Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 8 класса


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)



1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35


Чрезвычайные ситуации экологического характера


Урок 26
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

Учебные вопросы

1. Антропогенные изменения в природе и их категории. Влияние деятельности человека на окружающую среду.
2. Формы негативного  воздействия  человека  на биосферу.
3. Понятие  о чрезвычайной ситуации экологического характера. Классификация этих ситуаций.
4. Источники   загрязнения  окружающей  среды и их классификация.
5. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны  иметь  представление о негативном  влиянии  деятельности человека на окружающую среду, источниках   загрязнения  биосферы, чрезвычайных ситуациях экологического характера и их классификации, знать наиболее опасные источники  загрязнения атмосферы  и зоны острой экологической ситуации.  

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Чрезвычайные ситуации экологического характера, антропогенные изменения в природе, окружающая среда, биосфера,  загрязнение окружающей среды, токсичность.  

Примерное содержание урока

Понятие  о чрезвычайной ситуации и окружающей среде. Состояние  окружающей среды на нашей планете.

Чрезвычайные ситуации экологического характера  — критическое состояние окружающей среды, возникшее   в  результате стихийного  бедствия или техногенной аварии и повлекшее  за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери, нарушение  условий жизнедеятельности людей.

Антропогенные изменения в природе — изменения, происходящие в природе  в результате хозяйственной деятельности человека. Изменения могут быть преднамеренными  (строительство городов, водохранилищ,   предприятий,  осушение  болот, распашка целинных земель) и попутными (загрязнение окружающей   среды, изменение газового  состава атмосферы).

Воздействие человека сказывается на всех компонентах и ресурсах биосферы. Специалисты выделяют четыре главные формы воздействия:

• изменение структуры земной поверхности;
• изменение   состава биосферы   и  баланса входящих в нее веществ;
• изменение  теплового баланса регионов и планеты;
• изменения,  вносимые   в биологическое разнообразие Земли,   истребление некоторых   организмов, создание новых пород животных и растений.

Биосфера  — область обитания  живых организмов, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу, поверхность суши  и верхние слои литосферы. Все живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и образуют целостную систему.

Используя схему в учебнике, обучающиеся изучают  чрезвычайные   ситуации  экологического характера, определяют,  какие  из них типичны для их региона.

Антропогенные факторы, которые оказывают нежелательное  воздействие на человека и на окружающую среду, называют  загрязняющими. Классификация     источников     загрязнения     окружающей среды.

Понятие «токсичность». Основные  категории доз и концентраций в токсикологии.

Токсичность — это способность  некоторых химических элементов оказывать вредное воздействие на организм.

Самый   большой  источник загрязнения окружающей  среды — промышленность,  но и природные катаклизмы  вносят ощутимый   вклад в загрязнение природы   (в частности, активность вулканов  за последнее время заметно усилилась).

По схемам учебника обучающиеся  изучают классификацию загрязнений окружающей   среды и последствия хозяйственной деятельности человека.

Одним  из важных показателей  благополучия общества является состояние здоровья населения. В России сложилась достаточно сложная экологическая обстановка: около 50 млн  городских жителей проживают в условиях,  когда уровень загрязнения воздуха значительно превышает допустимые нормы. Более 50% питьевых источников не полностью отвечают установленным требованиям.

Люди  понимают, что воздух, вода и почва Земли — единый  организм. Изменения  в одной из составляющих приводят к изменению в других средах. Процессы эти взаимосвязаны и взаимозависимы.

Преподавателю на заметку

Из обращения экологической экспедиции космонавтов к ООН

Мы, земляне, в третьем тысячелетии  освоим новые планеты, окончательно искалечив свою. Только с орбиты  можно   увидеть глобальные  разрушения Земли,  сделанные нами.  Зараженный   воздух убивает 19 детей в минуту. До полного исчезновения здоровых людей осталось несколько поколений. До полного исчезновения  здоровых  территорий  планеты осталось мгновенье.  Уничтожая   леса — источник кислорода, мы уничтожаем жизнь.

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 23; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 23.

Урок 27
Изменение состава атмосферы (воздушной среды)

Учебные вопросы

1. Понятие   об  атмосфере.  Значение  атмосферы для жизни на Земле.
2. Парниковый эффект как причина потепления климата.
3. Разрушение озонового слоя атмосферы.
4. Опасность кислотных осадков.
5. Выбросы    вредных    веществ  промышленными предприятиями, тепловыми электростанциями, транспортом, в результате лесных пожаров.

