Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 8 класса


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35


ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ  ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ


Урок 31
Первая помощь при массовых поражениях

Учебные вопросы

1. Опасные факторы, приводящие к поражениям людей при чрезвычайных ситуациях.
2. Основная цель и главная задача первой помощи при массовых поражениях.
3. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях в чрезвычайных ситуациях.  

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета, средства оказания первой помощи.  

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании  с обсуждением   и  опросом.
Практическая отработка вопросов оказания  первой помощи.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать опасные факторы чрезвычайных  ситуаций, приводящие  к массовым поражениям,  цель, главную задачу, оптимальные сроки и  мероприятия первой помощи;   уметь оказывать пострадавшим основные виды первой помощи.  

Опорная схема урока

 

Основные термины и понятия

Опасные  факторы,  воздействующие на людей  в чрезвычайных  ситуациях;  первая помощь:   главная задача, цель, сроки, мероприятия.  

Примерное содержание урока

Воздействующие  на людей в чрезвычайных ситуациях опасные факторы могут приводить к массовым поражениям. Преподаватель называет главные из этих факторов (механические, химические,  радиационные,  термические, биологические) и предлагает обучающимся рассказать о случаях  воздействия этих факторов. Выслушав  сообщения, преподаватель разъясняет, что указанные  факторы могут воздействовать каждый в отдельности или  совокупно с другими, приводя к травмам и поражениям. Поэтому важно в короткие сроки выполнить мероприятия первой помощи,   а для  этого необходимо уметь оказывать самои взаимопомощь.

Первая помощь — простейшие срочные меры, необходимые  для спасения жизни   и здоровья пострадавших  при повреждениях,  несчастных случаях и внезапных заболеваниях; оказывают  до прибытия врача или  доставки пострадавшего  в лечебное учреждение.

Главная задача первой помощи — предупреждение и устранение осложнений,  которые возникают в результате повреждений и могут быть опасными для жизни   и здоровья людей  (кровотечения, переломы, нарушение дыхания, остановка сердца).

Основная цель первой помощи — спасение жизни пострадавших и быстрейшая  эвакуация их из зоны поражения. Оптимальный срок оказания этой помощи — 10—15 мин после поражения, а при остановке дыхания это время сокращается до 5—7 мин.

Первая помощь при массовых поражениях включает в себя:

• наложение  первичных  повязок при  ранениях и ожогах;
• временную остановку кровотечения;
• иммобилизацию при переломах;
• проведение реанимационных мероприятий;
• надевание на пострадавших противогазов в очагах химического поражения;
• дегазацию и дезактивацию;
• быстрый вынос пострадавших в безопасное место.

Затем учащиеся приступают к практической отработке приемов  оказания  первой помощи. Преподаватель может  разделить класс на четыре  группы и  каждой   группе дать задание. Например,   первая группа — наложение  первичных  повязок при ранениях,  вторая группа — наложение кровоостанавливающего   жгута,  третья группа — иммобилизация конечностей при  переломах,  четвертая группа  — правильное укладывание  пострадавшего на носилки и вынос в  безопасное  место.  Отработав  прием  на учебной точке, группы меняются местами.

Для организации практической работы необходимо  подготовить оборудование на  каждую  учебную точку, назначить  инструкторов  и  провести с ними инструкторско-методическое занятие.

Преподавателю на заметку

По существующим в большинстве  стран законоположениям оказать первую помощь  обязано любое лечебное учреждение, в том числе аптека, и каждый медицинский работник.

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 28; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 28.    

Урок 32
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами

Учебные вопросы

1. АХОВ: пути попадания в организм, виды и признаки химического отравления.
2. Общие  принципы   и правила оказания первой помощи при отравлении наиболее распространенными АХОВ.
3. Первая помощь  при ожогах химическими веществами.

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать возможные пути проникновения АХОВ в организм человека, характерные признаки  химического  отравления,  уметь  оказывать первую  помощь   при  отравлении наиболее распространенными АХОВ и при химических ожогах.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Аварийно   химически   опасное вещество,  пути проникновения   химических    веществ  в  организм человека, принцип   оказания первой помощи  при отравлении АХОВ, химический ожог.

Примерное содержание урока

Поражение людей зависит от степени ядовитости и количества попавшего  в организм АХОВ, продолжительности его воздействия  и агрегатного состояния,  а также  от состояния организма  человека. Химические  вещества проникают  в организм  через органы дыхания, кожу, глаза, желудочно-кишечный тракт и поверхности ран.

