремя путями, которые и определяют меры профилактики отравлений:

• через легкие при вдыхании;
• через желудочно-кишечный тракт с водой и пищей;
• через кожу путем всасывания.

Из наиболее распространенных АХОВ самыми опасными являются хлор и аммиак.

По таблице 7 «Наиболее распространенные АХОВ» учебника обучающиеся изучают хлор и аммиак.

Преподаватель поясняет, что органы дыхания и глаза от хлора можно защитить фильтрующими противогазами, но без дополнительного патрона на противогазовую коробку эти противогазы защищают только в течение 40 мин. Максимальная допустимая концентрация хлора при применении фильтрующих противогазов — 2500 мг/м3. Если она выше, то защитить могут только изолирующие противогазы.

Фильтрующие противогазы без дополнительного патрона от аммиака не защищают, поэтому следует использовать фильтрующе-поглощающие коробки марки КД (стального цвета) и марки М (красного цвета). При концентрациях не более 15 ПДК можно применить промышленные респираторы РПГ-67 и РУМ.

Преподавателю на заметку

По способности к горению АХОВ можно подразделить на негорючие, трудно горючие и горючие вещества.

К негорючим относятся вещества, не способные гореть в атмосфере нормального состава при температуре до +900 °С. Например, азотная кислота, окись углерода, серная кислота, фосген, диоксин, хлор, хлористый водород, хлорпикрин и др.

К трудно горючим относятся вещества, способные возгораться от источника огня, но не способные самостоятельно гореть после его удаления. Например, сжиженный аммиак, цианистый водород и др.

К горючим относятся вещества, способные самовозгораться, возгораться от источника огня и продолжать самостоятельно гореть после его удаления.

Например, газообразный аммиак, гидразин, окислы азота, сероуглерод и др.

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 11; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 11.

Урок 12
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах

Учебные вопросы

1. Причины химических аварий и их возможные последствия.
2. Понятие об очаге химического поражения.
3. Зоны химического заражения и их характеристики по степени опасности.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать основные причины и возможные последствия химических аварий, иметь представление об очаге химического поражения и зонах химического заражения, стойкости АХОВ в населенных пунктах и на открытой местности.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Очаг химического поражения, зона химического заражения.

Примерное содержание урока

Причинами аварий на химически опасных объектах чаще всего бывают ошибочные действия персонала, отказ техники, износ технологического оборудования, несовершенство технологий производства, неэффективная противоаварийная защита.

Последствиями аварий на химически опасных объектах могут быть заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами и массовое поражение людей, животных и растений.

Очаг химического поражения включает в себя участок местности, на котором разлился опасный продукт, а также зона химического заражения с подветренной стороны от места разлива.

Очаг химического поражения — территория, в пределах которой в результате воздействия АХОВ или химического оружия произошло поражение людей и животных, загрязнение местности, техники и других объектов.

Преподаватель спрашивает обучающихся: «От чего зависят размеры очага химического поражения?», оценивает и обобщает их ответ.

Зона химического заражения — территория или акватория, в пределах которой распространены АХОВ в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений в течение какого-то времени.

При выбросе токсических веществ на территорию вокруг химически опасных объектов в зависимости от концентрации АХОВ возможности контакта с жидкой фазой и воздействия открытого пламени пожара условно можно подразделить на три зоны химического заражения.

Первая зона наиболее опасна из-за высокой концентрации АХОВ, возможности контакта с жидкой фазой и воздействия открытого пламени пожаров.

В этой зоне образуется первичное облако опасного химического вещества, эта зона может распространяться на 250 м от источника заражения.

Вторая зона находится на расстоянии от 250 до 1000 м от источника заражения. В этой зоне образуется вторичное облако в результате испарения разлившегося вещества. Концентрация AXOB в зоне на 2—3 порядка меньше максимально возможной.

Третья зона удалена на расстояние 1000 м и более от источника заражения. Концентрация АХОВ в ней на 4—5 порядков ниже максимально возможной.

В результате взрыва, пожара, повреждения транспортной емкости токсичные продукты могут выделяться в атмосферу в виде газа, пара или аэрозолей, образуя облако зараженного воздуха, которое может распространиться на большие расстояния. Глубина зоны распространения зараженного воздуха зависит от концентрации АХОВ и скорости ветра. Например, при скорости ветра 1 м/с облако за 1 час может удалиться от места аварии на 3,5 км, при скорости 2 м/с — на 7 км, а при скорости 3 м/с — на 10 — 11 км. Значительное увеличение скорости ветра (до 6—7 м/с и более) способствует быстрому рассеиванию облака. Повышение температуры почвы и воздуха ускоряет испарение опасного химического вещества, увеличивает его концентрацию над зараженной территорией.