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать об основных причинах и источниках загрязнения атмосферы,  влиянии  вредных компонентов атмосферного  воздуха на здоровье человека.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Атмосфера,  озоновый слой, кислотные  осадки, выбросы вредных веществ в атмосферу.  

Примерное содержание урока

Понятие   об  атмосфере,   ее значении,   составе и функциях.

Атмосфера — важный элемент окружающей среды  для всех биологических форм жизни  на Земле.

По отношению к человеку воздух выполняет множество разнообразных функций, и прежде всего содержит необходимый для его жизни кислород.

Атмосфера Земли — газовая (воздушная)   среда вокруг нашей  планеты,  которая вращается вместе с ней.

Основные   источники  антропогенного загрязнения атмосферы — автотранспорт  (50%), выбросы промышленных   предприятий. По  оценкам ВОЗ, 70% городского населения  в мире дышит вредным для здоровья воздухом,  по крайней  мере в определенные  промежутки   времени,  а 41% заболеваний органов дыхания   возникают   из-за  загрязненного воздуха.

Хозяйственная   деятельность человека влияет  и на различные компоненты климата. Так, защитные лесные полосы способствуют задержанию снега, увеличивая влажность нижних слоев атмосферы и почвы, а также изменению скорости ветра и сокращению испарения.

Климат — многолетний режим погоды, присущей тот или иной местности в соответствии с ее географическими условиями.

Серьезную   опасность для   окружающей  среды представляет накопление  в атмосфере  углекислого газа, пыли,   соединений серы  и  азота, окиси  углерода.

Парниковый эффект обусловлен увеличением  содержания в приземном слое атмосферы так называемых   парниковых   газов. Смесь  пыли   и  этих газов действует как  полиэтиленовая  пленка  над  парником:  хорошо  пропускает солнечный  свет, идущий к поверхности Земли,   но  задерживает  рассеиваемое Землей тепло.

В качестве мер  по борьбе с изменением  климата следует отнести использование  альтернативных   источников энергии (солнечной и энергии ветра), сохранение  и  расширение   зеленого пояса  планеты, улучшение  технологий — создание принципиально новых  видов  транспорта и  уменьшение   выбросов в атмосферу за счет улучшения методов очистки.

Истощение   озонового слоя — еще  одно последствие загрязнения атмосферы.   Озоновый   слой атмосферы   и  предохраняет все живое на  Земле  от действия ультрафиолетового излучения  Солнца.  Сокращение    озонового слоя  происходит  вследствие сжигания  кислорода (особенно реактивными   двигателями)  и  выброса фреонов (веществ,  применяющихся  в холодильных  установках, кондиционерах, аэрозольных упаковках). В результате  этого усиливается проникновение   в нижние  слои атмосферы и на поверхность Земли ультрафиолетовых лучей, что влечет за собой ожоги  кожи,   повышает   заболеваемость раком кожи,  приводит к гибели микроорганизмов, мутации растений и животных.

В результате выброса  в  атмосферу   соединений серы  и  азота металлургическими   предприятиями, тепловыми электростанциями, нефтеперерабатывающими заводами и автомобильным   транспортом в воздухе образуются кислоты. Затем эти кислоты выпадают  на Землю   в виде осадков иногда на расстоянии многих сотен километров от источника загрязнения.  Кислотные  осадки заметно повышают кислотность озер, прудов,  водохранилищ. Со временем происходит  их  заболачивание, засорение, повышение илистости, вода становится непригодной  для использования человеком.  Земля  и  растения тоже страдают  от кислотных дождей. Снижается продуктивность почв, растения замедляют свой рост и развитие, падает урожайность. Страдают от кислотных дождей и люди,  вынужденные потреблять  загрязненную питьевую воду.

Кислотные осадки не только убивают живую природу, но  и  разрушают  памятники  архитектуры. Прочный  и твердый мрамор, реагируя  с раствором серной кислоты, превращается в гипс. Смена температур,  дождь   и ветер разрушают этот мягкий   материал.

Кислотными называют любые  осадки (дожди, туманы,   снег),  кислотность которых   выше    нормы.

Для  спасения природы  необходимо снизить выбросы  в  атмосферу  окислов  серы  и  азота, которые  образуют кислоты,  выпадающие   в виде осадков. Все вредные выбросы  в атмосферу должны осуществляться  только через надежные системы очистки.  

