Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 8 класса


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Гидродинамические аварии


Урок 21
Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия

Учебные вопросы

1. Понятие   о гидродинамической  аварии,  виды таких аварий.
2. Зоны  катастрофического затопления  и их характеристика.
3. Гидродинамически опасные объекты и их классификация.
4. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий и их последствия.  

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Обучаемые должны  иметь представление о гидродинамически  опасных  объектах и гидродинамических авариях, их классификации, знать их причины, поражающие факторы и последствия.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Гидродинамическая   авария,  водозабор, затопление,  зона катастрофического затопления,  гидродинамически опасный объект, поражающие  факторы гидродинамической аварии.  

Примерное содержание урока

В нашей стране существует  более 30 тыс. водохранилищ и несколько  сотен накопителей   промышленных   стоков и  отходов. Имеется  60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд м3. Гидротехнические сооружения  эксплуатируются  на 200 водохранилищах и 56 накопителях отходов. Эти  сооружения  являются потенциально опасными  объектами.

Гидродинамически опасными объектами называют  сооружения   или  естественные образования, создающие  разницу уровней воды до (верхний бьеф) и после (нижний   бьеф) них. Преподаватель приводит примеры   гидротехнических сооружений  напорного фронта (плотины, запруды, дамбы, гидроузлы) и их классификацию  (постоянные, временные, основные и второстепенные).

При разрушении   гидротехнического сооружения может  произойти гидродинамическая авария и образоваться четыре зоны катастрофического затопления, которые характеризуются скоростью потока воды, протяженностью зоны и временем прохождения волны.

Зоны Скорость потока воды, км/ч Протяженность, км Время прохождения, ч
Первая 30 6—12 0,5
Вторая 15—20 15—25 1
Третья 10—15 30—50 2—3
Четвертая 6—10 35—70

Преподаватель поручает школьникам проанализировать таблицы  14 и 15 учебника и заслушивает их сообщения  об основных причинах  аварий на гидротехнических  сооружениях.   Он  говорит о том, что из 300 аварий плотин, сопровождающихся их прорывом,    за последние 175 лет  в  35% случаев причиной   был   перелив  воды  через гребень плотины.

Одним  из главных поражающих факторов гидродинамической аварии является волна  прорыва. Степень разрушения волной прорыва зданий и сооружений  зависит от их  прочности,  а также  от высоты и скорости движения волны.

Гидродинамические аварии в зоне затопления нередко сопровождаются  вторичными  поражающими факторами: оползнями и обвалами в результате размыва грунта, инфекционными   заболеваниями  по причине загрязнения питьевой воды и резкого ухудшения   санитарно-эпидемиологического состояния в населенных   пунктах  вблизи  зоны затопления и в районах временного размещения  пострадавших, особенно в летнее время.

Жертвы   среди населения, находящегося  в зоне действия  волны   прорыва,   могут  достигать ночью 90%, днем — 60%.

Особую опасность представляют  разрушения плотин и дамб крупных  водохранилищ,  которые могут приводить к катастрофическим затоплениям больших территорий.

В  конце урока обучающиеся выполняют  задания 24, 25.  

Преподавателю на заметку

Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего — одна из крупнейших   электростанций России.  Она расположена  на реке Енисей  рядом  с городом Саяногорском.  Плотина   станции  высотой  245  м  — самая высокая в России и одна из самых  высоких  в мире.

Строительство Саяно-Шушенской ГЭС, начатое в 1963 г., было официально завершено только в 2000 г.

На  этой электростанции 17 августа 2009 г. произошла крупнейшая в истории  отечественной гидроэнергетики авария,  ставшая  причиной   гибели 75 человек. Оборудованию  и помещениям   станции был  нанесен серьезный ущерб.  Работа электростанции  по  производству электроэнергии была  приостановлена,   а  ее  восстановление   было   завершено в 2014 г.  

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 19; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 19.  

Уроки 22, 23
Защита от гидродинамических аварий

 

Учебные вопросы

1. Заблаговременные меры  по  предотвращению или уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах.
2. Основные меры по защите населения при гидродинамических авариях.
3. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных  объектах при  внезапном затоплении.
4. Правила безопасного поведения при перемещении по местности, подвергшейся затоплению, и после схода воды.  

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.  

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать основные  меры,   принимаемые по защите населения от гидродинамических аварий, уметь правильно действовать при внезапном затоплении, пребывании  на затопленной местности и после схода воды.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Комплекс  организационных,  инженерно-технических и специальных мер для защиты населения при  катастрофических затоплениях, внезапное  затопление, вынужденная самоэвакуация.

