Методические материалы по ОБЖ для 10 класса




подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-4 5-9 10-13 14-21 22-25 26-31 32-35 КР


Урок 1


Основные причины вынужденного автономного существования. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Действия людей в ситуациях, связанных с авариями транспортных средств. Принятие решения оставаться на месте аварии или уйти с места аварии.

Учебные вопросы.
1. Основные причины вынужденного автономного существования.
2. Первоочередные действия потерпевших бедствие.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие;
б) овладеть навыками безопасного поведения в случае аварии транспортных средств.

Основное содержание урока.

Теоретическая часть. Понятие о выживании и автономном существовании, их примеры. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: чрезвычайные ситуации природного характера, экстремальные ситуации в условиях природной среды, аварийные ситуации в условиях природной среды. Условия, определяющие успех выживания.
Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств. Основные правила принятия решения оставаться на месте аварии в ожидании помощи. Основные правила принятия решения об уходе с места аварии.

Практическая часть. Отработка практических действий потерпевших бедствие при условной аварии транспортного средства (машина, речное судно, самолет).
Отработка действий на месте аварии до прибытия помощи. Отработка действий при уходе с места аварии.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Назовите основные принципы вынужденного автономного существования в природных условиях.
2. Приведите примеры (из жизни, книг или фильмов) оживания людей в природной среде.
3. Какие качества помогают выжить людям, попавшим в беду?
3. Какие первоочередные действия необходимо предпринять потерпевшим бедствие в безлюдной местности?
4. В каких случаях принимают решение оставаться на месте?
5. В каких случаях принимают решение об уходе с места аварии?

Домашнее задание. Раздел I, глава 1, тема 1.1, задания 1, 2, 3.

Уроки 2 - 3


Автономное существование человека в условиях природной среды. Способы ориентирования на местности: по компасу; по небесным светилам; по растениям и животным; по местным признакам. Движение по азимуту. Оборудование временного жилища. Виды временных жилищ. Добыча огня и разведение костра. Типы костров. Обеспечение питанием и водой.

Учебные вопросы.
1. Основные способы ориентирования и движения по азимуту.
2. Сооружение временного убежища.
3. Добывание огня и разведение костра.
4. Обеспечение водой и питанием.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны овладеть навыками в подготовке и проведении туристического похода, безопасного поведения при движении по маршруту и в условиях вынужденного автономного существования.

Основное содержание урока.

Теоретическая часть. Основные способы ориентирования по компасу, по небесным светилам, по местным признакам. Метод движения по азимуту. Понятие об истинном и магнитном азимутах. Сущность движения по азимуту.
Сооружение временного убежища. Факторы, влияющие на выбор типа укрытия. Типы укрытий. Естественные природные укрытия. Простейшие укрытия. Навесы и шалаши. Приподнятые укрытия на заболоченном или сыром месте. Зимние укрытия.
Правила добывания огня. Выбор места для разведения костра. Порядок разведения костра. Типы костров и их назначение. Способы добывания огня при отсутствии спичек.
Обеспечение водой. Опасность обезвоживания организма. Добывание воды при отсутствии водоемов. Очистка, фильтрование и обеззараживание воды в природных условиях.
Обеспечение питанием. Источники пищи в условиях выживания. Дикорастущие съедобные растения, водоросли, грибы. Пища животного происхождения. Правила безопасного употребления растительной пищи.

Практическая часть. Отработка способов ориентирования. Определение сторон горизонта по Солнцу. Определение местного полудня. Определение сторон горизонта по Солнцу и часам. Определение сторон горизонта по Полярной звезде и Луне.
Отработка метода движения по магнитному азимуту с использованием вспомогательных и промежуточных ориентиров.
Отработка способов сооружения простейших укрытий (шалашей и навесов).
Отработка способов разведения костров различного типа: сигнальных, пламенных, жаровых. Отработка способов добывания огня при отсутствии спичек (при помощи увеличительного стекла, при помощи кремня и куска металла, путем трения).
Отработка способов добывания, очистки и обеззараживания воды.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Назовите способы ориентирования на местности, помогающие определить стороны горизонта.
2. Какими способами можно определить стороны горизонта по небесным светилам?
3. Какими способами можно определить стороны горизонта по местным признакам?
4. Какие данные нужны для движения по азимуту? Как определить направление на предмет по заданному азимуту?
5. Какими способами можно определить пройденное расстояние?
6. Для чего необходимо оборудование временного жилища при выживании? Какие факторы влияют на выбор типа временного укрытия?
7. Какие функции выполняет костер? Как выбрать место для костра и правильно развести его?
8. Какими способами можно добыть огонь при отсутствии спичек?
9. Объясните, почему пища и вода являются важным фактором при длительном пребывании в условиях автономного существования.
10. Какими способами можно добывать воду в условиях природной среды? Назовите способы обеззараживания и очистки воды в полевых условиях.

Домашнее задание. Раздел I, глава 1, тема 1.2, задания 4, 5, 6, 7.

Урок 4


Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера: на улице; в общественных местах; на массовом мероприятии; в общественном транспорте; на железнодорожном транспорте; в подъезде дома; в лифте. Необходимая оборона.

Учебные вопросы.
1. Правила безопасного поведения на улице и в общественных местах.
2. Правила безопасного поведения в общественном и на железнодорожном транспорте.
3. Правила безопасного поведения в доме.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать основные правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера.

Основное содержание урока.

Практическая часть. Обсуждение с обучающимися наиболее опасных ситуаций криминогенного характера на улице, в общественных местах (магазины, кафе, рынки), в общественном транспорте, на железнодорожном транспорте, в подъезде дома, в лифте. Отработка навыков безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать во время прогулки по улице?
2. Какие меры безопасности вы примете, возвращаясь, домой поздно вечером?
3. Как вы будете действовать, если вам покажется, что вас преследуют?
4. Перечислите правила безопасного поведения в общественных местах.
5. В чем заключается криминогенная опасность общественного транспорта? Какие меры безопасности необходимо соблюдать при пользовании им?
6. В чем заключаются особенности безопасного поведения при поездке на железнодорожном транспорте?
7. Какие опасные ситуации могут возникать в подъезде дома? Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать при входе в подъезд и в квартиру?
8. Как вы будете действовать, если в подъезде увидели подозрительного человека?
9. Какие меры безопасности необходимо соблюдать в лифте?

Домашнее задание. Раздел I, глава 2, задания 8, 9, 10,11,12.


1-4 5-9 10-13 14-21 22-25 26-31 32-35 КР



Источник: Методические материалы по ОБЖ для 10 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)






Наверх