Преподавателю на заметку

Оксид   углерода  (угарный    газ)  образуется при неполном   сгорании  углеродсодержащих   веществ.

Как   правило,  это бывает  при  работе двигателей внутреннего сгорания. Максимальные выбросы этого газа происходят  при  работе двигателя  на  холостых  оборотах. Оксид  углерода представляет значительную  опасность для человека. При  дыхании он связывается  с гемоглобином   крови,   а усвоение  его гемоглобином  происходит  в 100 раз быстрее, чем кислорода. Важную   роль в обезвреживании угарного  газа  играет  растительность,   превращающая его в менее  опасный  диоксид  углерода (углекислый газ).

По  данным   Роспотребнадзора, в 2013 г. из-за загрязненного воздуха болело около  4 млн россиян, умерло 18 тыс. Главный виновник — автотранспорт.

Особенно опасны автомобили, которым  более 10 лет (их  в нашей   стране около 50%), плюс некачественное топливо (примерно  30% АЗС торгуют недоочищенным бензином).  

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 24; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 24.

Урок 28
Изменение состояния гидросферы (водной среды)

Учебные вопросы

1. Вода — важнейшая часть всего живого на Земле.  Физико-химические   качества питьевой воды. Значение пресной воды для жизнедеятельности человека.
2. Причины ухудшения качества пресных вод.
3. Сточные воды, их классификация и характеристика.

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление о значении воды для всего живого на Земле, знать требования  к питьевой воде и основные  причины   ухудшения качества пресных вод.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Вода,  агрегатные состояния воды,  физико-химические свойства воды,  органолептические свойства воды, сточные воды.

Примерное содержание урока

Вода играет важнейшую роль в биосфере. Это основная составляющая живого вещества, без которой жизнь  невозможна.  Без воды  человек может  прожить 5—6 дней, так как его тело состоит примерно на 65% из воды.  Физиологическая потребность человека в воде при  отсутствии физических   нагрузок в регионах   с умеренным климатом составляет 2,5 — 3,6 л в сутки.

Вода — жидкость без запаха, вкуса и цвета (в толстых слоях голубоватая); одно из самых распространенных   веществ  в  природе  (гидросфера  занимает около 70% поверхности Земли).

Преподаватель задает школьникам вопрос: «Какими физико-химическими свойствами должна  обладать питьевая вода?» Затем он обобщает их ответы и  подводит итог: вода должна   быть  прозрачной, бесцветной, не иметь запаха и привкуса, не содержать микроорганизмы, вызывающие   инфекционные заболевания.

Органолептические свойства — свойства объектов внешней  среды (воды,  воздуха, пищи и др.), которые выявляются  и оцениваются с помощью органов чувств (например, вкус, запах, цвет и др.).

В части обеспечения людей  чистой питьевой водой сложилась  трагическая ситуация — более половины  населения потребляет непригодную   для этой цели воду. По данным ООН,  ежегодно около 25 млн. человек в мире умирают   от болезней, связанных  с потреблением загрязненной воды.

Пресная вода, доступная для использования, находится в реках, озерах, водохранилищах и подземных  водах. Ее доля от всей гидросферы  составляет всего  0,3%.  Ресурсы  пресной воды  распределены крайне неравномерно, часто обилие этой воды не совпадает с районами повышенной хозяйственной деятельности. Отсюда  в некоторых  регионах возникает проблема  недостатка пресной  воды.  От  недостатка воды страдает около  1,5 млрд жителей Земли,  а к 2050 г. их число, по прогнозам, может  вырасти до 3,5 млрд. Уже сейчас некоторые страны, в том числе Бразилия, Турция,  Япония,  Италия,  вынуждены импортировать воду для нужд  своего сельского хозяйства.

Преподаватель  называет причины   истощения водных ресурсов: рост потребления воды, потери воды  при транспортировке и использовании,  ухудшение качества воды и ее загрязнение.

На  качество пресной воды,  ее состав и  свойства негативно влияют  сточные воды. Это воды, которые использовались на  хозяйственные,   технические  и другие нужды, они загрязнены различными примесями,  изменившими   их  первоначальный химический  состав и  физические   свойства,  а также   воды, стекающие с территорий населенных пунктов и промышленных предприятий после выпадения осадков.