Наиболее характерными  и общими признаками химического отравления являются  нарушение  сна, покраснение кожи,   рвота, тошнота,  появление неестественного специфического запаха.  

Общие принципы первой помощи при поражении опасными химическими веществами:

• прекращение поступления яда в организм;
• выведение из организма всосавшихся ядовитых веществ;
• восстановление и поддержание   жизненно   важных функций организма;
• определение, чем  вызвано  отравление, когда, каким  путем  и сколько ядовитого вещества попало в организм.

В рабочей тетради обучающиеся   записывают общие меры первой помощи при отравлении АХОВ.

При поступлении АХОВ через дыхательные пути:

• надеть на пострадавшего противогаз;
• вынести пострадавшего из зараженной зоны;
• прополоскать пострадавшему рот;
• провести санитарную обработку;
• доставить пострадавшего  в больницу.

При попадании АХОВ на кожу:

• удалить АХОВ механическим путем;
• промыть пораженный участок с мылом;
• провести санитарную обработку;
• промыть глаза водой в течение 10—15 мин.

При попадании АХОВ через рот:

• прополоскать рот водой;
• промыть желудок;
• принять  активированный   уголь (1 таблетка на 10 кг веса);
• очистить кишечник;
• доставить пострадавшего в лечебное учреждение.  

Первая помощь  при  ожогах химическими веществами Быстро   снять с пострадавшего одежду.  При ожогах  кислотами   промывание    проводить  не  менее 0 мин. При ожогах щелочами пораженную поверхность  следует промывать   несколько  часов.  После промывания водой ожогов кислотой надо обмыть пораженные  участки 2%-м раствором питьевой соды или мыльной  водой. Нейтрализацию  щелочи  надо проводить 2%-м раствором борной кислоты или раствором лимонной кислоты (столового уксуса).

Химический ожог  — повреждение тканей, вызываемое действием химических   веществ (кислотами, щелочами, солями тяжелых металлов, боевыми токсическими химическими веществами).

Преподавателю на заметку

В сентябре 2001 г. в городе Тулузе (Франция) произошла   техногенная катастрофа, названная  впоследствии крупнейшей в этой стране за многие годы.

Это был взрыв на крупном химическом комбинате.

Взорвалось 300 т нитрата аммония,   хранившегося в складском  ангаре. Во  время  взрыва  произошла утечка  значительного количества аммиака.   Местные власти сразу же через средства массовой информации   оповестили население в пятикилометровой зоне вокруг предприятия о необходимости оставаться в домах и не выходить на улицу.  Немедленно начали  осуществляться мероприятия  по оказанию первой помощи   пострадавшим,  а медицинские учреждения  были  переведены на режим   работы в экстремальных  условиях. Такая организация оказания помощи   пострадавшим  позволила избежать серьезных последствий.

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 29; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 29.  

Урок 33
Первая помощь при бытовых отравлениях

Учебные вопросы

1. Бытовые  инсектициды: признаки отравления, оказание первой помощи.
2. Уксусная  эссенция, столовый уксус, нашатырный  спирт, перекись водорода: признаки  отравления, оказание первой помощи.
3. Минеральные   удобрения:  признаки  отравления, оказание первой помощи.

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Знать   признаки      наиболее    распространенных средств бытовой  химии и минеральных удобрений, уметь оказывать первую помощь при таких отравлениях.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Бытовые инсектициды, уксусная эссенция, столовый  уксус, нашатырный спирт, перекись водорода, минеральные удобрения.

Примерное содержание урока

Бытовые инсектициды  — вещества, предназначенные для уничтожения вредных насекомых.

Для  ингаляционного отравления бытовыми   инсектицидами  характерны  тошнота,   головокружение,  расстройство зрения,  психическое  возбуждение. При  попадании их в желудок появляются рвота,  жидкий    стул,  головная и  загрудинная  боли, обильное потоотделение.

При появлении первых признаков отравления надо вызвать «скорую помощь», пострадавшего вывести на свежий  воздух, промыть  открытые  участки тела водой,  а глаза, рот и  нос — 2%-м раствором питьевой соды (столовая ложка соды на литр воды).

Для промывания желудка надо дать выпить  2—3 л. этого раствора  и вызвать  рвоту. Затем дать пострадавшему 4—5 таблеток активированного  угля и уложить без подушки, повернув голову набок. При резком  затруднении дыхания  — делать искусственное дыхание.

Уксусная эссенция при попадании внутрь вызывает ожог слизистой губ, языка,   зева, пищевода, а в тяжелых случаях — еще и желудка, при попадании в дыхательные пути вызывает их ожог.

