Методические материалы по ОБЖ




к учебнику 8 класса


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)



1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Аварии с выбросом радиоактивных веществ


Урок 16
Радиация вокруг нас

Учебные вопросы

1. Радиоактивное (ионизирующее) излучение и его воздействие на людей и животных.
2. Естественные и искусственные источники ионизирующих излучений.
3. Внешнее и внутреннее облучение человека.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление о радиоактивном излучении, естественных и искусственных источниках этого излучения, дозах облучения людей, внешнем и внутреннем облучении, путях попадания радиоактивных веществ в организм человека.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Радиоактивность, ионизирующее излучение, альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение, эквивалентная доза, бэр, зиверт, внешнее облучение, внутреннее облучение.

Примерное содержание урока

В конце 1895 г. ученый мир был взволнован появившимся в печати сообщением об открытии профессором В. Рентгеном лучей, обладающих необычными свойствами. Эти лучи свободно проходили сквозь дерево, картон и другие предметы, непрозрачные для видимого света.

Это свойство радиоактивных изотопов превращаться в стабильные элементы, которое сопровождается ионизирующим излучением, называется радиоактивностью.

Ионизирующее излучение — электронно-магнитное, или корпускулярное (состоящее из элементарных частиц), излучение, под воздействием которого в среде из нейтральных атомов и молекул образуются положительно или отрицательно заряженные частицы — ионы.

При прохождении через различные вещества это излучение приводит к их ионизации, т. е. превращению нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные и неустойчивые частицы.

Это ионизирующее излучение включает в себя альфа-, бета и гамма-излучение.

Альфа-излучение — ионизирующее излучение, состоящее из альфа-частиц (ядер гелия), испускаемых при ядерных превращениях. Альфа-частицы распространяются в воздухе не более чем на 10 см, а в биоткани — до 0,1 мм.

Бета-излучение — электронное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях, распространяется в воздухе до 15 м, а в биоткани — до 15 мм.

Гамма-излучение распространяется в воздухе на сотни метров и свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение является самым опасным для человека. На организм воздействует не вся энергия излучения, а только поглощенная.

Эквивалентная доза — поглощенная телом энергия излучения, приходящаяся на единицу массы и умноженная на коэффициент для конкретного вида излучения. Эта доза характеризует радиационную опасность и измеряется в бэрах, а в СИ — в зивертах (Зв). 1 бэр = 0,01 Зв.

Бэр — внесистемная единица эквивалентной дозы излучения. 1 бэр = 0,01 Дж/кг.

Зиверт — единица эквивалентной дозы излучения в СИ. 1 Зв = 1 Дж/кг.

К естественным источникам ионизирующего излучения относят космическое излучение и естественные радиоактивные вещества.

Говоря о роли земной коры в создании естественного радиационного фона, целесообразно подробнее остановиться на газе радоне. Радон является наиболее распространенным из всех естественных источников радиации, он невидим, не имеет вкуса и запаха, в 7,5 раза тяжелее воздуха. В организм человека этот газ чаще всего попадает с парами воды с высоким содержанием радона вместе с вдыхаемым воздухом, что чаще всего происходит в ванной комнате. В среднем содержание радона в ванной комнате в 3 раза выше, чем на кухне, и в 40 раз выше, чем в жилых комнатах.

Рудники и обогатительные фабрики тоже могут являться источником загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами, так как в процессе добычи и переработки руды образуется огромное количество радиоактивных отходов.

Человек подвергается радиоактивному облучению двумя способами. Радиоактивные вещества могут находиться вне организма и облучать его снаружи. В этом случае речь идет о внешнем облучении. Оно связано с излучением радионуклидов, содержащихся в верхних слоях почвы, в воде, в нижних слоях атмосферы. К внутреннему облучению приводит попадание радионуклидов внутрь организма с воздухом, водой и пищей. Основная масса радиоактивных элементов содержится в горных породах, составляющих земную кору. Отсюда радиоактивные элементы переходят в грунт, затем в растения и вместе с ними могут попасть в организм животных и человека.

Во время урока учащиеся изучают и анализируют содержание таблицы 9 учебника.

Преподавателю на заметку

Рентген Вильгельм Конрад (1845—1923) — немецкий физик. В 1895 г. открыл излучение, впоследствии названное рентгеновским. Лауреат Нобелевской премии 1901 г. — первой по физике.

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 15; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 15.