Форма зоны заражения АХОВ зависит от скорости ветра. Обучающиеся отвечают на вопрос: «Почему в населенных пунктах стойкость АХОВ обычно больше, чем на открытой местности?» Преподаватель оценивает и конкретизирует их ответы.

Время действия опасных концентраций зависит от типа и количества выброшенного (вылитого) АХОВ, а также метеоусловий в районе аварии (скорости ветра и температуры окружающей среды) и может колебаться от нескольких часов до нескольких суток. Так, например, при выбросе 50 т АХОВ и температуре окружающей среды +20 °С время действия хлора составляет 1,8 суток; аммиака — 3,2 суток; фосгена — 1,7 суток.

Преподавателю на заметку

Реальную угрозу для жизни и здоровья человека представляют около 500 химических веществ. Чаще всего люди страдают от следующих АХОВ: аммиак, хлор, фосген, хлорпикрин, бензол, сероуглерод, азотная, серная, соляная и синильная кислоты, серный ангидрид и некоторые другие.

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 12; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 12.

Урок 13
Защита населения от аварийно химически опасных веществ

Учебные вопросы

1. Основные способы защиты населения от АХОВ.
2. Оповещение об авариях на химически опасных объектах.
3. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания.
4. Укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны.
5. Порядок герметизации помещений для уменьшения поражающего действия АХОВ.
6. Эвакуация населения из зон химического заражения.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, гражданские противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки, макеты защитных сооружений, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ, показ средств индивидуальной защиты и макетов убежищ, изготовление ватно-марлевой повязки, опрос.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать основные способы защиты населения от АХОВ, уметь изготавливать ватно-марлевые повязки и проводить герметизацию помещения.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Оповещение населения, средства индивидуальной защиты, противогаз, респиратор, защитное сооружение гражданской обороны, герметизация помещения, эвакуация населения.

Примерное содержание урока

Преподаватель начинает урок с доведения до учащихся заблаговременных мер по защите населения от АХОВ:

• создание системы оповещения;
• накопление средств индивидуальной защиты;
• подготовка укрытий;
• определение районов эвакуации;
• подготовка органов управления и сил для ликвидации аварий;
• обучение населения действиям в условиях химического заражения.

Для своевременного принятия мер по защите населения существуют системы оповещения на химически опасных объектах, а вокруг них локальные системы оповещения, которые обеспечивают своевременное и надежное оповещение не только персонала объектов, но и население ближайших районов. Периодически проводятся тренировки работы системы оповещения, о которых граждане предупреждаются заранее.

Оповещение населения — оперативное доведение до населения заранее установленных сигналов и разъясняющих речевых сообщений об угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации.

Далее преподаватель доводит до учащихся основные способы защиты населения от АХОВ.

Рассказывает о применении средств индивидуальной защиты. Показывает и объясняет устройство противогазов ГП-5, ГП-7 и респиратора, задает вопросы по учебному материалу, изученному в предыдущих классах. Поручает учащимся изучить таблицу 8 учебника и сравнить защитное действие противогаза ГП-7 по аммиаку и хлору. Затем показывает и объясняет порядок изготовления ватно-марлевой повязки.

Средства индивидуальной защиты — средства для снижения степени поражения световым излучением, а также радиационной, химической и биологической защиты отдельного человека. К ним относятся средства защиты органов дыхания, глаз и кожного покрова.

Преподаватель на макете убежища объясняет его предназначение и оборудование.

Защитное сооружение гражданской обороны — инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

В целях уменьшения поражающего действия АХОВ на людей, находящихся в зданиях, проводится герметизация помещений в следующей последовательности:

• закрыть входные двери и окна;
• закрыть вентиляционные отверстия;
• уплотнить двери влажными материалами;
• неплотности оконных проемов заклеить изнутри.

Герметизация — один из методов усиления защитных свойств одежды и помещений, препятствующих проникновению влаги, газов, паров, холода, пыли за счет подгонки размеров стыкующихся предметов (деталей), применение резиновых и пластиковых прокладок, упаковок, контейнеров, саркофагов и других средств изоляции.

Эвакуация — один из основных и наиболее эффективных способов защиты населения в мирное время в чрезвычайных ситуациях.

Эвакуация населения — комплекс мер по организованному выводу или вывозу населения из зоны чрезвычайной ситуации, а также по жизнеобеспечению эвакуированных в районе размещения.

При защите от АХОВ важно провести эвакуацию до подхода облака зараженного воздуха.