Столовый  уксус  также  может  вызвать ожог  пищеварительного тракта, но менее выраженный,  чем уксусная эссенция.

Нашатырный спирт, попадая  внутрь, вызывает сильный ожог полости рта, глотки, пищевода.

Перекись  водорода, попав  внутрь,  тоже может вызвать ожог пищеварительного тракта.

Если  произошло   отравление любой  из перечисленных прижигающих жидкостей, надо немедленно обратиться к врачу.

При  отравлении кислотными ядами  (например, уксусной   кислоты)    до  приезда  врача  надо  дать пострадавшему   2—3  стакана   холодного   молока, а при  отравлении щелочными ядами (нашатырным  спиртом) — побольше  лимонного или  апельсинового сока. Нельзя  промывать  желудок  и вызывать  рвоту, так как  обратный  ток прижигающей жидкости из желудка по пищеводу может усугубить ожог.

Ядовитые  вещества, содержащиеся  в минеральных удобрениях, легко проникают   через ткань обычной  одежды  и могут вызвать раздражение кожи. Тяжелые отравления такими  удобрениями  происходят при случайном попадании в организм через рот. Появляются  тошнота,  головокружение, слабость, боль в животе, иногда рвота, понос.

При   первых  же  признаках  такого отравления нужно  вызвать «скорую помощь»,  а до  ее приезда очистить пострадавшему  желудок.  Дать выпить  пострадавшему 2—3 стакана раствора питьевой  соды (половина  чайной ложки   на стакан воды),  вызвать у него рвоту. Эту процедуру повторить 3—4 раза.

При  отравлении минеральными  удобрениями через дыхательные  пути у пострадавшего появляются кашель, тошнота, резь в глазах, боль в горле. Его необходимо  вывести  на  свежий   воздух,  переодеть в другую одежду, согреть и обязательно вызвать «скорую помощь».

При  раздражении  кожных   покровов надо промыть  их теплой водой с мылом,   сменить нательное белье и верхнюю одежду.

При   попадании  химикатов  в глаза появляются резь и слезотечение. Необходимо промыть глаза раствором соды (неполная чайная ложка на стакан воды);  ватным тампоном, смоченным этим раствором, обработать глаза в направлении   от наружного   угла к внутреннему.

Преподаватель просит учащихся  назвать главное правило, помогающее  избежать бытовых  отравлений. Выслушав их ответы,  преподаватель подводит итог: бытовые химикаты   нельзя  оставлять в обычной посуде, их нужно  хранить в штатной  упаковке с соответствующей  этикеткой в местах, недоступных детям.

Преподавателю на заметку

Известно,  что серьезное отравление  можно получить и при неумеренном употреблении алкоголя. Но в 2005 г. с 67-летним болгарином   из города Пловдива произошел   курьезный   случай.  Медики в его крови обнаружили 9,14 промилле  алкоголя, хотя концентрация уже в 5 промилле считается смертельной.

Сделав анализы,  медработники не поверили своим глазам и провели исследование 5 раз. По словам токсикологов, чтобы достичь такого уровня содержания алкоголя  в  крови,  мужчине  нужно  было выпить не менее 2 л. 40-градусного напитка. Интересно, что пациент попал в больницу  совсем не из-за отравления!  В  этот день его просто сбила машина.    Этот несчастный  случай  и  помог  зафиксировать  такой «рекорд».

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 30; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 30.    

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


Урок 34
Физическая культура и закаливание

Учебные вопросы

1. Физическая  культура — обязательная составляющая здорового уровня жизни.
2. Пути формирования основных физических качеств.
3. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья.
4. Использование природных факторов закаливания.

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны  знать, какое значение имеет физическая культура для формирования и развития человека, принципы  и основные методики закаливания с использованием факторов окружающей среды;  уметь оценивать и повышать   физические возможности своего организма.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Физическая   культура;  качества физической  подготовленности: скоростные, силовые, выносливость, гибкость; закаливание организма;  принципы закаливания; природные факторы закаливания: воздух, вода, солнечные лучи.

Примерное содержание урока

Регулярные   занятия  физической   культурой  и спортом — обязательное условие  здорового образа жизни. В ходе мышечной деятельности происходит развитие всех отделов центральной нервной системы и ее основного звена — головного мозга, который регулирует сложную деятельность организма.  У человека, занимающегося физкультурой и спортом, увеличиваются  умственная и  физическая  работоспособность. Еще  в глубокой древности «отец медицины» древнегреческий ученый Гиппократ утверждал, что для сохранения высокой физической и духовной работоспособности необходима  разумная  гимнастика, свежий  воздух и прогулки.  А известный римский ученый  Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал   я  здоровье своим   больным    посредством физических упражнений». Движение называют кладовой жизни.