Урок 17
Аварии на радиационно опасных объектах

Учебные вопросы

1. Понятие о радиационно опасном объекте.
2. Виды аварий на радиационно опасных объектах.
3. Причины и фазы аварий на радиационно опасных объектах.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление о радиационно опасных объектах, классификации аварий на этих объектах, причинах и последствиях аварий на этих объектах.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Радиационно опасный объект, радиационная авария, зона радиоактивного заражения, фазы радиационной аварии.

Примерное содержание урока

Понятие о радиационно опасном объекте и его характеристика.

Радиационно опасный объект — предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют и транспортируют радиоактивные вещества, а также территории или акватории, на которых имеются радиоактивные загрязнения.

Главной опасностью аварий на радиационно опасных объектах является выброс в окружающую среду радиоактивных веществ. Радиационная авария может произойти не только на АЭС, но и на других предприятиях. К ним относятся предприятия, добывающие урановую или ториевую руду, заводы по переработке этой руды, обогатительные предприятия, заводы по изготовлению ядерного топлива, хранилища радиоактивных веществ и др. Радиационные аварии могут произойти в процессе испытаний, хранения и транспортировки ядерного оружия.

Радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями, которая привела к облучению людей и (или) радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающим установленные величины.

При авариях с выбросом радиоактивных веществ образуются районы радиоактивного заражения местности, которые для проведения защитных мероприятий подразделяются на зоны.

Зона радиоактивного заражения (загрязнения) — территория или акватория с находящимися на ней населенными пунктами и объектами, на которой техногенный радиационный фон превышает установленные уровни.

Преподаватель показывает на схеме зоны внешнего облучения (А — умеренного, Б — сильного, В — опасного, Г — чрезвычайно опасного) и внутреннего облучения (Д′ — опасного, Д — чрезвычайно опасного).

При радиационных авариях различают четыре фазы: начальную, раннюю, среднюю и позднюю.

Начальная фаза аварии — период обнаружения возможности облучения населения за пределами предприятия (очень быстротечна).

Ранняя фаза аварии — период выброса радиоактивных веществ. Продолжительность от нескольких минут или часов до нескольких суток.

Средняя фаза аварии продолжается от нескольких дней до года после аварий, когда нет дополнительного поступления радиоактивности из источника выброса.

Поздняя фаза аварии — период возвращения к условиям нормальной жизнедеятельности населения. Он может длиться от нескольких недель до нескольких десятилетий.

Преподавателю на заметку

В настоящее время в России 10 действующих АЭС, которые вырабатывают примерно 16% всего производимого электричества. В стадии строительства находится еще 5 АЭС. Кроме атомных электростанций, в стране имеется более 250 атомных судов и судов с ядерными энергетическими установками.

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 16; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 16.

Урок 18
Последствия радиационных аварий

Учебные вопросы

1. Специфические свойства радиоактивных веществ.
2. Радиоактивное загрязнение при авариях на радиационно опасных объектах.
3. Радиационное воздействие на людей и животных.
4.Возможныепоследствия облучениялюдей.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны иметь представление о специфических свойствах радиоактивных веществ, об особенностях радиоактивного загрязнения при радиационных авариях, знать виды и последствия радиационного воздействия на людей, животных и продукты питания.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Специфические свойства радиоактивных веществ, период полураспада, радиоактивное загрязнение при радиационной аварии, критический орган, однократное и многократное облучение человека, лучевая болезнь.

Примерное содержание урока

При аварии на радиационно опасных объектах происходит загрязнение окружающей среды и облучение людей.

Преподаватель рассказывает о специфических свойствах радиоактивных веществ: у них нет внешних признаков, их можно определить только с помощью приборов. Они могут поражать на значительном расстоянии от источника загрязнения. Поражающие свойства радиоактивных веществ зависят от периода их полураспада. Это время, в течение которого распадается половина всех атомов радиоактивного вещества. Период полураспада различных радиоактивных веществ колеблется в широких временных пределах.

Особенности радиоактивного загрязнения при авариях на объектах ядерной энергетики.

О видах и возможных последствиях радиоактивного воздействия на людей преподаватель рассказывает, используя рисунок на с. 98 учебника.

Орган, облучение которого может причинить наибольший ущерб здоровью человека, называют критическим. Критические органы подразделяют на три группы. Первую группу составляют половые органы и красный костный мозг. Ко второй группе относят мышцы, щитовидную железу, жировую ткань, печень, почки, селезенку, желудочно-кишечный тракт, хрусталик глаза, легкие. Третья группа — кожный покров, костная ткань, кисти рук, предплечья, голени, стопы.