Примерное содержание урока

Заблаговременными мерами по защите от гидродинамических аварий являются: правильный выбор мест для размещения  плотин,  ограничение строительства жилья  и объектов экономики   в местах возможного   воздействия волны  прорыва,  укрепление береговой линии  для предотвращения  оползней, обвалование населенных пунктов и др.

В случае опасности прорыва плотин принимаются меры   по сбросу воды из водохранилищ  в период весеннего паводка, регулирование стока и своевременный спуск воды, укрепление стенок плотин.

Наиболее важные меры по защите населения

Все жители территорий, прилегающих к гидродинамическим сооружениям, должны  знать о возможности аварии и быть готовы к действиям при угрозе и во время затопления. Об этом население оповещают через сеть радиои телевизионного вещания.

При угрозе затопления  люди  могут быть эвакуированы из опасных мест. При эвакуации необходимо взять с собой документы,   ценности, вещи  первой необходимости, запасы питьевой воды и продукты питания на 2—3 суток.

Алгоритм  действия при  внезапном затоплении обучающиеся изучают по схеме 20 учебника вместе с преподавателем. Преподаватель обращает внимание на то, что самоэвакуацию  можно  проводить только в случае реальной угрозы для жизни.

После спада воды люди  возвращаются  в свои дома. При  этом надо помнить о мерах предосторожности.    Особенно   следует остерегаться порванных  или провисших  электрических проводов, которые  могут оказаться под напряжением. Побывавшие   в воде продукты категорически запрещается использовать  в  пищу.   Питьевая вода перед употреблением должна  быть проверена, а колодцы  с питьевой водой должны   быть осушены  путем выкачивания. Помещения   необходимо проветрить, открыв входные двери и окна. В  качестве источника света следует использовать электрические фонари, так как  возможна   утечка газа из поврежденных газовых магистралей.

Соблюдение перечисленных правил безопасного поведения позволяет сохранить жизнь   и  здоровье людей, проживающих  в районах, подверженных  затоплению,  и  существенно снизить материальный ущерб.

Преподавателю на заметку

В июле—августе 2013 г. на Дальнем Востоке произошло   беспрецедентное по  своим  масштабам   наводнение,   самое   сильное   за  последние   115  лет.

В зоне подтопления  оказалось примерно  400 населенных   пунктов  (более  13 тыс.  жилых   домов), свыше 600 тыс.  га сельскохозяйственных  угодий, а  также   участки   дорог  с  их   инфраструктурой.

Пострадало около 180 тыс. человек.

Для защиты от этого наводнения   было  возведено  более 140 км  дамб,  которые  помогли  отстоять от разгула стихии  120 населенных пунктов, было эвакуировано  примерно   32 тыс.   человек.  Более 42 тыс.  человек и около 7,5 тыс. единиц специальной техники было привлечено для выполнения  аварийно-спасательных работ. Пострадавшим от наводнения гражданам  была  оказана единовременная материальная помощь на сумму 1 млрд 796 млн р.  

Домашнее задание

Учебник: глава 5, § 20; рабочая тетрадь к учебнику: глава 5, § 20.    

Чрезвычайные ситуации на транспорте


Урок 24
Автомобильные аварии и катастрофы

Учебные вопросы

1. Понятие  об автомобильной аварии и  автомобильной катастрофе.
2. Основные причины  автомобильных аварий и катастроф.
3. Автомобиль  как источник повышенной   опасности.  

Средства обучения

Учебник, Правила дорожного движения,  рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.  

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь  представление об автомобильных  авариях и катастрофах, знать их основные причины,  понимать, что безопасность на дорогах во многом  зависит не только от состояния дорог и организации движения,   но и от ответственности и культуры всех участников дорожного движения.

Опорная схема урока

 

Основные термины и понятия

Участник дорожного движения,  автомобильная авария, автомобильная катастрофа.  

Примерное содержание урока

Понятие об автомобильной аварии и автомобильной катастрофе. Основные различия между ними.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова определяет  аварию  как  повреждение какого-либо механизма, машины, устройства во время  работы, движения.

Автомобильная авария — неблагоприятное происшествие на пассажирских или грузовых автомобилях, вызванное неполадками,  отказами, повреждениями или разрушениями их элементов и создающее  угрозу водителям,  пассажирам,   населению  и окружающей среде.