Ограничение мышечной активности приводит к развитию различных  болезненных состояний. Надо  помнить,  что движение  — важнейший биологический стимулятор развития и совершенствования   всех физиологических   функций организма.

Физическая  культура — составная  часть общей культуры  общества,  направленная на  укрепление здоровья и развитие физических  способностей человека.

Для  развития наиболее важных физических качеств необходимо   выполнять   определенные   упражнения:

• бег на короткие дистанции развивает быстроту;
• плавание,  поднятие тяжестей,  гребля, борьба, футбол, гимнастика и велосипедный спорт — силу;
• бег, плавание,  гребля, борьба и  велосипедный спорт — выносливость;
• гимнастика,  плавание,  футбол и  аэробика — гибкость.

Значение закаливания для здоровья человека.

Закаливание организма — повышение устойчивости организма к неблагоприятным   воздействиям окружающей   среды: холоду, теплу, пониженному атмосферному давлению и другим климатическим факторам.

Закаливающие процедуры, выполняемые с соблюдением принципов закаливания (постепенность, регулярность, учет индивидуальных   особенностей организма, многофакторность), значительно снижают негативное воздействие внешней среды.

Воздушные ванны повышают устойчивость организма  к  длительному воздействию холода. Кроме того, умеренный ветер раздражает терморецепторы кожи, особенно лица и щек, и стимулирует обмен веществ. Пониженное атмосферное  давление  в горах вызывает усиленное образование эритроцитов  — переносчиков кислорода. При длительном пребывании их количество увеличивается более чем на 40—50%. Горный  воздух обогащен  аэрозолями,  озоном,  в нем практически   отсутствует пыль.   Это очищает   организм,  особенно дыхательный  аппарат. Горный  климат со свойственными  ему резкими  колебаниями температуры  воздуха отлично  подготавливает организм к борьбе с простудными заболеваниями.

Эффективность солнечного  воздействия  определяется ультрафиолетовыми, инфракрасными  и видимыми лучами.

Ультрафиолетовые лучи, проникая в кожу на глубину 0,5—1 мм,  вызывают  бактерицидный эффект (задерживают   рост бактерий),  а также  усиливают работу сальных желез. Инфракрасные лучи помогают  регулировать температурный  режим   человека. Видимые   лучи  благоприятно влияют  на самочувствие и тонус человека.

Недавно  ученые  нашли   связь между   потерей килограммов (похудением) и солнечными ваннами в определенное время суток. Как выяснилось, солнечный свет благотворно  влияет  на внутренние   биологические часы,  суточные ритмы  и энергетический баланс. Поэтому  полезно получать порцию   солнечного света с 8 часов утра до полудня,  а полуденное время с 12 до 16 часов проводить в тени.

Наиболее распространенные и доступные методы закаливания  водой: закаливание носоглотки, обливание стоп, ножные   ванны,  контрастные ножные ванны,  хождение  босиком, обтирание, обливание, душ,  купание в открытых  водоемах, моржевание, банные процедуры.

Преподавателю на заметку

Две с половиной тысячи лет назад на одной скале в Элладе были высечены такие слова: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь  быть красивым  — бегай, хочешь  быть  умным    — бегай». А спустя 500 лет Гораций написал: «Если   не бегаешь, пока здоров, будешь бегать, когда заболеешь!»

Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующие задания.

1. Пояснить слова, высеченные на скале в Элладе про бег.
2. Рассказать, что они знают о средстве закаливания «моржевание».

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 31; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 31.    

Урок 35
Семья в современном обществе

Учебные вопросы

1. Роль  и  значение  семьи  в  современном  обществе.
2. Семейный    кодекс  Российской  Федерации  о браке.
3. Права и обязанности супругов, права детей.

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Лекция-беседа в сочетании с опросом.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся  должны   получить представление о браке и семье, правах и обязанностях супругов.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Семья, брак, обязанности супругов.

Примерное содержание урока

Роль и значение семьи в современном обществе.

Толковый словарь русского языка  С. И. Ожегова дает такое определение:  семья  — это группа  живущих вместе родственников  (муж и жена,  родители с детьми).

Семья  — основанная на браке или  кровном  родстве малая  группа,  члены   которой  связаны  общностью быта, взаимной помощью   и моральной ответственностью. Семья  выполняет  в обществе ряд важных функций.