Критический орган — ткань, орган или часть тела, облучение которого в данных условиях может причинить наибольший ущерб здоровью конкретного человека или его потомству.

Понятие об однократном и многократном радиационном облучении, лучевой болезни.

Лучевая болезнь — общее заболевание организма человека, возникающее от воздействия ионизирующих излучений в дозах, превышающих допустимые.

Допустимые пределы радиоактивного заражения продуктов питания и воды.

Затем преподаватель предлагает школьникам, используя таблицы 10 и 11 учебника, выполнить задание 17.

Преподавателю на заметку

Взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. — самая крупная промышленная катастрофа в истории человечества, в том числе и по последствиям для людей и живой природы. Радиоактивное облако после этого взрыва дважды обошло земной шар, оставив свой след на его значительной части. За пределами Советского Союза радиоактивные осадки выпали в Финляндии, Швеции, Норвегии, Румынии, Венгрии, Австрии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Турции, Франции, Индии, Китае, США, на островах Индийского и Тихого океанов, в Антарктиде.

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 17; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 17.

Уроки 19, 20
Защита от радиационных аварий

Учебные вопросы

1. Правила безопасного поведения при оповещении об аварии на радиационно опасном объекте.
2. Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте при отсутствии убежища и средств защиты.
3. Правила безопасного поведения при движении по зараженной местности.
4. Первоочередные действия по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.
5. Понятие о режиме радиационной защиты и его содержание.
6. Меры по защите населения при радиационной аварии.
7. Особенности проведения иодной профилактики и ее защитный эффект. Радиометрический контроль продуктов питания.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Методы и приемы обучения

Рассказ в сочетании с обсуждением и опросом.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать правила поведения при оповещении о радиационной аварии и проживании на загрязненной местности, уметь проводить иодную профилактику и использовать средства индивидуальной защиты.

Опорная схема урока

Основные термины и понятия

Эвакуация, режим радиационной защиты, средства индивидуальной защиты, иодная профилактика, радиометрический контроль.

Примерное содержание урока

Преподаватель объясняет, что оповещение населения об аварии на радиационно опасных объектах осуществляется путем передачи информации по телеи радиовещательной сети. Напоминает, что перед передачей информации подается сигнал «Внимание всем!», и приводит вариант такой информации.

Затем изучаются действия при поступлении сообщения об эвакуации, используя схему 17 учебника, а также при отсутствии убежища и средств защиты.

Далее преподаватель рассказывает о том, как правильно двигаться по зараженной местности, и правила безопасного поведения при проживании на загрязненной территории.

При авариях на АЭС вводят режим радиационной защиты — порядок действий населения и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью возможного уменьшения воздействия ионизирующего излучения на людей.

Преподаватель знакомит школьников с мерами, принимаемыми для защиты населения при радиационных авариях: фазами аварии и их продолжительностью, источниками и основными видами облучения, защитными мероприятиями.

В облаке радиоактивных продуктов содержитсямного радиоактивного иода, который поражает щитовидную железу. Метод защиты — прием внутрь табильного иода (иодная профилактика). Защитный эффект в результате такой профилактики преподаватель объясняет, используя таблицу 13 учебника.

Преподаватель объясняет ученикам важность радиометрического контроля за содержанием радионуклидов в продуктах питания и воде.

Для закрепления пройденного материала преподаватель поручает учащимся выполнить задания 18—20.

Преподавателю на заметку

Реальное проведение иодной профилактики после Чернобыльской аварии:

• начало профилактики персонала АЭС — через 2 часа после аварии;
• начало профилактики населения г. Припяти — через 4 часа после аварии;
• начало профилактики в населенных пунктах 30 км зоны — через 2 суток после аварии;
• начало профилактики в населенных пунктах 60 км зоны — через 10 суток после аварии.

Всего в апреле—мае 1986 г. было охвачено профилактикой 3 млн 400 тыс. человек, в том числе 676 тыс. детей.

Домашнее задание

Учебник: глава 4, § 18; рабочая тетрадь к учебнику: глава 4, § 18.


1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35



Источник: Методическое пособие к учебнику С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» / С. К. Миронов, В. Н. Смагин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Дрофа, 2017. — 137, [3] с.
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (5-9 классы)






Наверх