Катастрофа — событие, которое привело к трагическим последствиям. Автомобильную   катастрофу от автомобильной  аварии отличает тяжесть последствий: большие  человеческие жертвы,   ущерб  здоровью людей и окружающей среде, разрушение  транспортных средств и других объектов.

Наиболее распространенные причины   автомобильных  аварий и катастроф. Главная из них  — нарушение установленных правил участниками дорожного движения.

Правила дорожного движения дают определение: участник дорожного движения — это лицо,  принимающее непосредственное  участие  в процессе движения   в качестве водителя,  пешехода,   пассажира транспортного средства.

Автомобиль  — главный источник  повышенной опасности автомобильного транспорта.

С каждым годом  растет количество  автомобилей на дорогах,  возрастает скорость их движения. Мгновенно остановить автомобиль  невозможно,  поэтому водителю  надо вырабатывать  умение  заранее оценивать обстановку на дороге. Пешеходу необходимо уметь сравнивать свою скорость движения со скоростью движения автомобиля, чтобы при  переходе улицы не оказаться в непосредственной близости от него. Скорость пешехода в среднем 5 км/ч, или 1,4 м/с. Разрешенная  скорость автомобилей в городах и  населенных  пунктах — 60 км/ч, или 17 м/с.  За одно и то же время автомобиль проходит расстояние в 12 раз большее,  чем пешеход.  Например, за время, которое пешеход   затратит на переход одной полосы движения транспорта шириной 3,5 м, автомобиль  приблизится  к   нему   на  расстояние 40—50 м.

Длина тормозного пути автомобиля во многом зависит от скорости движения.   Так,  при  скорости 100 км/ч она примерно в 6 раз больше,   чем при скорости 40 км/ч.

Длина тормозного пути зависит и от состояния дорожного покрытия. На сырой, заснеженной, обледенелой дороге она может быть в 3 раза больше, чем на сухой.

На  величину  тормозного пути влияет также  состояние шин автомобиля. На 30—40% увеличивают тормозной путь изношенные покрышки.  

Преподавателю на заметку

Аварийность  на  дорогах России  одна из самых высоких  в мире.  На  улицах  городов и населенных пунктов  происходит  более 70% аварий и примерно 30% — на загородных дорогах. Пешеходы составляют около 30% погибших и раненых от общего количества пострадавших, 36% составляют пассажиры и 34% — водители.  

Домашнее задание

Учебник: глава 6, § 21; рабочая тетрадь к учебнику: глава 6, § 21.  

Урок 25
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов

Учебные вопросы

1. Назначение  велосипеда и мопеда,  их краткая характеристика.  Возраст, с  которого   разрешается выезжать на дороги на велосипеде и мопеде.
2. Требования Правил дорожного движения к передвижению на велосипедах и мопедах.
3. Подача  водителем велосипеда (мопеда)  сигналов поворота,  разворота и торможения. Средства велозащиты.  

Средства обучения

Учебник, Правила дорожного движения,  рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать, на каких дорогах разрешено движение на велосипедах и мопедах, уметь подавать установленные  сигналы  перед торможением, выполнением поворотов и разворота.  

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Велосипед,  мопед,  велосипедная дорожка,  полоса для  велосипедистов,  велопешеходная   дорожка, автомагистраль,  дорога для  автомобилей,   дорожные  знаки «Опасность»,  «Движение   запрещено», «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено».

Примерное содержание урока

Понятие о велосипеде и мопеде.

Велосипед  получил   свое название  от двух латинских слов: velox — «быстрый»  и pedes — «ноги».

В результате получилось   слово  «велосипед», или буквально — «быстрые ноги».

Велосипед  — двухколесная или  трехколесная машина для езды, приводимая в движение педалями (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова).

Велосипед — транспортное  средство, кроме  инвалидных   колясок,  которое имеет по крайней  мере два колеса и приводится в движение,   как правило, мускульной  энергией лиц,  находящихся   на  этом транспортном    средстве,  с  помощью   педалей или рукояток, он может  также иметь электродвигатель максимальной  мощностью   не более 0,25 кВт,  автоматически отключающийся    на  скорости более 25 км/ч. (Правила дорожного движения.)

Мопед  — двух или  трехколесное механическое транспортное  средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее  двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом,  не превышающим 50 см3, или  более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

На велосипедах можно передвигаться с 14 лет:

• по велосипедным дорожкам,  полосам для велосипедистов, велопешеходным   дорожкам,   отмеченным дорожными знаками и разметкой;
• по правому краю проезжей части, если нет велодорожек;
• по обочине дороги, если нет велодорожек и нельзя ехать по проезжей части справа;
• по тротуарам,  если нет велодорожек  и  невозможно ехать по дороге справа или по обочине.