Репродуктивная функция — это воспроизводство потомства, чтобы человеческий род не прекратил свое существование,  а общество не превратилось в интернат для  престарелых.   Для   этого необходимо,   чтобы в каждой российской семье было не менее 2—3 детей.

К проблемам   современного общества,  которые сдерживают   деторождение,  можно   отнести ранние браки, дающие   примерно  половину всех разводов.

Ранние браки, за редким исключением, не дают возможности  супругам завершить образование, приобрести  профессию,  а значит, не  позволяют  занять более высокооплачиваемую работу и престижное положение   в  обществе.  Нехватка   денег, проблемы с жильем,   нежелательная  беременность и роды  — все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи  и часто приводит  к разводу. Сейчас половина молодых   семей  распадается в первый   год жизни, а 2/3 — в первые пять лет.

Еще  одна проблема — внебрачные  дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака.  Большинство  таких новорожденных  прямо  из оддома отправляются в дом малютки, так как мамы т них просто отказываются.

Помощь семье — одна из ключевых   задач общества. Так,  в Ростовской области семьи с детьми  могут рассчитывать  на 15 видов социальной поддержки.  Многодетные   семьи  могут претендовать на получение земли для  строительства дома,  действует бластная мера  соцподдержки   малообеспеченных ногодетных  семей — бесплатное  предоставление икроавтобусов. Донским   семьям  при  рождении третьего ребенка и последующих детей предоставляются ежемесячные  денежные  выплаты  по 6535 р. до тех пор,  пока  ребенку не исполнится  три года.

В 2013 г. почетный  диплом  от губернатора области «За заслуги в воспитании детей» получили 50 многодетных мам. К диплому  прилагается денежное  поощрение — 50 тыс. р., ежемесячная  доплата к пенсии 1000 р. и право на присвоение звания «Ветеран труда».  Руководство региона понимает, что ни экономика,  ни социальная сфера не будут динамично развиваться,  если не будет себя хорошо   чувствовать семья.

Значение воспитательной  функции  семьи  в последнее время снижается. Существует несколько типов семейного воспитания:

• детоцентризм — чрезмерное обожание  своего чада, особенно когда ребенок один;  довольно часто из такого дитя вырастает эгоист;
• профессионализм — перекладывание воспитания на детские сады и школы;
• прагматизм — формирование у ребенка таких качеств, как уметь жить  и во всем искать материальную выгоду.  

Хозяйственно-экономические функции семьи включают в себя широкий спектр семейных отношений:  ведение домашнего  хозяйства, бюджета,   организация потребления и досуга и т. д.

Хорошая семья — это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и  других  сферах  человеческой деятельности.

Брак — семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Семейным   кодексом РФ установлено, что законным признается только тот брак, который заключен в органах записи актов гражданского состояния. Для заключения брака необходимо взаимное добровольное  согласие мужчины и женщины,  вступающих в брак, и достижение  ими  брачного возраста. Брак не может быть заключен, если хотя бы одно лицо из заключающих брак уже состоит в другом зарегистрированном  браке. Не  допускается заключение брака между  близкими  родственниками. В  России установлен единый   минимальный    брачный   возраст — 18 лет. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания  и жительства.  Вопросы  материнства,  отцовства, воспитания,  образования детей и другие вопросы  жизни семьи решаются  супругами совместно, исходя из принципа   их  равенства. Супруги  обязаны  строить свои взаимоотношения   в семье на основе взаимоуважения, взаимопомощи, содействовать  благополучию   и  укреплению   семьи,  заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Рассмотрим  имущественные   права супругов. Закон  различает добрачное имущество,   принадлежащее мужу (жене) до вступления в брак, и имущество, приобретенное во время брака. Имущество, приобретенное во время брака, является общей  совместной собственностью супругов.

Каждый из супругов вправе иметь личное имущество, которое состоит:

• из   имущества,    принадлежащего     супругу  до вступления в брак;
• из имущества, полученного во время брака в дар или  в порядке  наследования,  и вещей  индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), кроме драгоценностей и предметов роскоши.

Родители имеют  равные  права и  несут равные обязанности в отношении  своих детей. Они  отвечают за воспитание  и развитие  своих  детей и обязаны обеспечить получение  детьми  основного общего  образования.

Физическое и духовное развитие детей. Права ребенка.

Преподавателю на заметку

Самый   долгий брак (86 лет 290 дней) зафиксирован в Соединенных   Штатах Америки. Герберт Фишер (1905—2011)  и Зелмира Фишер   (1907—2013) поженились 13 мая 1924 г. Их совместная жизнь продолжалась до смерти Герберта.

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 32; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 32.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» / С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 137, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх