С. А. Бешенков. Технология. 5 - 8 классы. Методическое пособие
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка
Содержание предмета 5 класс (70 ч, 2 ч/нед.)
Содержание предмета 6 класс (70 ч, 2 ч/нед.)
Содержание предмета 7 класс (70 ч, 2 ч/нед.)
Содержание предмета 8 класс (35 ч, 1ч/нед.)
Примерное тематическое планирование 5 класс (70 ч, 2 ч/нед.)
Примерное тематическое планирование 6 класс (70 ч, 2 ч/нед.)
Примерное тематическое планирование 7 класс (70 ч, 2 ч/нед.)
Примерное тематическое планирование 8 класс (35 ч, 1 ч/нед.)
Пояснительная записка
Введение
Вклад технологии в достижение целей общего образования
Общеобразовательный курс технологии имеет давнюю историю и сложившиеся традиции. Они связаны, прежде всего, с решением фундаментальной задачи развития личности учащихся посредством трудовой деятельности, а также подготовки школьников к жизни в индустриальном, а позднее — в информационном обществе. В данном направлении была проделана большая теоретическая, методическая и организационная работа, которая сделала технологию одним из самых интересных и востребованных школьных предметов.
Ситуация резко изменилась в конце 1990-х годов, когда в короткие сроки была утрачена организационная структура и материально-техническое обеспечение общеобразовательного курса технологии, что самым негативным образом отразилось на качестве обучения. Последовавшее за этим изменение социальных ориентиров сделало курс технологии одним из «аутсайдеров» школьного образования.
Понимание исключительной важности технологии для общего и профессионального образования возникло в связи с потребностью в модернизации отечественного инженерного корпуса, приведением его в соответствие с новыми технологическими реалиями. Более того, технологический образ мышления становится в современном обществе общепрофессиональным и общекультурным феноменом, который необходимо поддерживать на уровне общего образования.
Все это говорит о том, что предмет «Технология», наряду с предметами «Математика» и «Информатика», становится важнейшим метапредметом в системе общего образования.
Согласно ФГОС, фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Цели изучения технологии
Цели изучения технологии:
• выявление личностных и общественных потребностей, характерных для индустриального и постиндустриального (информационного) общества, выделение личностных и общественных приоритетов;
• освоение на общеобразовательном уровне методов и средств преобразовательской деятельности человека, направленной на удовлетворение сформулированных потребностей;
• прогнозирование результатов, возможных социальных и экологических последствий преобразовательной деятельности человека.
По завершении изучения технологии у учащегося должна быть сформирована технологическая грамотность как необходимый компонент его общей культуры и пропедевтика инженерной культуры.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с примерным учебным планом примерной основной образовательной программы основного общего образования технология изучается в 5-8 классах общеобразовательной школы в объеме 70 ч в 5-7 классах и 35 ч в 8 классе.
В 9 классе технология может изучаться в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Примерная рабочая программа
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты:
• знание свойств различных материалов: бумаги, картона, ткани, металла, древесины, пластмассы и др.;
• владение инструментами обработки различных материалов;
• владение технологиями работы с различными материалами: бумагой, тканью, металлом, древесиной;
• знание основных компонент машин и механизмов;
• знание простейших механизмов, умение конструировать механизмы из простейших механизмов;
• знание основ управления, умение использовать обратную связь при конструировании робототизированных машин и механизмов;
• знание основ моделирования и формализации, качественной и количественной оценки модели;
• владение навыками моделирования машин и механизмов с помощью робототехнического конструктора;
• умение осуществлять робототехнические проекты;
• оценивание позитивных и негативных сторон современной информационной цивилизации, последствия применения социальных информационных технологий;
• представления о современных технологиях: лазерных, космических, биотехнологиях и нанотехнологиях;
• знание основных профессий из предметных областей: «Природа», «Человек», «Знак», «Художественный образ», «Техника».
Содержание предмета
Традиционный подход к школьному технологическому образованию заключается в изучении некоторых традиционных материалов (бумаги, ткани, дерева, металла и др.), а также решении ряда бытовых задач (ремонт квартирной электропроводки, сельскохозяйственные работы и др.), которые позволяют непосредственно реализовать преобразовательскую деятельность учащихся.
В процессе этой деятельности:
• формируются важные для жизни трудовые навыки;
• дается представление о преобразовательной деятельности в целом;
• происходит развитие интеллекта учащегося и формирование качеств его личности;
• осуществляется процесс профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки.
Наиболее значимые изменения, требующие отражения в содержании технологии, состоят в следующем:
• технологизация всех сторон человеческой деятельности является столь масштабной, что интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса, которые формируются у учащихся по окончании средней школы, явно недостаточно для их успешной социализации;
• развитие собственно информационных и коммуникационных технологий привело к существенному доминированию информационной сферы над вещественно-энергетической, что, безусловно, является негативным явлением. Дальнейшее развитие технологической сферы связано, прежде всего, с конвергенцией материальных и информационных технологий, воплощенных, в частности, в робототехнике.
Описанные выше тенденции требуют новых подходов к построению содержания и структуры предмета «Технология».
Основной акцент целесообразно сделать:
• на целенаправленном освоении сущности технологии;
• на освоении методологии реализации технологического подхода при решении задач из различных областей человеческой деятельности;
• на развитии навыков ручного труда, моделировании, конструировании и проектировании.
Это предполагает освоение:
• общей структуры технологии как совокупности этапов, операций и действий, направленных на достижение поставленных целей или создание изделий с заранее заданными свойствами и параметрами;
• структуры полного цикла решения задачи, включающего в себя этапы: постановки задачи, выбора или создания технологии, адекватной поставленной задаче, реализации технологии с помощью имеющихся средств и инструментов, оценки и коррекции полученных результатов и их последующего использования.
Следует отметить, что именно структурный подход является наиболее корректным и эффективным с точки зрения современного состояния теоретического знания.
Освоение этих структур осуществляется в процессе:
• работы с традиционными материалами (бумагой, тканью, деревом, металлом);
• конструирования моделей с использованием робототехнического конструктора;
• решения практико-ориентированных задач;
• осуществления творческих проектов;
• изучения реальных технологических процессов в вещественно-энергетической и информационной средах, в частности, с помощью визуальных средств.
Ключевым методическим инструментом предмета «Технология» выступает робототехнический комплекс, с помощью которого можно продемонстрировать возможности конвергентных технологий и освоить навыки моделирования, конструирования и проектирования. На основе робототехнического конструктора можно не только конструировать модели, но и решать практико-ориентированные задачи, реализовывать творческие проекты.