Сточные  воды  — воды,  отводимые  после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

Сточные  воды  подразделяются на бытовые,  атмосферные и производственные.

Бытовые   сточные воды  вносят серьезный вклад в общее загрязнение воды. В России не имеют централизованных  канализационных   систем, отводящих сточные воды, 5% городов, 39% поселков городского типа и 96% сельских населенных пунктов. В итоге 40% всех стоков сбрасывается  в водоемы без всякой очистки.

Главный   загрязнитель пресных  вод — промышленные сточные воды, отходы и сбросы. Самые  неблагополучные в этом отношении  предприятия  химии,  нефтехимии,   нефтепереработки, целлюлозно-бумажной отрасли. Сточные воды этих предприятий нередко содержат синтетические моющие средства, которые попадают в реки и моря. Это вредно влияет на водных  обитателей, уменьшает  количество кислорода в воде, приводит к образованию так называемых мертвых зон.

Уровень загрязнения воды  постоянно увеличивается. Исследования  НИИ экологии  человека и гигиены окружающей   среды им.  А.  Н.  Сысина в 2011—2012 гг. показали,  что каждая  шестая проба водопроводной воды в России не соответствовала санитарно-гигиеническим нормам  по химическим  показателям, а каждая двадцатая — по микробиологическим. В связи с этим эксперты прогнозируют рост потребления бутилированной воды.  

Преподавателю на заметку

Несколько   способов сделать воду пригодной  для питья:

• отстаивать питьевую  воду в течение суток для удаления хлора, фтора и аммиака;
• кипятить  воду в течение часа, прежде   чем  ее употреблять (при  кипячении   часть вредных  солей выпадает в осадок, а часть расщепляется);
•  использовать для  очистки  воды  простейшие угольные фильтры.  

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 25; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 25.    

Урок 29
Изменение состояния суши (почвы)

Учебные вопросы

1. Значение, состав и функции почвы.
2. Основные причины  сокращения сельскохозяйственных угодий. Деградация почвы и ее причины. Эрозия  почвенного покрова  и  опустынивание  земель.
3. Опасное влияние  загрязненной почвы  на здоровье человека.
4. Промышленные  и бытовые  отходы,  загрязняющие почву.  

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление об основных функциях почвы, знать основные  причины сохранения сельскохозяйственных угодий и загрязнения почвы.  

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Почва,   гумус,  деградация,  эрозия, рекультивация земель.  

Примерное содержание урока

Почва  — верхний слой литосферы, образованный из минеральных   соединений под влиянием  растений,  животных,   микроорганизмов и климата. Поверхностный слой почвы  содержит много остатков растений и животных,   разложение которых  ведет к образованию гумуса.

Гумус — органическая часть почвы, образующаяся в результате биохимических превращений растительных и животных  остатков и содержащая основные элементы питания растений. Количество гумуса определяет плодородие почвы.

На одного человека в среднем в России приходится 0,88 га пашни (в Канаде — 2,05 га). За последние десятилетия площадь   пашни   на  одного жителя уменьшилась на 18%.

Деградация и эрозия почвы.

Деградация — постепенное ухудшение, уменьшение или утрата положительных качеств.

Деградации   почвы   во многом   способствует нерациональное    использование   земельных  ресурсов: строительство на  плодородных   землях различных объектов,  неправильное   использование  удобрений и средств борьбы с сорняками.

Эрозия почвы — процесс разрушения почвенного покрова и сноса части почвы  потоками  воды  и ветром (водная и ветровая эрозия).

Преподаватель спрашивает  у  учащихся   о  причинах  деградации и эрозии сельскохозяйственных угодий,  а затем подводит итоги этой работы,  называя основные причины:

• вырубка лесов, ведущая к эрозии почвы, размыванию оврагов, выдуванию плодородного слоя;
•  искусственные водохранилища,   поглотившие ольшие  площади   пахотных  земель и в ряде мест вызвавшие заболачивание;
• кислотные дожди, ведущие к деградации почв;
• несовершенство технологий земледелия.

Применяемые технологии  пахоты  иногда ведут к эрозии плодородного  слоя, а орошение   полей может сопровождаться засолением почв. Поэтому  важное значение  для   восстановления  сельскохозяйственных земель имеет рекультивация.

Рекультивация земель — работы по воспроизводству и улучшению плодородия земель.