Дети от 7 до 14 лет могут кататься на велосипедах только по тротуарам, пешеходным,  велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также  в пределах пешеходных    зон.  Самым    маленьким   (в  возрасте до 7 лет) выезжать  на велосипедные дорожки  не положено.   Они  могут ездить только по тротуарам,  пешеходным  дорожкам на стороне для движения   пешеходов, а также в пределах движения  пешеходных зон. На мопедах можно выезжать на дороги с 16 лет при наличии водительских прав категории «М».

Велосипедная  дорожка  — конструктивно  отделенный   от проезжей   части и тротуара элемент  дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения   велосипедистов и  обозначенный  дорожным знаком «Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов».

Полоса для  велосипедистов — полоса проезжей части, предназначенная для движения  велосипедистов и на мопедах,  отделенная от остальной проезжей  части горизонтальной разметкой и обозначенная дорожным   знаком «Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов» в сочетании с табличкой «Полоса движения», расположенными над полосой.

Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная  дорожка — конструктивно  отделенный   от проезжей  части элемент дороги (либо отдельная дорога),  предназначенный   для  раздельного или  совместного с пешеходами   движения   велосипедистов и обозначенный дорожными знаками.

Запрещается  выезжать  на дороги при  неисправных тормозах и рулевом управлении, а в темное время  суток и в условиях  недостаточной видимости  — при неисправных или отсутствующих фонарях и задних габаритных огнях.

Нельзя двигаться по автомагистралям и дорогам, предназначенным для движения  только автомобилей, автобусов и мотоциклов. Велосипедисты и водители мопедов  могут  двигаться только  по  крайней правой  полосе проезжей   части дороги  в один ряд и как можно правее.

Автомагистраль — дорога, обозначенная дорожным знаком «Автомагистраль» и имеющая для каждого направления  движения   проезжие  части, отделенные    друг   от   друга   разделительной   полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений  в одном  уровне  с другими   дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Также запрещено движение на велосипедах и мопедах в тех местах, где установлены дорожные знаки «Опасность», «Движение  запрещено», «Въезд  запрещен», «Движение на велосипедах запрещено».

Целесообразно показать изображение  дорожных знаков «Автомагистраль», «Дорога для автомобилей», «Опасность», «Движение  запрещено», «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено».

Выполнение поворотов и разворота. Перед  совершением   поворота или  разворота велосипедист должен  заблаговременно подать предупредительный сигнал.  Сигналу  левого поворота и разворота соответствует вытянутая  в сторону левая рука или  правая  рука,  тоже  вытянутая  в  сторону и  согнутая в локте под прямым углом. Сигнал правого поворота означает вытянутая в сторону правая рука или левая рука,  вытянутая  в сторону и согнутая в локте под прямым углом.

Перед торможением  велосипедист подает предупредительный  сигнал, поднимая  вверх левую или правую руку.

Водителям  велосипедов и мопедов запрещено:

• перевозить пассажиров  (кроме  ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном  сиденье, оборудованном подножками);
• ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
• перевозить груз, мешающий управлению и выступающий более чем на 50 см по длине или ширине за габариты;
• буксировать велосипеды  и мопеды,   а также  велосипедами и мопедами;
• двигаться  по дороге,  если есть велосипедная дорожка.

Водители мопедов при движении  должны  быть в застегнутом мотошлеме.

Основные средства велозащиты.

Преподавателю на заметку

Утверждают, что еще около 500 лет тому назад великий  художник   и механик  Леонардо да Винчи  нарисовал эскиз почти современного велосипеда с двумя  одинаковыми  по размерам колесами, педалями и рулем.

Есть предположение,  что первым  изобретателем  велосипеда был  русский крепостной мастер Ефим   Артамонов.  Он  сделал железный   самокат и в 1801 г. приехал  на нем  с Урала в Москву на коронацию Александра I.  У  самоката было  два колеса, руль,  педаль.  За эту диковинку Артамонов получил  от царя  в награду вольную  для себя и своей семьи.

Л. Н. Толстой  ездил на  велосипеде и  был  почетным  президентом Русского клуба велосипедистов.

Домашнее задание

Учебник: глава 6, § 22; рабочая тетрадь к учебнику: глава 6, § 22.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» / С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 137, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх