С. А. Бешенков. Технология. 5 - 8 классы. Методическое пособие





Содержание предмета 5 класс
(70 ч, 2 ч/нед.)


Правила техники безопасности на уроках технологии (2 ч)

Опасные вещи: высокая температура, электрический ток, заведомо ложная или недоброкачественная информация и др. Безопасность трудовой деятельности. Информационная безопасность.

Введение. Алгоритмы и начала технологии (4 ч)

Цели и способы их достижения. Планирование последовательности шагов, ведущих к достижению цели. Понятие исполнителя. Управление исполнителем: непосредственное или согласно плану. Общие представления о технологии. Алгоритмы и технологии.

Компьютерный исполнитель Робот. Система команд исполнителя.

От роботов на экране компьютера к роботам-механизмам.

Система команд механического робота. Управление механическим роботом.

Робототехнические комплексы и их возможности. Знакомство с составом робототехнического конструктора.

Практическая работа. Составление программы для движения робота по траекториям.

Простейшие машины и механизмы. Конструкторы (6 ч)

Знакомство с простейшими машинами и механизмами и управление машинами и механизмами. Понятие обратной связи, ее механическая реализация.

Практическая работа. Сборка из деталей конструктора модели механизма.

Простые механические модели (8 ч)

Сборка простых механических конструкций по готовой схеме и их модификация. Знакомство с механическими передачами.

Практические работы. 1. Сборка из деталей конструктора модели «Мельница». 2. Сборка из деталей конструктора модели «Карусель». 3. Сборка из деталей конструктора модели «Подъемник». 4. Сборка из деталей конструктора модели «Конвейер».

Простые управляемые модели (4 ч)

Сборка простых механических конструкций по готовой схеме с элементами управления.

Практические работы. 1. Сборка из деталей конструктора модели «Башенный кран». 2. Сборка из деталей конструктора модели «Ножничный подъемник».

Структура технологии (2 ч)

Составляющие технологии: этапы, операции действия. Материалы и изделия. Понятие о технологической документации.

Основные виды деятельности по разработке технологии: проектирование, моделирование, конструирование.

Реализация технологии. Технологическая культура.

Материалы и их свойства (12 ч)

Бумага, картон и их свойства. (Повторение изученного в начальной школе.)

Ткань и ее свойства. (Повторение изученного в начальной школе.)

Древесина и ее свойства.

Лиственные и хвойные породы древесины. Основные свойства древесины: твердость, прочность, упругость. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера и др. Области применения древесных материалов. Отходы древесины и их рациональное использование.

Металлы и их свойства.

Черные и цветные металлы. Свойства металлов. Тонколистовой металл и проволока.

Современные материалы и их свойства.

Практические работы. 1. Определение вида бумаги и области её использования. 2. Изучение образцов ткани и области её использования. 3. Определение степени влажности образцов древесины. 4. Определение вида древесных материалов по образцам. 5. Определение видов металлов по образцам. 6. Определение видов пластмасс по образцам. 7. Проектирование простейшей конструкции из пластиковых труб с использованием фитингов.

Инструменты работы с материалами (12 ч)

Измерительные инструменты: линейка, угольник, угломер, нутрометр, кронциркуль, штангенциркуль.

Инструменты работы с бумагой: ножницы, нож, клей.

Инструменты работы с тканью: ножницы, иглы, клей.

Инструменты работы с деревом:

• молоток, отвертка, пила;

• рубанок, шерхебель, рашпиль, шлифовальная шкурка.

Столярный верстак

Инструменты работы с металлами:

• ножницы, бородок, сверла, молоток, киянка;

• кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, зубило, напильник. Слесарный верстак.

Практические работы. 1. Создание простейших изделий из бумаги. 2. Снятие мерок. 3. Создание простейших изделий из ткани. 4. Создание простейших изделий из древесины. 5. Создание простейших изделий из металла.

Сборка простейших роботов (20 ч)

Ознакомление с принципами работы датчиков из радиотехнического набора. Сборка механических моделей с применением датчиков. Программирование робототехнических моделей.

Практические работы. 1. Составление программы управления движением робота. 2. Конструирование шагающего робота. 3. Конструирование робота с шасси. 4. Конструирование устройства для создания автоматического изображения.

Учимся учиться (в ходе изучения всех тем)

Учимся читать. Уровни информации. Структура текста.

Учимся обозначать. Знаки и знаковые системы.




Наверх