Преподавателю на заметку

Из истории противогаза

Во время Первой мировой войны Николаем Дмитриевичем Зелинским было сделано изобретение, спасшее жизни и здоровье сотен тысяч людей и востребованное в наши дни. Это противогаз, в котором в качестве фильтра используется активированный уголь.

К 1915 г. стало ясно, что маски и повязки, пропитанные различными химическими веществами, не спасают людей от ядовитых газов. Встал вопрос о создании надежного защитного средства. В России над решением этой задачи трудились различные учреждения и специалисты.

Итогом их напряженной работы стали испытания по проверке всех российских противогазов, проведенные по указанию императора Николая II. В ходе этих испытаний добровольцев посадили в вагон, в который запустили известные на тот момент отравляющие вещества. Через несколько минут почти все участники эксперимента покинули вагон. В нем остался только один человек, на котором был противогаз Зелинского. Из вагона он вышел живым и здоровым через час, и то только после того, как организаторы испытаний решили достать его труп.

Этот противогаз с определенными усовершенствованиями успешно используется и по сей день.

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 13; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 13.

Уроки 14, 15
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ

Учебные вопросы

1. Действия по сигналу «Внимание всем!».
2. Правила безопасного поведения при движении по зараженной местности.
3. Правила безопасного поведения при аварии после выхода из зоны заражения.
4. Первоочередные действия при подозрении на поражение АХОВ.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Обучаемые должны уметь правильно действовать при оповещении об аварии с выбросом АХОВ, при выходе из зоны заражения, при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища и возможности выхода из зоны аварии, выйдя из зоны аварии, при подозрении на поражение АХОВ.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Сигнал «Внимание всем!», зона химического заражения, сообщение об аварии на химическом объекте, поражение АХОВ.

Примерное содержание урока

Население, проживающее вблизи химически опасных объектов, должно знать потенциальную опасность АХОВ, используемых на этих объектах, способы защиты от них, уметь действовать при авариях и оказывать первую помощь пораженным.

Обучающиеся вспоминают, что означает сигнал «Внимание всем!» и как действовать по этому сигналу.

«Внимание всем!» — условный сигнал оповещения, который передается завывающим звуком электрических и электронных сирен. После его передачи осуществляется масштабное информирование населения по сетям радиовещания (включая сети проводного вещания) и телевидения (включая сети кабельного телевидения).

Получив информацию об аварии, необходимо надеть средства защиты органов дыхания и кожи, закрыть окна и форточки, отключить газ, воду, электричество, взять необходимые вещи и документы, трехдневный запас продуктов и укрыться в убежище.

Если отсутствуют средства индивидуальной защиты, рядом нет убежища и нет возможности выхода из зоны заражения, надо оставаться в помещении, провести его герметизацию, включить радио, телевизор и ждать сообщения из управления ГОЧС. При движении по зараженной местности необходимо соблюдать следующие правила:

• не прислоняться к зданиям и не касаться окружающих предметов;
• не наступать на встречающиеся на пути капли жидкости или порошкообразные россыпи неизвестных веществ;
• не снимать средства индивидуальной защиты;
• при обнаружении на коже и одежде капель АХОВ удалить их;
• не принимать пищу и не пить воду;
• оказывать помощь пострадавшим.

После выхода из зоны заражения необходимо снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, тщательно промыть глаза и прополоскать рот.

При подозрении на поражение АХОВ необходимо исключить любые физические нагрузки, принять обильное теплое питье и обратиться к врачу.

Для закрепления изученного материала обучающиеся выполняют задания 13, 14, 15.

Преподавателю на заметку

В феврале 1978 г. в США в результате железнодорожной катастрофы, произошедшей ночью в штате Флорида, была повреждена цистерна с жидким хлором, находившаяся в составе поезда. Клубы ядовитого газа быстро распространились на ближайшие районы. От мгновенной интоксикации погибло 8 человек, а 70 человек были доставлены в больницу, причем многие из них в безнадежном состоянии. Последствия катастрофы могли быть несопоставимо более тяжелыми, если бы не была организована оперативная эвакуация людей. Из близлежащих населенных пунктов эвакуировали 2500 жителей, а в район бедствия срочно перебросили воинские подразделения, специально предназначенные для действий в зараженных районах и спасения людей. В случае подобной аварии в летнее время, несмотря на оперативные действия по эвакуации, от быстрого испарения большой массы хлора могло пострадать значительно больше населения.

Домашнее задание

Учебник: глава 3, § 14; рабочая тетрадь к учебнику: глава 3, § 14.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука «Основы безопасности и защиты Родины. 8 класс» / С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 137, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЗР (ОБЖ) (5-9 классы)






Наверх