Разрушение почвы, загрязнение   ее химическими и органическими веществами наносят вред здоровью людей, так как  нарушение   биологического состава почвы приводит к изменению содержания в ней важных  для здоровья людей микроэлементов. Это приводит к изменению содержания этих элементов в воде, растениях и в организме человека.

Промышленные и бытовые отходы бывают твердые и жидкие. Большую часть отходов (97%) вывозят на свалки.

Преподаватель предлагает учащимся   подумать над проблемными вопросами:

1. Как сократить количество свалок?
2. Как лучше собирать бытовые отходы?
3. Как  заинтересовать людей бережнее относиться к почве?

Преподавателю на заметку

Непоправимый вред почве наносят  попадающие в нее при  авариях  нефтепродукты.  Так,  при  аварии  нефтепровода  неподалеку  от  города Усинска в  Республике   Коми    на   почву  вылилось   около 100 тыс.  т нефти.  Это была  крупнейшая   авария 90-х гг. прошлого века. Причина  — изношенность нефтепровода. Сумма экономического ущерба составила 500 млн долларов США.

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 26; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 26.    

Урок 30
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу

Учебные вопросы

1. Понятие  о предельно допустимых  концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве.
2. Нормы качества воздуха, воды и почвы.
3. Правила безопасности при пребывании на территории  с неблагоприятными  экологическими факторами.

Средства обучения

Учебник, рабочая  тетрадь,  образовательные  ресурсы Интернета.  

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.  

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны  иметь  представление  о  предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве, нормах  качества воздуха, воды и почвы, знать правила безопасного поведения при нахождении на территории с неблагоприятными экологическими факторами; уметь пользоваться бытовыми   приборами   контроля  качества окружающей среды и продуктов питания.  

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Предельно допустимая концентрация;  нормы  качества воздуха,  воды,   почвы;   вредные  экологические факторы.  

Примерное содержание урока

Главный   норматив  качества окружающей природной среды — предельно допустимые  концентрации (ПДК)  вредных   веществ  в атмосфере,  воде и почве.

Предельно допустимая концентрация (ПДК)  — максимальное содержание загрязняющего вещества в компонентах окружающей среды, при постоянном контакте  с которым в течение длительного времени не возникает негативных  последствий в организме человека.

Основной физической характеристикой в атмосфере является их  концентрация  (масса вещества в 1 м3 воздуха) при нормальных условиях.

Нормы качества воздуха:

• максимальная разовая (ПДК мр) — основная характеристика опасности вредного вещества;  она соответствует  кратковременному  воздействию атмосферной примеси (20 мин);
• среднесуточная (ПДК сс) — количество примеси, не оказывающее  на человека прямого  или  косвенного воздействия в условиях  неопределенно  долгого круглосуточного вдыхания.

Нормы качества воды:
• ПДК водной среды — концентрация   того или иного вещества в воде, при превышении которой вода непригодна  для  установленного вида  пользования.

Преподаватель обращает внимание обучающихся на то, что безопасность воды  в эпидемическом   отношении  определяют по числу содержащихся  в ней микроорганизмов (в 1 мм3 воды их должно быть не более 100) и бактерий группы  кишечных   палочек (в 1 л воды их должно быть не более 3).

Токсикологические    показатели   характеризуют безвредность химического состава воды и включают нормативы  для веществ, встречающихся  в природных водах, добавляемых к воде в процессе обработки в виде  реагентов,  а также  появляющихся   в ней в результате загрязнения.

ПДК почвы — это концентрация химического вещества (в мг на 1 кг почвы) в пахотном слое, которая не должна  оказывать прямого  или косвенного отрицательного влияния  на соприкасающиеся   с почвой среды  и здоровье человека,  а также  на способность почвы к самоочищению.

Бытовые   приборы  контроля  качества окружающей среды и продуктов питания.

Преподаватель дает задание учащимся записать в рабочую  тетрадь правила  по уменьшению влияния на здоровье вредных   экологических  факторов с учетом особенностей конкретного региона.  

Преподавателю на заметку

В нашей стране применяется недостаточное количество стандартов, регулирующих качество питьевого водоснабжения.   Контроль  питьевой  воды  у нас осуществляется по 30 нормативам. ВОЗ рекомендует это делать по  100 показателям. В  США контроль осуществляется по 300 нормативам.  

Домашнее задание

Учебник: глава 7, § 27; рабочая тетрадь к учебнику: глава 7, § 27.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» / С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 137, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх